Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несмотря на кажущуюся разнородность, различный этнический состав, политические и вооруженные конфликты, конституционное устройство Азербайджана, Армении, и Грузии имеет общие корни. С 1922 по 1937 гг. данные страны входили в состав одного государства - Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику, - которое в свою очередь являлось одним из субъектов создания СССР в 1922 году.

Данная федеративная республика была основана на сохранении самостоятельности входивших в нее республик, но при этом, действовали единые органы управления - Закавказский ЦИК и правительство - Совет народных комиссаров ЗСФСР. По конституции СССР 1936 года Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР вошли в состав СССР как самостоятельные союзные республики. В феврале-марте 1937 года были приняты новые конституции Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, этим юридически было закреплено решение о ликвидации Закавказской Федерации.

Современное конституционное развитие указанных стран берет начало с 1991 года, когда последовательно 9 апреля - Грузия, 30 августа - Азербайджан и 23 сентября Армения заявили о выходе из состава СССР и переименовании путем исключения слов «социалистическая». В 1995 году были приняты новые конституции данных стран, которые с определенными изменениями действуют по настоящее время.

Конституция Грузии была принята 24 августа 1995 года и пересмотрена 15 октября 2010 г. Конституция провозглашена как политико-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Грузии, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Действующая редакция Конституции Грузии превратила ее из полупрезидентской республики в полупарламентскую. Значительный объем полномочий Президента был передан Правительству, которое было переподчинено от Президента Парламенту.

В Грузии провозглашен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Президент Грузии является главой государства, определяет внутреннюю и внешнюю политику, является гарантом единства и целостности страны и соответствия действий органов государственной власти требованиям Конституции. Президент Грузии представляет страну в международных отношениях.


Президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Одно и тоже лицо не может быть избрано Президентом более чем на два срока подряд.

Парламент Грузии является высшим законодательным и представительным органом, принимающим законы по вопросам внутренней и внешней политики, а также осуществляющим контроль за деятельностью Правительства. Парламент Грузии состоит из 150 членов избираемых на 4 года, из которых 73 избирается на основе пропорциональной избирательной системы, а 77 - на основе мажоритарной. Однако такой порядок является временным, так как в соответствии с 4 главой Конституции Грузии после создания надлежащих органов местного самоуправления и необходимых условий для проведения выборов на всей территории Грузии будет образован двухпалатный Парламент. Он будт состоять из Совета Республики (на основе пропорционального представительства) и Сената (в состав которого должны входить депутаты, избранные от территориальных образований Грузии), а также из пяти членов, назначаемых лично Президентом.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Грузии, действующее в соответствии с законодательством, принятым Парламентом. Правительство несет ответственность как перед

Парламентом. Партия, набравшая большинство голосов в Парламенте представляет Президенту кандидатуру премьер-министра. Формальное выдвижение осуществляет Президент Грузии. Президент вправе в течение 5 дней согласиться или отказаться от кандидатуры премьер-министра, в этом случае Парламент может преодолеть вето 3/5 состава депутатов. Кандидат в премьер-министры сам выбирает министров и вместе с программой правительства представляет Парламенту на утверждение. Полномочия Правительства прекращаются после избрания нового состава Парламента. Главой правительства является премьер-министр, который назначает на должность и освобождает с должности других членов правительства, в том числе и силовых министров. Отставка или прекращение полномочий премьер-министра автоматически вызывает прекращение полномочий других членов правительства. Если полномочия правительства прекращаются досрочно, Президент представляет на утверждение новую кандидатуру на должность премьер-министра, которую ему предложит парламентское большинство или самая крупная фракция при отсутствии парламентского большинства.

Правительство является единственным правомочным органом по представлению проекта государственного бюджета Парламенту, тем самым вся ответственность за бюджетный процесс возлагается полностью на правительство и Парламент. Правительство назначает на должность или освобождает с должности губернаторов. В контрассигнации премьер-министра нуждаются правовые акты президента, кроме издаваемых в военное время актов, а также актов о роспуске Парламента, назначении выборов, объявлении военного положения и его отмене, предоставлении и прекращении гражданства, назначении судей и законов.



Судебная власть в Грузии осуществляется судами общей юрисдикции, высшим судебным органов среди которых является Верховный Суд Грузии. Председатель и судьи Верховного Суда назначаются Парламентом по представлению Президента. Срок полномочий судей не может быть менее 10 лет. Конституционный контроль в Грузии осуществляется специальным органом - Конституционным Судом Грузии, состоящим из 9 судей, из которых 3 назначаются Президентом, 3 - Парламентом и 3 - Верховным Судом Грузии.

Специфика государственного устройства Грузии связана с проблемой Абхазии и Южной Осетии - спорных территорий, признанных Российской Федерацией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу как суверенные государства, но не признанных большинством стран мира. Данные образования официально в Грузии признаются административно-территориальными единицами, временно не контролируемыми грузинским правительством. Абхазия, при этом именуется автономной республикой Абхазия, а Южная Осетия - Цхинвальский регион или бывшая Юго-Осетинская автономная область.

