Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Внутренняя структура правительств очень разнообразна, но ее можно свести к двум основным системам - континентальной и англосаксонской.

Континентальная система характеризуется тем, что в состав правительства входят все главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией. Министры, главы департаментов, государственные секретари, возглавляемые премьер-министром, составляют единый коллегиальный орган. Такой порядок организации правительства приводит к увеличению его численности. Поэтому во многих странах, имеющих эту систему, создается более узкий орган, состоящий из руководителей важнейших ведомств и министерств.

Например, в Италии не существует законов, ограничивающих численный состав правительства или определяющих структуру министерств, но ст. 95 Конституции предписывает создание Бюро Совета министров, которое является внутриправительственным органом. Бюро Совета министров может создавать Совет кабинета в составе определенных им министров. Главная задача этого органа - реализация в деятельности правительства согласованных позиций «пакта о коалиции», в соответствии с которым представители различных политических сил вошли в состав Совета министров.

В Конституции V Французской Республики вопрос о структуре правительства не урегулирован. В состав французского правительства (как Совета министров, так и Совета кабинета) входят министры, возглавляющие центральные исполнительные органы управления, и государственные секретари - главы департаментов, которые считаются «младшими министрами». В тех случаях, когда Президент и Премьер-министр принадлежат к партиям парламентского большинства, правительством в собственном смысле слова (Советом министров) является коллегия, возглавляемая Президентом. Премьер-министр согласно ст. 21 Конституции может председательствовать на заседаниях Совета министров вместо Президента лишь в исключительных случаях, по прямому поручению Президента и с определенной повесткой дня.

Если Президент представляет партию парламентского меньшинства, а правительство - партию парламентского большинства, то роль Премьер-министра существенно возрастает. Он самостоятельно определяет структуру правительства, осуществляет подбор кандидатур на должности министров, а также руководит деятельностью правительства.

Англосаксонская система
обязана своим происхождением государственной практике Великобритании, откуда она затем распространилась в другие страны (Канаду, Индию, Австралию, Новую Зеландию, Ямайку и другие страны Британского Содружества). Одной из особенностей этой системы является то, что в составе правительства на основе конституционного соглашения или конституционного обычая формируется так называемый «кабинет», представляющий собой узкую коллегию, состоящую из наиболее важных министров и государственных секретарей и других должностных лиц. Таким образом, при англосаксонской системе понятия «правительство» и «кабинет» не совпадают. В состав кабинета входят не все главы центральных исполнительных ведомств, а лишь важнейшие из них. Министры в «ранге членов кабинета» занимают привилегированное положение по отношению к тем членам правительства, которые в кабинет не входят.

Так, под правительством Великобритании понимается совокупность всех высших должностных лиц в рамках системы исполнительной власти, которые подразделяются на несколько рангов, и далеко не все из них возглавляют те либо иные департаменты. Например, правительство Маргарет Тэтчер в конце 1980-х гг. состояло из 30 министров, или государственных секретарей, 24 государственных министров и 45 парламентских секретарей и заместителей секретарей.

Считается, что Кабинет окончательно оформился в начале XVIII в. при короле Георге I (1660-1727 гг.). Кабинет не имеет никакой статутной основы, так как его существование не опирается на парламентские законы. Он существует на основе конституционного соглашения.

Кабинет не издает никаких нормативных актов, но он определяет и направляет всю правительственную политику, его решения носят характер политической директивы, которые превращаются в нормативные акты через Парламент и соответствующих министров. Кабинет возглавляет премьер-министр - лидер победившей на выборах партии.

Правовое положение Кабинета США ближе к особенностям континентальной системы. Конституция США ничего не говорит о Кабинете. Однако к концу президентства Д. Вашингтона Кабинет приобрел черты правительства, хотя не имел никаких законных оснований для своего существования. Численный состав Кабинета в США неоднократно менялся: в 1789 г. в него входило 5 министров, в 1840 г. - 7, в 1901 г. - 9, в 1913 г. - 10; к 1945 г. - 11, с 1953 г. вновь сократилось до 10. С 1997 г. в состав Кабинета входят 14 министров.



В последнее время в связи с ростом влияния канцелярии Белого дома и исполнительного аппарата при Президенте значение Кабинета существенно снизилось. Следует иметь в виду, что фактически процесс принятия решений может осуществляться Президентом и без участия Кабинета в полном составе. Для этой цели Президенты часто создают более узкие совещательные коллегии, состоящие из наиболее доверенных людей, которые в США именуются «кухонными кабинетами».

