Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА РЕКЛАМЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
тема: «Сравнительный анализ двух произведений искусства» :
"Вакх " Микеланджело Меризи да Караваджо
"Вакх" Питера Пауля Рубенса
Выполнила: студента II курса группы 2 – ГИД – 9
Вашкевич Вера Васильевна
Руководитель – Махо П.Г.
Санкт-Петербург
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . …....3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………4
Глава 1 Мифологическая основа сюжета…...……………………...5
-
Формирование мифологического жанра…. .…. .…. .…….5 -
Вакх – бог изобилия. . . . . . . . . . . . .………………. ……….6
Глава 2 Творческий путь М. Караваджо …. ……………………….7
2.1. Микеланджело Меризи да Караваджо . . . . . . . . . . . . ……7
Глава 3 Творческий путь П. Рубенса…. ………………………….11
3.1. Питер Пауль Рубенс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...11
Глава 4 Сравнительная характеристика картин . . . . . . . . . ……...15
4.1. Анализ картины Караваджо «Вакх» . . . . . . . . . . . . …..15
4.2. Анализ картины Рубенса «Вакх» . . . . . . . . . . . . . . . …..19
4.3. Сравнение картин...…………......………….. …………...22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...24
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . ……………………....25
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .……27
АННОТАЦИЯ
Проблема мифологии, ее изображения в искусстве рассматривалась и анализировалась многими художниками и искусствоведами. Мифология является неисчерпаемым источником вдохновения для писателей, музыкантов, скульпторов и художников.
Моя курсовая работа на тему «Сравнительный анализ двух произведений искусства» : Микеланджело Меризи да Караваджо "Вакх " и Питера Пауля Рубенса "Вакх" посвящена более глубокому изучению и рассмотрению этих двух картин вышеприведённых художников; пониманию заложенных мастерами идей, изучению основных принципов работы с цветом и композиционным строением, а также изучение приемов, и различных техник которыми пользовались эти два великих портретиста.
В основной части производится анализ картин Караваджо и Рубенса, сравнение картин, выявление различий и общих черт. Производится выявление роли этих художников в мировом искусстве в целом.
Список использованной литературы насчитывает 26 наименований.
В приложении содержатся репродукции и фрагменты картин Караваджо и Рубенса.
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению работ художников Микеланджело Меризи да Караваджо "Вакх " и Питера Пауля Рубенса "Вакх"
Цель данной курсовой работы – определить стилистические особенности и средства художественной выразительности, которыми пользовались художники для передачи нужного смысла и атмосферы в своих работах. Определить сходства и различия данных произведений. Также присутствуют следующие задачи: ознакомление с творчеством Караваджо и Рубенса, подробное изучение и анализ картин "Вакх " (Вакх с бокалом вина) и "Вакх ", изучение их колорита, композиции, сюжета. Сделать сравнение изобразительных средств.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что образ Вакха, его изображения в искусстве на протяжении многих веков рассматривались и анализировались многими художниками, поэтому эта тема интересна искусствоведам и нам, так как мы проводим сравнительный анализ работ.
ГЛАВА 1 МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ СЮЖЕТА
-
ФОРМИРОВАНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ЖАНРА
Художники разных эпох и народов нередко черпали свои сюжеты из мифологии. В основе этих сюжетов лежит глубокое философское содержание, поэтому для понимания художественного произведения очень важно изучать первоисточники. Миф представляет собой довольно сложное культурное явление, природа и специфика которого до сих пор вызывает споры среди исследователей. Миф совмещает в себе два аспекта: взгляд из прошлого и средство объяснения настоящего. Миф – наиболее древняя форма передачи знания, зашифрованного в образах и символах. Родиной античной мифологии является Древняя Греция, где на протяжении столетий формировались циклы сказаний о человекоподобных богах и героях. Первыми литературными произведениями, основанными на мифологическом материале, были древнегреческие эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" (около VIII века до нашей эры), поэма Гесиода "Происхождение богов" (VIII – VIIвв. до н. э.), трагедии Еврипида, Софокла, Эсхила (V в. до н.э.).
Постепенно вырабатывался определенный иконографический тип того или иного бога, которого изображали с присвоенным ему атрибутом: Зевса (в римской интерпретации – Юпитера) – с орлом, молнией и скипетром, Геру (Юнону) – с павлином, Посейдона (Нептуна) – с трезубцем, Артемиду (Диану) – с луком и стрелами, Афродиту (Венеру) – с яблоком, раковиной и дельфином, Афину (Минерву) – с совой, книгами и змеей, Гермеса (Меркурия) – с крылатыми сандалиями, Орфея – с лирой и т. д. Почти все крупные художники и скульпторы обращались к произведениям античной литературы. С течением времени представление о мифологическом жанре значительно расширилось. Светский характер мифов допускал их свободное толкование, благодаря чему художник мог полнее раскрыть все многообразие человеческих чувств и характеров.
Мифологический жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием [25]
-
ВАКХ – БОГ ИЗОБИЛИЯ
Основой для картин Караваджо «Вакха» и Рубенса «Вакха» послужил миф о древнегреческом боге Дионисе, Вакхе.