Конституция Азербайджана принята 12 ноября 1995 года, путем всеобщего народного референдума. Согласно Конституции, Азербайджан - демократическая, правовая, светская, унитарная президентская республика.

Государственная власть в Азербайджанской Республике организуется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с положениями Конституции ветви власти взаимодействуют между собой и независимы в рамках своих полномочий.

Главой государства является Президент. Он представляет Азербайджан внутри страны и во внешних сношениях. Президент Азербайджана воплощает единство народа Азербайджана и обеспечивает преемственность Азербайджанской государственности. Президент является гарантом независимости и территориальной целостности, соблюдения международных договоров. Президент является главой исполнительной власти. Президентом может быть избран гражданин Азербайджана не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Азербайджана свыше 10 лет, имеющий высшее образование, обладающий избирательным правом, в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами и двойного гражданства.

Законодательную власть в Азербайджане осуществляет однопалатное Национальное собрание (Милли Меджлис), который состоит из 125 депутатов. Депутаты Милли Меджлиса избираются на основе мажоритарной избирательной системы на всеобщих, равных и прямых выборах путем свободного и тайного голосования. Срок полномочий каждого созыва Милли Меджлиса - 5 лет. Выборы Милли Меджлиса проводятся каждые пять лет в первое воскресенье ноября. Милли Меджлис принимает Конституционные законы, законы и постановления.


С целью организации осуществления исполнительных полномочий Президент Азербайджана создает Кабинет Министров (Правительство), который подчиняется Президенту и ему подотчетен.

Исполнительную власть на местах осуществляют главы исполнительной власти, чьи полномочия определяются Президентом Азербайджана.

Судебную власть в Азербайджане осуществляют посредством правосудия только суды. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд, Верховный Суд, апелляционные суды, общие и специализированные суды Азербайджана. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства и других форм, предусмотренных законом.

Нахичеванская Автономная Республика является автономным государственным образованием в составе Азербайджана. Статус Нахичеванской Автономной Республики устанавливается Конституцией Азербайджана.

Так же, как и Грузии, в Азербайджане имеются территориальные проблемы, связанные с непризнанной самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой, расположенной на территории Нагорно-Карабахской автономной области и смежного Шаумяновского района. С 1991 года данная территория фактически не контролируется правительством Азербайджана. Нагорно- Карабахская Республика не признана государствами-членами ООН, официальное признание данное образование получило только от частично признанных государств: Абхазии, Южной Осетии и непризнанной Приднестровской республики.

В соответствии с Конституцией, принятой 05.07.1995 г. на референдуме, Республика Армения является суверенным, демократическим, социальным, правовым государством. Конституция Республики имеет высшую юридическую силу, и ее нормы действуют непосредственно. Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами на основе разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей.

Президент Армении является главой государства и обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики Армения. Президент избирается гражданами сроком на пять лет.

Президентом может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Республики Армения
, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и обладающее избирательным правом.

Высшим законодательным органом Республики Армения является однопалатное Национальное Собрание Республики Армения. Национальное Собрание состоит из ста тридцати одного депутата, избираемых на основе смешанной системы (сочетания мажоритарной и пропорциональной) посредством всенародных выборов, на пятилетний срок. Помимо законотворческой деятельности Национальное Собрание осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Армения, которое состоит из

Премьер-министра и министров. Президент на основе консультаций с депутатскими фракциями в Национальном Собрании назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, то лицо, пользующееся доверием наибольшего количества депутатов. Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает членов Правительства и освобождает их от должности.

Правительство разрабатывает и осуществляет внутреннюю политику. Внешнюю политику Правительство разрабатывает и осуществляет совместно с Президентом Республики. К компетенции Правительства относятся все те вопросы государственного управления, которые не отнесены законом к компетенции иных государственных органов или органов местного самоуправления.

Правосудие в Республике Армения осуществляют только суды в соответствии с Конституцией и законами. В Республике Армения действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный Суд и Кассационный Суд, а также специализированные суды.

Конституционное правосудие в Республике Армения осуществляется Конституционным Судом. Высшей судебной инстанцией в отношении вопросов, не связанных с конституционным правосудием, является Кассационный Суд, который призван обеспечивать единообразное применение закона. Независимость судов гарантируется Конституцией и законами.

Республика Армения является унитарным государством, состоящим из 10 административных единиц - провинций и города Ереван. Провинции состоят из городских и сельских общин. Губернаторы (марзпеты) назначаются и освобождаются от должности Правительством. В общинах осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления - совет старейшин общины и руководитель общины (мэр города, сельский староста) - избираются на трехлетний срок. Мэра Еревана по представлению Премьер-министра назначает и освобождает от должности Президент Республики.