Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 325

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В рамках данной категории можно также выделить социально значимые средства массовой информации, специализирующиеся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, средства массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения.

В настоящее время наметилась тенденция к формированию особого правового режима научных средств массовой информации, выразившаяся в издании Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, к которым предъявляются определенные требования, обусловленные социальной ролью таких средств массовой информации.

По месту производства и распространения продукции средства массовой информации подразделяются на национальные, зарубежные и международные. В соответствии со ст. 54 Закона о СМИ гражданам России гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

В зависимости от содержания и тематики продукции средства массовой информации могут быть: официальными; научно-просветительскими; политическими; религиозными; рекламными; развлекательными. В основе такой классификации - корпоративные требования со стороны журналистского сообщества к содержанию продукции средств массовой информации.

Необходимо также отметить Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», принятый в целях своевременного и достаточно полного информирования населения посредством государственных федеральных и региональных СМИ о деятельности органов государства.

Ключевая роль в регулировании правового статуса и деятельности СМИ принадлежит гражданскому законодательству. Данный тезис справедлив в первую очередь для экономической стороны деятельности СМИ. Положительным является тот факт, что нормы Гражданского кодекса РФ распространяют свои положения на защиту нематериальных прав, в числе которых достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна.

Однако далеко не во всех зарубежных странах есть специальные законы, регулирующие деятельность печати и других СМИ. Ряд национальных правовых систем, например США, Канады, Великобритании, Голландии, Испании и Австралии не признают информационного права как самостоятельной отрасли права. В указанных странах СМИ регулируются нормами, преимущественно, гражданского законодательства. Не случайно те страны, конституции которых уделяют особое внимание свободе массовой информации, имеют специальные законы о печати. В германских землях существуют собственные (хоть и весьма схожие) законы о прессе. В Австрии и Швеции есть


Следует отметить, что даже в странах, не имеющих базовых национальных законов о печатных СМИ и правах журналистов, есть законы о телерадиовещании, регулирующие вопросы функционирования общественного и частного телевидения, а также радио, порядка выдачи лицензий и т. п. В некоторых государствах приняты законы, существенно ограничивающие сбор и распространение информации (например, английский закон о государственной тайне 1989 г.).

В зарубежных странах с демократическим режимом функции государственного регулирования в информационной сфере сводятся, в основном, к лицензированию телерадиовещания. Радиочастотный диапазон, используемый для осуществления эфирного или спутникового вещания, представляет собой ограниченный природный ресурс, в распределении которого участвует авторитетный арбитр. Органы регулирования вещательной деятельности являются независимыми, на них распространяется специальный порядок финансирования, а руководство осуществляется, как правило, коллегиально.

Члены таких органов назначаются высшими органами государственной власти совместно (Федеральная комиссия связи в США, Высший совет по вопросам радио и телевидения во Франции, Национальный совет по вопросам вещания в Польше) либо парламентом (Чехия, Исландия, Турция). В странах, где существует культура доверия органам государственной власти и, прежде всего, правительству, допускается назначение членов органов вещательного контроля лишь центральными исполнительными органами власти (Великобритания).

В отличие от аудиовизуальных СМИ, в сфере периодической печати в зарубежных странах обычно доминируют органы саморегулирования. Для осуществления контроля за соблюдением норм журналистской этики и правил делового соперничества такие органы наделяются квазисудебными полномочиями, а также полномочиями по наложению штрафов и порицаний и требованию опубликования опровержений или публичных извинений.

Глава XL

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ

§ 1. Понятие и сущность конституционных основ народовластия

Демократия в переводе с греческого дословно означает «народовластие» («власть народа»). Однако эти два термина в юридическом смысле не совпадают. Народовластие - один из элементов демократии, иначе называемый «народный суверенитет». В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства. Народ как субъект, осуществляющий власть, отделяет понятие народовластия от государственной власти.



Конституция Российской Федерации в ст. 3 устанавливает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Данное положение закрепляет в Российской Федерации принцип народовластия - принадлежности власти народу.

Принцип народовластия, несмотря на кажущуюся простоту, скрывает ряд проблем юридического характера. Термин «народ» используется в разных значениях: в широком - для обозначения населения государства или, реже, иных общностей. В узком, юридическом, аспекте под народом, как правило, понимают совокупность граждан конкретного государства.

Народ, понимаемый в широком аспекте, не может являться субъектом конституционных правоотношений. Конституция РФ гарантирует политические права гражданам Российской Федерации. Только они имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. При этом не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Также необходимо помнить о том, что общая правоспособность граждан Российской Федерации наступает с 18 лет.

