ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 294
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К полномочиям высшего исполнительного органа субъекта относится: разработка проектов бюджета субъекта федерации, программ социально-экономического развития субъекта; обеспечение исполнения бюджета субъекта федерации; управление и распоряжение собственностью субъекта федерации; осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта федерации.
Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам
Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов федерации могут сотрудничать друг с другом.
В Швейцарской Конфедерации существует развитая система горизонтального взаимодействия органов исполнительной власти кантонов. Одной из форм межкантонального сотрудничества является Конференция кантональных правительств, которая имеет цель расширения сотрудничества между кантонами для обеспечения координации и обмена критической информацией в таких сферах, как обновление и развитие федерализма; распределение властных полномочий между Конфедерацией и кантонами; развитие и формулирование решений на федеральном уровне; исполнение кантонами задач федерального значения; иностранная политика и интеграция.
Судебные органы. В субъекте федерации может действовать собственная судебная система. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды образованы не более чем в 20 субъектах Российской Федерации. В этих судах рассматривается небольшое количество дел, что отражает общую тенденцию снижения самостоятельности субъектов и усиления централизации власти. К полномочиям Уставного суда Санкт-Петербурга относится рассмотрение дел о соответствии законов, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления Уставу Санкт- Петербурга, осуществление официального толкования Устава Санкт-Петербурга.
В зарубежных странах имеются различные подходы к формированию судебной власти субъектов федерации.
В Основном законе ФРГ не содержится специальных положений об органах конституционного контроля на уровне земель, но при этом создание конституционных судов является исключительным правом земли. В 15 из 16 земель Германии конституционное правосудие осуществляют конституционные суды. В земле Шлезвиг-Гольштейне в соответствии с конституцией полномочия ее конституционного суда переданы Федеральному конституционному суду ФРГ. В землях отмечаются существенные различия в порядке формирования судов, составах и работе судей. Главной особенностью деятельности судей является работа по совместительству. По Конституции земли Бавария Конституционный суд выносит решения: по предъявленным обвинениям против члена правительства или депутата Ландтага; об отстранении избирательных объединений от участия в выборах и в баллотировке; о признании действительными выборов депутатов Ландтага и об утрате депутатского мандата в Ландтаге; по вопросу конституционности законов; по жалобам на нарушение конституционных прав органами власти; а также решает конституционные споры между высшими органами власти.
Учитывая двухуровневую судебную систему в федеративных государствах, в Австралии, например, была введена система делегирования полномочий. Делегирование полномочий разрешено только верховным судам штатов и территорий, а также федеральным судам и только в сфере гражданского
права.
Глава XX.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И
САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Понятие местного управления и самоуправления
Понятие «местное самоуправление» в России долгое время носило исключительно научный характер, пока не появилось его легальное определение. Категория «местное самоуправление», характерная, в частности, для Германии и России, была заимствована из Англии, поскольку до 80-х гг. XX в. понятие местного самоуправления было связано с децентрализованным управлением на местах, сложившимся впервые в странах англосаксонской правовой семьи, - в первую очередь, в Великобритании и США.
В мировой юридической мысли идея местного самоуправления получила терминологическое обозначение на рубеже XVIII—XIX столетий, при этом катализатором явились события Великой французской революции, констатировавшей факт самостоятельности общины по отношению к государству.
В европейских странах терминологическое обозначение института местного самоуправления имеет некоторые различия. Например, в Германии для определения системы местного самоуправления употребляется термин «Selbstverwaltung» (самоуправление), а во Франции местное самоуправление обозначается термином «decentralisation» (децентрализация).
О значении единообразного понимания категории местного самоуправления свидетельствует тот факт, что в 1985 г. понятие местного самоуправления было определено в международном правовом акте, ратифицированном 44 странами, - Европейской хартии местного самоуправления. В статье 3 Хартии местное самоуправление определено как право и способность местных властей в рамках закона регулировать и управлять значительной частью публичных дел, действуя под свою собственную ответственность и в интересах местного населения.
Конституция Российской Федерации, а вслед за ней и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон № 131-ФЗ) определяют местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, которая признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации и представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Таким образом, местное самоуправление является комплексным и многообразным явлением. Оно представляет собой не только одну из основ конституционного строя Российской Федерации и форму народовластия, но и разновидность социального управления, форму децентрализации власти и самоорганизации местных жителей, деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. Местное самоуправление является самостоятельной формой публичной власти, взаимодействующей с государственной властью.
Конституция РФ гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления организационно не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, Конституция РФ устанавливает самостоятельность местного самоуправления в пределах полномочий последнего, что предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего,
Законодательное определение местного самоуправления позволяет выделить его основные признаки и место в системе народовластия:
-
Местное самоуправление осуществляется населением. Иногда отмечается, что более точным было бы определение субъекта местного самоуправления посредством категории «местное население», а не «население» вообще. Однако необходимости в таком уточнении нет, так как местное самоуправление осуществляется определенной частью населения страны, проживающей на территории муниципального образования. Дискуссионным является вопрос о замене категории «население» в определении местного самоуправления на «местное сообщество». «Население» - это группа лиц, формально объединенных территорией проживания, а «местное сообщество» - объединение людей по месту жительства не только на основе многочисленных формальных связей, но и в силу наличие между ними неформальных связей. Категория «местное сообщество» не используется в российском законодательстве и представляется менее удачной при определении местного самоуправления. -
Местное самоуправление - это деятельность в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Государство с помощью правовых средств упорядочивает, внешне оформляет деятельность населения по решению вопросов местного значения.
Местное самоуправление гарантируется и защищается государством посредством установления общих и юридических (специальных) гарантий. Под общими гарантиями необходимо понимать создание благоприятных экономических условий для становления и развития местного самоуправления, проведение последовательной муниципально-правовой политики и другие меры. К числу юридических (специальных) гарантий необходимо отнести прокурорский надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, судебную защиту права на местное самоуправление, в том числе посредством конституционного судопроизводства. Также к числу юридических (специальных) гарантий относится контроль со стороны международных организаций за выполнением Российской Федерацией взятых на себя международно-правовых обязательств в связи с ратификацией Европейской Хартии местного самоуправления, выражающийся, в частности, в принятии Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы Рекомендаций о соблюдении страной-участницей Хартии положений последней.
-
Самостоятельность местного самоуправления в решении отнесенных к его ведению вопросов. Общепризнанно, что это главная черта местного самоуправления, которая проявляется в организационной обособленности его органов в системе публичной власти, в государственном признании за местным самоуправлением права на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления его функций в установленных законом пределах. -
Ответственность за принятые решения. Данный признак местного самоуправления подкрепляет предыдущий и является едва ли не самым специфичным, поскольку самостоятельность и ответственность неотделимы друг от друга, ответственность выступает залогом эффективности самостоятельного решения вопросов местного значения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением определяются, в первую очередь, Законом № 131-ФЗ, а также, субсидиарно, уставами муниципальных образований. -
Осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Законом определяются формы непосредственного участия жителей в решении местных вопросов, - к таковым относятся, например, референдум, выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление. Законом № 131-ФЗ также установлены общие принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления. -
Местное самоуправление имеет собственный объект: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их перечень закреплен законом