Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 296

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является базовым нормативным правовым актом федерального уровня, регламентирующим основания и условия привлечения к ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых ими нормативных актов и совершаемых деяний.

В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Меры конституционно-правовой ответственности могут применятся как в отношении законодательного органа, так и в отношении главы субъекта Российской Федерации.

Решение о досрочном роспуске законодательного органа может приниматься Президентом Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации: в случае принятия данным органом нормативного правового акта, противоречащего правовому акту, имеющему большую юридическую силу, если такие противоречия установлены судом и не устранены в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения; в случае, если вступившим в силу решением суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев не проводил заседание.

Президент Российской Федерации выносит предупреждение (в форме указа) законодательному органу в случае, если судом установлено, что принят нормативный правовой акт, противоречащий федеральному законодательству, а законодательный орган в течение определенного срока со дня вступления в силу решения суда не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного органа от принятия мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными


конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц. Если в течение трех месяцев со дня вынесения предупреждения законодательный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы.

Меры конституционно-правовой ответственности в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации могут применяться следующими субъектами: Президентом Российской Федерации; законодательным органом субъекта Российской Федерации; избирателями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации. Однако с учетом установленных процедур досрочного прекращения полномочий главы субъекта Федерации, самостоятельным субъектом применения мер конституционно-правовой ответственности является только Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации имеет право отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта Федерации в связи с утратой доверия, в случае неисполнения им решения Конституционного

Суда Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. По существу, появление основания в виде утраты доверия для применения мер ответственности упрощает процедуру отрешения от должности и расширяет возможности политического усмотрения Президента.

Кроме того, Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), а также выносить предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в случаях, определенных федеральным законом.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе принять решение (двумя третями голосов от установленного числа депутатов) о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в случае: издания им актов, противоречащих актам, имеющим большую юридическую силу, если такие противоречия установлены судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; установленного судом иного грубого нарушения законодательства Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации своих обязанностей. Принятое решение направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности.



Отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации избирателями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, возможен по одному из следующих оснований; нарушение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации законодательства Российской Федерации и (или) законодательства субъекта Российской Федерации, факт совершения которого установлен судом; неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации своих обязанностей, установленное судом.

Процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть начата не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и должна обеспечивать гражданам Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, возможность проведения агитации за его отзыв и против его отзыва, а также гарантировать участникам голосования всеобщее равное и прямое участие в тайном голосовании по отзыву.

Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Таким образом, к основаниям конституционно-правовой ответственности можно отнести: нарушение конституции, федеральных законов; неисполнение судебных решений; нарушение общегосударственных интересов (в том числе неконституционная сецессия), прав и свобод человека и гражданина; неисполнение (ненадлежащее исполнение) полномочий; невыполнение финансовых обязательств.

В Конституции Аргентины предусматривается, что федеральное правительство совершает интервенцию на территории провинций с целью поддержать республиканскую форму правления. В Бразилии установлен более широкий перечень оснований для применения федеральной интервенции (поддержание национальной целостности; отражение нападения одного штата на другой, прекращение гражданской войны; поддержание гарантии свободы деятельности властей штатов; обеспечение исполнения судебного решения; реорганизация финансов штата, который без наличия непреодолимой силы откладывает в течение по меньшей мере двух лет подряд исполнение своих обязательств по внешнему консолидированному долгу).


В Конституции ФРГ используется общая формулировка применения федерального принуждения, согласно которой применение мер принуждения возможно, если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом или другим федеральным законом федеральных обязанностей.

В Швейцарии кантональное правительство несет конституционно-правовую ответственность перед гражданами кантона. Федеральное правительство не имеет возможности предписать исполнение федерального закона по суду.

Конституцию федеральной земли Баварии предусматривает, что премьер-министр земли должен уйти в отставку, если политическая обстановка делает невозможным доверительное сотрудничество между ним и Ландтагом.

К мерам конституционно-правовой ответственности, применяемым федеральным центром к субъектам федерации, можно отнести: федеральное принуждение, интервенцию (Бразилия, Индия, ФРГ, Швейцария); временное изъятие у субъекта федерации полномочий (Австрия, Россия); отмену законодательных и иных актов, принятых органами субъекта (Австрия, Россия, США); санкции финансового (имущественного) характера (Бразилия, Индия, Россия).

Таким образом, конституционно-правовой статус субъекта федерации включает в себя следующие основные элементы: участие субъекта в распределении и изменении учредительных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации; наличие территории, которая не может изменяться без согласия субъекта; установление основ конституционно-правового статуса совместно федерацией и ее субъектами на конституционном уровне; самостоятельность субъекта федерации в пределах его компетенции и гарантии такой самостоятельности; участие субъекта федерации в делах федерации; наличие у субъекта федерации основного закона; формирование субъектом федерации собственной системы органов государственной власти в соответствии с общефедеральными принципами. Помимо перечисленных элементов статуса субъекта федерации можно назвать ряд атрибутивных элементов - наличие государственных символов (герб, флаг, гимн), языка, гражданства.

§ 2. Органы государственной власти субъектов федерации

Субъекты Российской Федерации согласно Конституции РФ вправе устанавливать свою систему органов государственной власти путем принятия собственных нормативных актов. Однако такие акты должны соответствовать основам конституционного строя, то есть основываться на принципах демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, единства системы государственной власти, а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов.


Своеобразная система органов исполнительной власти существовала в Республике Дагестан в девяностые годы XX в. Исполнительную власть возглавлял Государственный Совет Республики Дагестан, который состоял из 14 человек и формировался Конституционным Собранием Республики с учетом многонационального состава ее населения.

В Алтайском крае была попытка закрепить в Уставе края порядок формирования исполнительных органов власти близкий к принципам парламентарной республики. На примере данной ситуации в 1996 году Конституционный Суд Российской Федерации высказался в пользу самостоятельности исполнительной власти и прямых выборов высших должностных лиц субъектов Федерации, а также недопустимости зависимости органов исполнительной власти от региональных законодательных органов. В 2005 году Конституционный Суд РФ обосновал противоположную правовую позицию, согласно которой законодательный орган власти субъекта РФ вправе наделять полномочиями высшее должностное лицо субъекта Федерации. Суд пришел к выводу, что само по себе право законодательного органа на участие в формировании исполнительного органа власти данного субъекта Российской Федерации не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В зарубежных странах, как правило, органы государственной власти субъектов федерации создаются по принципам формирования федеральных органов государственной власти. Так, органы власти штатов в США организованы по модели президентской республики. Государственная власть в землях Германии основывается на принципах парламентарной республики. В отдельных федеративных государствах конституции не требуют такого единообразия в вопросах формирования органов власти. В Швейцарии правительство страны (Федеральный Совет) состоит из 7 членов, избираемых парламентом, а исполнительные органы кантонов избираются непосредственно гражданами. В Конституции Аргентины закреплено, что каждая провинция принимает свою конституцию, предусматривающую представительную республиканскую систему, в соответствии с принципами, декларациями и гарантиями, установленными Национальной Конституцией. Эти конституции должны гарантировать отправление правосудия, создание муниципалитетов и общее начальное образование. На этих условиях федеральное правительство гарантирует каждой провинции обладание собственными государственными институтами.

Деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: государственная и территориальная целостность