Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Деятельность религиозных объединений на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

В Конституции Российской Федерации закреплены основы правового статуса религиозных объединений. В соответствии с положениями статей 13, 14 Конституции РФ, Российская Федерация является светским государством, основными принципами которого являются отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом, а также запрет на создание и деятельность общественных объединений, преследующих цели, направленные на разжигание религиозной розни.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ, гражданам России предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения. Данные положения действуют во взаимосвязи с конституционным правом граждан на объединение.

Свобода вероисповедания в России реализуется либо индивидуально - человеком, либо коллективно - в рамках религиозных объединений, статус которых регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон о свободе совести). Закон о

свободе совести определяет основные понятия, способы и порядок реализации свободы совести, светский характер государственно-конфессиональных отношений, статус и источники правового регулирования деятельности религиозных объединений, их права и условия деятельности, органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции в данной сфере, и другие положения.

Однако данный нормативно-правовой акт является весьма противоречивым. К его существенным недостаткам можно отнести: некорректно сформулированную преамбулу, где все религиозное разнообразие нашей страны представляется как иерархия религий с признанием особого вклада православия в историю России; отсутствие гарантий и механизмов поддержки государством социально значимой деятельности религиозных организаций (например, реабилитации лиц, отбывших наказание, профилактики наркомании и алкогольной зависимости, заботы о социально незащищенных слоях населения); отсутствие правовых оснований и механизмов содействия государства религиозному паломничеству верующих.

В соответствии с Законом о свободе совести, под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях
проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: 1) вероисповедание; 2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; 3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения, в свою очередь, подразделяются на религиозные организации и религиозные группы. Среди религиозных организаций выделяются местные и централизованные.

Согласно ст. 8 Закона о свободе совести религиозная организация - это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Следовательно, религиозная организация, будучи юридическим лицом, обладает, помимо конституционно-правовой, также административной, гражданской процессуальной и гражданской правоспособностью.

Более подробно права религиозных организаций перечислены в гл. III Закона о свободе совести. В частности, религиозной организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, учреждать средства массовой информации, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, создавать учреждения профессионального религиозного образования, производить и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

Помимо специфических прав, религиозные организации обладают правами, обычно присущими юридическим лицам: например, заключают трудовые договоры с работниками; владеют, пользуются и распоряжаются своей частной собственностью.

По состоянию на 01.06.2014 г. в Российской Федерации зарегистрировано 26 865 религиозных организаций, а также 4 представительства иностранных религиозных организаций.

Религиозной группой в Законе о свободе совести признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозные группы наделены рядом прав и обязанностей в объеме несоизмеримо меньшем, нежели организации. Религиозным группам предоставлено право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Таким образом, религиозная группа обладает конституционной правоспособностью, но эта правоспособность значительно уже, нежели у организации, например религиозная группа не может производить и распространять религиозную литературу. Несмотря на это обстоятельство, Европейский суд по правам человека в последние годы уделяет все больше внимания проблемам правового статуса религиозных групп, примером чему может служить Постановление ЕСПЧ от 1 октября 2009 г. по делу «Кимля и другие против Российской Федерации».



В зарубежных странах правовое положение религиозных объединений может быть отражено в конституции (основном законе), специализированном нормативно-правовом акте и различных договорах, соглашениях.

Так, в Италии основными источниками правового регулирования деятельности религиозных объединений являются Конституция Итальянской Республики, Итальянский гражданский кодекс, Латеранский договор между Италией и Святым Престолом от 11 февраля 1929 г., Закон Итальянской Республики от 24 июня 1929 г. № 1159 «Положения о религиозной практике, допускаемой в пределах государства, и о заключении брака священнослужителями соответствующих религий», соглашения государства с отдельными конфессиями.

В Испании - это: Конституция Испании, Закон от 5 июля 1980 г. № 7 «О свободе вероисповедания», Королевский указ от 9 января 1981 г. №142 «Об организации и осуществлении регистрации религиозных объединений», Базовое соглашение от 28 июля 1976 г. между государством Испания и Святым Престолом.

В федеративных государствах, к которым относится и Россия, в зависимости от механизма распределения государственных полномочий, регулирование может осуществляться либо на общефедеральном уровне (например, Австрия, Аргентина), либо совместно федерацией и ее субъектами (например, Австралия, Индия, Канада, Федеративная Республика Германия).

