Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коалиционное правительство обычно формируется при парламентарной или смешанной форме правления, когда ни одной из партий по результатам выборов не удалось получить в парламенте (его нижней палате) большинство. Коалиционное правительство формируется в результате соглашения между партиями и независимыми депутатами об общей правительственной программе (Германия, Италия). Оно лишено возможности контролировать деятельность партийных фракций, составляющих парламентское большинство, с такой эффективностью, как это делают однопартийные правительства. Коалиционное правительство вынуждено лавировать, идти на компромиссы.

В кризисные моменты (например, в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, создание правительства национального единства, что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.

Возможно создание правительства меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку политических партий, не имеющих большинства в парламенте. В таком составе правительству трудно принимать радикальные решения, и оно обычно ограничивается решением текущих вопросов.

Беспартийное правительство образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, Оно включает специалистов, партийная принадлежность которых значения не имеет. Оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе.

Отношения правительства и органа конституционного надзора в определенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема его полномочий.

В тех странах, где орган конституционного надзора формируется при прямом (Япония, США) или косвенном (Франция, Индия) участии правительства, последнее, как правило, имеет большие возможности для контроля над этим органом. Но даже в тех государствах, где орган конституционного надзора создается без участия правительства (ФРГ, Италия), имеются достаточные возможности для

воздействия на него высшего исполнительного органа государственной власти.

Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования. Например, Правительство - в Чехии, Колумбии, Российской Федерации, Кабинет - в Японии, Совет Министров - в Индии, Совет министров (Правительство) - во Франции, на Кубе, Государственный совет - в Китае, Федеральное правительство - в Германии, Федеральный совет - в Швейцарии, Административный совет - в Корейской Народной Демократической Республике.


Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании.

Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и Советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр. В Дании правительство под председательством Королевы и с участием престолонаследника именуется Государственным советом, а под председательством Премьер-министра - Советом министров.

Можно выделить правительства, конституционно-правовой статус которых стал основой для развития института правительства в других странах. К таковым относятся правительства Великобритании, Соединенных Штатов Америки, стран Западной Европы, Союза Советских Социалистических Республик, исламских государств, Китая.

Очевидно влияние Франции в странах так называемой французской Африки. Соединенные Штаты Америки стали образцом для стран Латинской Америки. Бельгия оказала влияние на Конго, а Португалия и СССР - на Анголу и Мозамбик. Опыт государственного строительства Англии был воспринят в Австралии, Новой Зеландии, Ямайке и других странах Британского Содружества. Не ушли от заимствования и страны СНГ, равно как и не вошедшие в Содружество бывшие советские республики.

§ 2. Порядок формирования и структура правительства

Процедура формирования правительства в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Конституция РФ 1993 г. закрепила приоритет Президента РФ в формировании Правительства РФ, предоставив ему исключительные полномочия по представлению кандидатуры главы Правительства РФ на рассмотрение парламента и утверждению персонального состава Правительства РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.



Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения об этом. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ Президент РФ в силу п. 4 ст. 111 Конституции РФ может трижды представлять одну и ту же кандидатуру на должность Председателя

Правительства, может представлять каждый из трех раз различные кандидатуры либо одну кандидатуру - дважды, а в третий раз - иную кандидатуру.

Заместителей главы Правительства и федеральных министров также назначает Президент РФ по предложению председателя Правительства РФ. Этот процесс не является публичным.

Партийный состав Государственной Думы и партийный состав Правительства РФ согласно российскому законодательству не связаны, что дает Президенту РФ широкую свободу действий при формировании Правительства РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента.

В настоящее время Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрена трехзвенная система таких органов: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.


Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Деятельность Правительства РФ обеспечивает Аппарат Правительства РФ и вспомогательные (консультативные, временные) органы. Руководитель Аппарата входит в состав Правительства РФ, имея статус федерального министра или заместителя Председателя Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания РФ.

Для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства РФ может создаваться Президиум Правительства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

Формирование правительства в других государствах происходит при участии высшего законодательного (представительного) органа власти - парламента или без его участия. Таким образом, можно выделить два основных способа формирования правительства: парламентарный и непарламентарный.

Формирование правительства на парламентарной основе происходит исключительно парламентом или с его участием. Глава правительства формирует состав правительства и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту (например, Палате общин в Великобритании, обеим палатам в Италии).

Только после получения парламентской инвеституры (утверждения) производится окончательное назначение правительства актом главы государства, и Правительство считается приступившим к исполнению своих обязанностей.

Если ни одна из партий не располагает большинством в парламенте, глава государства проводит консультации с лидерами представленных в нем партий. В некоторых странах (например, в Бельгии, Нидерландах) в этом случае назначается не премьер-министр, а форматор правительства, который проводит переговоры с руководством партий, представленных в парламенте. В случае неудачи переговоров форматором назначается новое лицо.


Определенной спецификой отличается конституционная процедура формирования правительства в республиках со смешанной формой правления. Во Франции премьер-министр и члены правительства по его представлению назначаются Президентом Республики. В Болгарии парламенту представляют только кандидатуру главу правительства, который, получив утверждение, формирует правительство и представляет его для назначения главе государства.

Если предлагаемое правительство или его глава не могут получить доверия большинства в парламенте, то возможен их роспуск с назначением служебного правительства до выборов нового парламента.

Согласно ст. 37 греческой Конституции Президент республики назначает Премьер-министра и по его предложению других членов Правительства и государственных секретарей. Премьер-министром назначается лидер политической партии, располагающей в Палате депутатов абсолютным большинством мест. Если же абсолютное большинство мест не получено ни одной партией, Президент поручает лидеру партии, имеющей относительное большинство, выяснить возможность формирования Правительства, пользующегося доверием палаты. Если согласовать кандидатуру Премьер-министра не удается, Президент, получив заключение Совета республики, назначает Премьер-министром лицо, которое, по мнению Совета, способно получить доверие Палаты.

В редких случаях в многонациональных государствах конституции предусматривают обязательное представительство в правительстве определенных коллективных субъектов конституционного права либо вводят в этом отношении известные ограничения. Так, ст. 99 Бельгийской Конституции установила, что Совет министров должен насчитывать равное число франкоязычных и нидерландоязычных министров.

Непарламентарный способ образования высшего органа государственного управления типичен для президентских республик и дуалистических монархий, а также для некоторых смешанных республик. В президентских республиках глава государства сам является носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета.

В некоторых президентских республиках парламент принимает определенное участие в формировании центральной исполнительной власти. Так, в США Президент, согласно части второй разд. 2 ст. II Конституции, производит назначения членов Кабинета по совету и с согласия Сената, но в этом случае проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов на должности. Окончательное решение остается за президентом.