Таким образом, народовластие в Российской Федерации осуществляется не всем многонациональным народом страны, а строго определенной категорией граждан России.

Понятие народовластия связано не только с источником власти, но и с целями ее деятельности. Власть в Российской Федерации имеет публичный интерес, целью ее осуществления является общественное благо.

Прогрессивное значение теории народовластия как народного суверенитета проявилось в эпоху первых буржуазных революций. Она позволила передать суверенитет социальным коллективам и тем самым опровергнуть ранее господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть, и он вверялся одному человеку («монарху божьей милостью»). Теория народного суверенитета является основным условием демократии, так как народ не может управлять собой, если он сам не обладает суверенитетом. Таким образом, существует прямая взаимосвязь понятий демократии, народного и национального суверенитетов.

Основой народовластия в западноевропейской правовой мысли выступает концепция «правления большинства». Данная концепция объясняет, как необходимо принимать решение при осуществлении выбора между различными мнениями. В соответствии с ней единственным критерием выбора является число голосов, отданное в пользу того или иного мнения. Любое мнение имеет свою ценность, но основой для принятия решения служит преобладание в определенный момент сторонников той или иной точки зрения. При этом победившая точка зрения может быть небесспорной.


Вызывает интерес реализация народовластия в Великобритании. Британская демократия никогда не отвечала критерию «правления народа». Теоретически в Великобритании принята модель представительной демократии, в рамках которой политическая власть концентрируется в руках «свободно избираемых членов палаты общин». При этом фактически ответственность за государственное управление находится в руках правительства, которое не делит право принятия решений ни с парламентом, ни с народом. Народовластие в современной Великобритании реализуется посредством существования правительства, способного учитывать общественное мнение в процессе принятия им решений, а гарантией ограничения бесконтрольной власти правительства, является установление ответственности правительства перед парламентом.

Реализация принципа народовластия в США имеет долгую историю. Несмотря на то, что изначально создание государства сопровождалось провозглашением принципа демократического устройства, сложно говорить о реальном народовластии в период становления данного государства. Всеобщее избирательное право сформировалось в США в результате принятия в течение двух столетий ряда поправок к Конституции США. В 1868 году Четырнадцатой поправкой был установлен возрастной ценз в 21 год для активного избирательного права, в 1870 году Пятнадцатой поправкой было запрещено ограничивать право голоса в зависимости от расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве. В 1920 году Девятнадцатая поправка распространила активное избирательное право на женщин, ранее не участвовавших в политической жизни государства. В 1964 году был отменен имущественный ценз при федеральных выборах (Двадцать четвертая поправка), а в 1971 году был снижен возрастной ценз на всех выборах до 18 лет (Двадцать шестая поправка).

Несмотря на отсутствие упоминания в Конституции США именно народовластия, фактически данный принцип действует в конституционном устройстве. Основанием для его реализации являются конституционные положения о естественных правах и свободах человека, а так же широкое применение отдельных демократических процедур - выборности Президента и членов Конгресса, права на суд присяжных, разделения властей, права на восстание народа при узурпации власти. В Декларации Независимости США 1974 года содержится отсылка к договорной теории возникновения государства
, что также предполагает проявление народовластия.

Конституционно-правовое закрепление принципа народовластия имеется и в Основном законе Германии. В статье 20 Конституции ФРГ установлено, что «Вся государственная власть исходит от народа», а сама Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством.

Конституция Франции не упоминает принцип народного суверенитета, закрепляя в качестве основного принципа государственного устройства именно национальный суверенитет, который выражается в возможности нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах. «Французский народ, - говорится в преамбуле Конституции Французской Республики, - торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года». Основным принципом Французской Республики является правительство народа, по воле народа и для народа, а в ст. 3 Конституции закреплено, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление».

Национальный суверенитет, гласит ч. 2 ст. 1 Конституции Испании, принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства, а в частях 1 и 2 ст. 1 Конституции Греции установлено, что народный суверенитет составляет основу политического режима, а вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции.

Преамбула Конституции Японии также устанавливает, что народ облечен суверенной властью, а сама государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит

от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ.

§ 2. Непосредственная демократия в современном государстве

Конституция Российской Федерации в ст. 3 определяет, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Таким образом, в Конституции РФ закреплены две формы народовластия - прямая (непосредственная) и представительная демократия.