Институт главы правительства предусмотрен только при парламентарных и смешанных формах правления. В президентских республиках функции главы правительства выполняет глава государства, который обладает, как правило, большими полномочиями, чем премьер-министр, назначаемый парламентом.

В большинстве стран глава правительства именуется премьер-министром (фр. premier - первый). Нередко глава правительства называется председателем совета министров (Италия) или председателем правительства (Испания, Чехия). В некоторых странах используются особые наименования главы правительства. В Болгарии - министр-председатель. В Германии и Австрии - Федеральный канцлер.


Глава правительства в современных странах является центральной политической фигурой и обладает значительными полномочиями. Премьер-министр чаще всего является лидером партии, имеющей большинство в парламенте. В таком случае он назначает и смещает членов правительства по своему усмотрению, опираясь на партийную коалицию. Любое заявление премьер-министра считается официальным и не может критиковаться членами правительства. С прекращением по любой причине полномочий главы правительства в демократических странах прекращаются полномочия всего правительства.

В состав правительств зарубежных стран, помимо его главы могут входить государственные министры, министры, министры без портфеля (не имеющие в управлении отдельного министерства), статс-секретари, а также младшие министры и парламентские секретари.

Статс-секретарь часто назначается наряду с министром для руководства органов власти, он либо выполняет функции заместителя министра, либо ведает определенным участком работы внутри данного ведомства.

В структуре правительства создается вспомогательный аппарат.

Первоначальной формой вспомогательного аппарата являлись различного рода комитеты и комиссии, которые создавались при правительстве. По мере усложнения государственных функций и расширения сферы их действия рос и усложнялся вспомогательный аппарат.

В Великобритании вспомогательный правительственный аппарат имеет ярко выраженную специфику. Английские правительственные комитеты подразделяются на две основные группы. Первые - это постоянные комитеты, которые учреждаются Кабинетом по наиболее важным вопросам и возглавляются обычно ведущими министрами; вторые - временные комитеты, которые создаются Кабинетом по мере надобности по самым различным вопросам. Возглавляют их также члены Кабинета.

Американская система организации правительственного вспомогательного аппарата является в некоторой степени логическим завершением английской системы. Государственная практика США пришла к необходимости стабилизации временных и постоянных вспомогательных учреждений, которые на основании Акта о реорганизации 1939 г. были объединены в определенную систему органов, именуемую Исполнительным аппаратом при Президенте. После реорганизации 1982 г. в состав исполнительного аппарата входят функциональные ведомства, создаваемые в соответствии с теми приоритетами, которые устанавливает Президент. Немалую роль здесь играют советники Президента.


В последние десятилетия четко выявилась тенденция к созданию при правительстве, а точнее при его главе, особого аппарата, управляющего его делами. Руководитель этого аппарата все чаще приобретает статус министра.

В Великобритании растет значение таких структур, как личный секретариат Премьер-министра и секретариат Кабинета. Во Франции при Премьер-министре действуют гражданский и военный кабинеты. В Германии возглавляемое министром Ведомство Федерального канцлера разрабатывает рекомендации для главы правительства по всем направлениям проводимой политики, готовит проекты законов и правительственных постановлений, ответы на запросы, поступающие от членов Бундестага и Бундесрата.

§ 3. Компетенция правительства и его функции

Особенности конституционно-правового статуса правительства раскрываются через его компетенцию. При этом определить фактический объем полномочий правительства только посредством анализа конституционных положений невозможно - необходимо исследовать его фактическую деятельность. Для всех стран характерен довольно большой разрыв между юридическим и фактическим статусом правительства.

В большинстве конституций компетенция правительства очерчивается самым общим образом. Поскольку правительство осуществляет управление всей страной, его компетенция должна охватывать любые вопросы государственной жизни, не отнесенные к ведению других ветвей государственной власти.

В государствах с парламентарной формой правления правительство тесно взаимодействует с главой государства, и собственные довольно широкие полномочия и функции правительства пересекаются с компетенцией последнего. Нечеткое определение полномочий правительства открывает путь для их необоснованного расширения в практике правительственной деятельности, но в демократических странах существуют конституционные институты (прежде всего конституционная и административная юстиция), позволяющие удерживать правительственную активность в законных рамках.

Для социалистических конституций характерно регулирование компетенции правительств через подробное перечисление функций, а не полномочий, и эту традицию унаследовали некоторые постсоциалистические конституции.

Способы конституционно-правового регулирования компетенции правительства можно проиллюстрировать следующими примерами.