Он был сыном Зевса и фиванской царицы Семелы, богом виноградарства и виноделия, подарившим людям виноградную лозу. Подобно Афине, Дионис также родился из тела отца. По коварному совету ревнующей Геры Семела упросила Зевса явиться к ней в своем божественном облике. Увидев возлюбленного в окружении сияющих молний, Семела умерла, успев родить недоношенного сына. Зевс зашил младенца в собственное бедро и доносил его там до той поры, пока тот окрепнет. Воспитывали его нимфы. В честь бога веселья и виноделия в Греции проводились праздники дионисии (вакханалии). Во время афинских дионисий стали разыгрываться театрализованные сцены на сюжеты о рождении Диониса, его странствиях и делах. Из этих карнавальных шествий-представлений позднее возник греческий театр, а Диониса стали почитать и как покровителя театрального искусства.
Однажды во время своих странствий Дионис достиг острова Наксос, где жила оставленная Тезеем Ариадна, дочь царя Миноса. Она стала супругой Диониса. В странствиях неразлучными спутниками бога были сатиры, мудрый учитель – старый Силен и козлоногий Пан – покровитель лесов и пастбищ. В свиту Диониса входили также менады (вакханки), которые танцевали танцы. Во время вакханалий они прославляли Диониса. Сохранилось много статуй Диониса, причем некоторые изображают его бородатым, длинноволосым мужчиной в торжественных одеяниях, иные же – стройным юношей, обнаженным или в легком коротком платье с венком из виноградной лозы, чашей и кистью винограда в руках. [23]
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М. КАРАВАДЖО
2.1. МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО
Единица живет сама, не примкнув к числу,
Исповедуя только собственное сумасшествие.
Писать по белому – значит, следовать ремеслу,
Отвергая в себе божественное.
Потому что в начале был мрак – миллиарды лет.
Но некий художник, подчинясь желанию вздорному,
Закрыл глаза. И увидел во мраке свет.
И с вселенским размахом белым мазнул по черному.
И была, как писалось, ночь. И за нею день –
До скончания века, чередуясь отвесно ступенями.
Михаил Юдовский
Микеланджело да Караваджо (1571–1610)
Один из крупнейших мастеров барокко, Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. Его творчество оказало влияние не только на итальянских художников, но и на живописцев других стран Европы. Направление в живописи конца XVI – начала XVII века получило название «караваджизм» по псевдониму данного живописца.
Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28 сентября 1571 (по другим данным – 1573) года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии, на севере Италии. До пяти лет Микеланджело, жил в Милане, но эпидемия чумы, разразившаяся в 1576 году, заставила семью вернуться в Караваджо.
В 1577 года отец Микеланджело Фермо Меризи умер от чумы.После смерти отца, служившего управляющим в дворянском поместье, одиннадцатилетний мальчик был отправлен в Милан для обучения живописи у художника Симоне Петерцано. В 1584 году Микеланжело поступил в ученики к миланскому живописцу Симоне Петерцано. Современники знали этого мастера очень хорошо, но сейчас он практически забыт. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике городского шулера. Караваджо был одним из первых кто утвердил право на существование этих жанров. [10]
Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка - это лишь способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога. Художник словно спорил с мастерами эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа.
Главное в произведениях Караваджо конца 16 столетия - не повествование, а характерный типаж. Историографы Караваджо отмечают, что живописец с пренебрежением относился к творчеству великих мастеров прошлого и даже к античному искусству. Существует история о том, как Караваджо привел в студию с улицы цыганку, написал с нее образ в картине «Гадалка», в которой она предсказывает судьбу молодому человеку, и заявил, что натура - единственная наставница, в которой нуждается художник. [15]
На картине «Шулера» два картежника обыгрывают доверчивого юношу. Караваджо сделал множество зарисовок и набросков с натуры , прежде чем начать работу. При всей повествовательности и даже анекдотичности сцены она построена четко и строго: фигуры составляют в целом подобие треугольника; это использование в построении картины простых геометрических очертаний, упрощающих композицию и облегчающих ее восприятие, несомненно, было подсказано художнику искусством Высокого Возрождения, с которым он был хорошо знаком. [10]
Картина итальянского живописца Караваджо «Лютнист». Размер картины 94 x 119 см, холст, масло. К числу лучших портретно-жанровых картин художника относится «Лютнист» или «Юноша с лютней». Перед лютнистом на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С отточенным мастерством написаны художником все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. Светотенью вылеплено лицо и фигура юноши, темный фон подчеркивает насыщенность выступающих вперед светлых тонов, предметность всего представленного живописцем на картине.
Личность Караваджо и события истории его жизни поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. После переезда в 1590 году из Милана в Рим, который к концу 16 века стал центром искусств не только всех италийских земель, но, пожалуй, и всей Европы, Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. В ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как рассмотренные выше картины «Гадалка», «Лютнист», «Шулеры» и другие. Не избегая нарочито жесткого натурализма, особенно в сценах жестокости и насилия («Юдифь, убивающая Олоферна», 1597, «Жертвоприношение Авраама»(1596) Караваджо в ряде других картин этого же раннего периода творчества находит более поэтическую и глубокую трактовку библейских образов («На пути в египетские земли», 1596 и «Мария Магдалина»).«Юдифь, убивающая Олоферна», (1595-96).
Еще одна работа молодого мастера «На пути в египетские земли». Работа живописца более известна под классическим названием «Отдых на пути в Египет».