В Австралии на федеральном уровне действует ряд рамочных актов, устанавливающих свободу совести и религии (например, Конституция Австралийского Союза 1900 г., Австралийский билль о правах 2001 г., Парламентский устав Билля о правах 2001 г.), а отдельные штаты принимают свои законы относительно некоторых религиозных объединений. Например, в штате Виктория приняты следующие акты: Закон о Союзе баптистских объединений 1930 г., Закон о Веслианских независимых методистах и баптистах 1838 г., Закон о Церкви Шотландии 1840 г., Закон о Пресвитерианской церкви Австралии 1900 г. и некоторые другие акты.

Принцип отделения религиозных объединений от государства нашел свое отражение в законодательстве большинства зарубежных стран, однако, в разных странах он понимается по- разному. К примеру, классическими образцами стран, где действует принцип отделения, являются США и Франция. Но если в США в основе такого отделения лежит принцип свободы каждого человека в вопросах вероисповедания, значительной автономии религиозных организаций, который объясняется фактом существования церкви на территории США до формирования государства, то во Франции этот принцип исторически сформировался в целях ограничения влияния католической церкви на общественную жизнь, и впоследствии был распространен на все конфессии.


В государствах Центрально-Азиатского региона принцип отделения религиозных организаций (церкви) предполагает исключение религиозных организаций из политической и, во многом, социальной активности, а также наличие запрета на выполнение религиозными организациями государственных функций.

Например, в Туркменистане и в Узбекистане действует императивный вариант отделения религиозных объединений, выражающийся в максимально возможном исключении религиозных организаций не только из политической, но и из общественной сфер жизни общества, тотальном контроле за религиозными лидерами и верующими. В частности, Конституция Кыргызстана закрепляет полномочие Конституционного Суда решать вопрос о конституционности деятельности религиозных объединений.

В Таджикистане, напротив, разрешено создание политических партий на религиозной или атеистической основе, а религиозные организации в Кыргызстане вправе участвовать в политической жизни, что говорит о своеобразном понимании этими странами принципа отделения религиозных объединений от государства.

§ 4. Конституционно-правовой статус средств массовой информации

Основы правового статуса организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий и других средств массовой информации (далее - СМИ) установлены в ст. 29 Конституции РФ, предусматривающей гарантии свободы массовой информации, мысли и слова, запрет цензуры, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В правовом статусе СМИ указанные конституционно - правовые элементы занимают не только большой объем, но имеют определяющее, приоритетное значение по отношению к иным элементам, установленным в других нормативно-правовых актах.

Специализированным международным правовым актом, регулирующим деятельность СМИ, является Резолюция № 428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы «Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека», принятая 23 января 1970 г. и собственно Декларация. Указанная Декларация определяет статус печати и других средств массовой информации, систему гарантий их независимости и меры по обеспечению ответственности СМИ.

Более детально права и обязанности СМИ регламентированы в Законе РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ). В основу данного Закона положен принцип свободы массовой информации, в нем закреплена свобода поиска, получения, производства и распространения массовой информации, а также учреждения СМИ. Подтверждено запрещение цензуры, но запрещено и злоупотребление свободой массовой информации.


К содержащимся в Конституции Законом добавлены запреты: использования СМИ в целях совершения преступлений, для разглашения государственной тайны, для распространения материалов, содержащих нецензурную брань, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Правовой статус СМИ можно определить как совокупность следующих элементов: обязательная государственная регистрация; лицензирование теле- и радиовещания; порядок выпуска средств массовой информации; обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица; обеспечение государством редакционной самостоятельности; экономическая государственная поддержка; регулирование рекламы в средствах массовой информации.

Согласно ст. 2 Закона о СМИ, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

СМИ подлежат регистрации, за исключением случаев, предусмотренных законом. Государственную регистрацию СМИ и ведение реестра зарегистрированных средств массовой информации в России осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы (Роскомнадзор).

По состоянию на 15.05.2014 г. в общероссийском реестре средств массовой информации было зарегистрировано всего СМИ 88 610, из них печатных - 65 596, электронных - 15 694, сетевых - 6220, информационных агентств - 1663.

Учредительным документом СМИ является Устав, который принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов и утверждается учредителем редакции. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, может являться юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.

Закон о СМИ также содержит термин «специализированное СМИ», под которым понимается средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила.

В числе специализированных средств массовой информации в Законе о СМИ выделяются рекламные и эротические издания. Специальный правовой режим рекламных средств массовой информации в законодательстве существует в силу п. 11 ст. 14 и п. 10 ст. 15 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»