Файл: Основы туризма мировой туризм понятие. Современное состояние туризма в мире и перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Альпинизм - разновидность горного туризма; путешествие, включающее восхождение на вершины. Это спортивный туризм, требующий от участников хорошей физической подготовки и высокой квалификации. Возникновение альпинизма обычно относят к 1786 г., когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар вершиныМонблана- высочайшей в Альпах (4807 м). России первым восхождением принято считать подъем на вулкан Ключевская Сопка (4750м) участников экспедиции Д. Гаусса в 1788 г. Высочайшую вершину Земли -Эверест(8848 м) - покорили в 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерп Н. Тенцинг.

Поскольку альпинизм связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, массовость его не высока. Начинающих альпинистов готовят в альпинистских лагерях, где проводят также тренировочные сборы, слеты, соревнования. Альпинистские лагеря бывают как временные палаточного типа, так и стационарные с летними домиками или капитальными строениями. Нередко в летний сезон используются пустующие горнолыжные базы и курорты. Альплагеря создают при проведении альпиниад - массовых восхождений альпинистов на несложные вершины.

  1. ПОНЯТИЕ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ТУРИЗМА


Необходимое условие развития туризма - это туристский потенциал, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д. Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Так же под туристским потенциалом понимается существование на территории уникальных или интересных объектов не только для местных жителей.
Структура туристского потенциала:

ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ

Туристские ресурсы

Социально – экономические

Туристская инфраструктура

Природные:

  • климат ;

  • водные ресурсы;

  • минеральные источники и лечебные грязи;

  • пещеры;

  • растительный и животный мир

  • природные памятники и заповедники;

  • уникальные природные объекты;

  • живописные ландшафты

  • трудовые

  • информационные

  • транспортная доступность и у-нь развития транспортной сети;

  • экономико-географическое положение, у-нь ее экономического развития;

  • у-нь обеспечения обслуживания населения

  • инфраструктура размещения

  • инфраструктура питания

  • транспортная инфраструктура

  • инфраструктура досуга и развлечения




Культурно-исторические







  • музеи; выставки; театры; археологические; архитектурные памятники; фольклор и т.д.









Под туристско – рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма. (Которые также выступают как условия удовлетворения рекреационных потребностей человека)
Именно туристско-рекреационные ресурсы определяют формирование турбизнеса в том или ином регионе. Именно они составляют основу успешного развития туристского бизнеса, определяют специфику развития туризма в регионе, служат исходным базисом для производства туристского продукта, при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики региона. К туристско-рекреационным ресурсам относятся природные, исторические, социокультурные, материально-технические, трудовые.
Туристские ресурсы способны удовлетворять духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе.
Специфические свойства туристских ресурсов:

  • целостность (взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и т.д.);

  • известность (популярность туристского объекта среди туристов)

  • емкость (возможность включать ресурсы других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом);

  • надежность (определяется социально-политическими условиями);

  • привлекательность (аттрактивность - именно она делает объект предметом туристского показа);

  • устойчивость (т.е. туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечение интересов);

  • уникальность (туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус);

  • рекреационная ценность (возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туриста);

  • сохранность (состояние объетка, его подготовленность к организованному приему туристов)


Основные требования, предъявляемые потребителями к туристским ресурсам:


  • использование природных объектов (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажей);

  • использование культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров);

  • возможность заниматься спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавания);

  • любительские занятия (рыбалка, охота)


По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные.

Туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации , положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения потребность в конкретном туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов.
Объекты туристского интереса – достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки и потребности туристских услуг (или) туристского продукта (или) тура.
Национальные парки в России (всего национальных парков 43):


  • Валдайский национальный парк – Великий Новгород, озерно-лесной комплекс Валдайской возвышенности, крупные озера – Валдайское и Селигер – освоены туристами, на территории парка находится около 500 памятников археологии, истории и архитектуры и т.д.;

  • Себежский национальный парк – природный комплекс южной части Псковской области, памятники культуры и истории, 16 видов птиц, занесенных в Красную книгу России. По рекам и озерам парка когда-то проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки», памятники культуры и истории;

  • Водлозерский национальный парк – на островах и по берегам острова озера Водлозеро сохранилось более 30 памятников деревянного зодчества 18-19 века: церкви, часовни, дома, амбары, большая часть территории парка занимает лес;

  • Национальный парк «Югыд ВА» - крупнейший нац парк России, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как часть объекта «Девственные леса Коми»);

  • Национальный парк «Куршская коса» - Калининградская область, 46 видов млекопитающих.



Туристический центр России – Алтай

Особенно притягателен Алтай со своим легендарном внутренним морем – озером Байкал. Здесь и сейчас есть туристические и лечебные базы, но все условия для создания мирового туристического центра на Алтае еще не использованы. Кроме Байкала на Алтае есть минеральные и соленые озера. Есть настоящие природные места с лечебной грязью. Тут же для курортного лечения добывают торфяную грязь
, лечебные сапропели и отложения ила. Какими только водами не располагает Алтай для лечения различных видов заболеваний: азотные, карбонатные, сульфатные и хлоридные - во всех мыслимых сочетаниях.
Кавказские Минеральные Воды

Группа курортов федерального значения в Ставропольском крае; особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации.
Москва и Санкт-Петербург – две столицы, две жемчужины и два исторических центра России

Москва является одним из самых древних поселений России. На ее территории расположены главный символ страны – Московский кремль, место правления и успения российских князей и царей. Здесь же можно увидеть Царь-колокол, Красную площадь с мавзолеем В.И.Ленина и местом захоронения советских вождей. В Москве находятся Третьяковская галерея и Музей имени Пушкина, Свято-Данилов монастырь и Богоявленский Собор, и множество других монастырей и церквей, среди которых расположен центр православной истории и культуры – Сергиев Посад. Усадьбы Кусково, Архангельское, Царицыно, Абрамцево и дома-музеи, театры и многочисленные выставки привлекают туристов в Москву.

Санкт-Петербург. Этот относительно молодой город России насчитывает 300 лет истории (столько же, сколько времени освоения Сибири). Этот главный туристический центр привлекает огромное количество туристов неповторимостью и загадочностью истории и архитектуры старого города. В старой части города все расположено рядом: Эрмитаж и Петропавловская крепость, Кунсткамера и великолепные соборы: Исакиевский, Казанский, Спаса-на-Крови и Никольский. Пригороды Санкт-Петербурга богаты дворцово-парковыми ансамблями.
Рекреационный потенциал туризма в Азии

К наиболее популярным с точки зрения международного туристического спроса странам Азии можно отнести Турцию, Кипр, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Японию, Индонезию, Таиланд, Индию, Шри-Ланку, Мальдивские острова, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Непал, Иорданию, Ливан, Монголию.
Израиль - огромное значение для Израиля имеет международный туризм, который развивается в следующий направлениях: пляжный, культурно- исторический и лечебно-оздоровительный. К наиболее известным туристическим 151 центрам Израиля можно отнести древнейший религиозный центр - Иерусалим, лечебно-оздоровительные курорты Мертвого моря, расположенного на 395 м ниже уровня мирового океана.