Файл: Сравнительный анализ двух произведений искусства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ


КАФЕДРА РЕКЛАМЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: «Сравнительный анализ двух произведений искусства» :
"Вакх " Микеланджело Меризи да Караваджо
"Вакх" Питера Пауля Рубенса
Выполнила: студента II курса группы 2 – ГИД – 9
Вашкевич Вера Васильевна


Руководитель – Махо П.Г.

Санкт-Петербург

2016
ОГЛАВЛЕНИЕ


Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . …....3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………4

Глава 1 Мифологическая основа сюжета…...……………………...5


    1. Формирование мифологического жанра…. .…. .…. .…….5

    2. Вакх – бог изобилия. . . . . . . . . . . . .………………. ……….6



Глава 2 Творческий путь М. Караваджо …. ……………………….7
2.1. Микеланджело Меризи да Караваджо . . . . . . . . . . . . ……7

Глава 3 Творческий путь П. Рубенса…. ………………………….11
3.1. Питер Пауль Рубенс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...11

Глава 4 Сравнительная характеристика картин . . . . . . . . . ……...15
4.1. Анализ картины Караваджо «Вакх» . . . . . . . . . . . . …..15

4.2. Анализ картины Рубенса «Вакх» . . . . . . . . . . . . . . . …..19

4.3. Сравнение картин...…………......………….. …………...22

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...24


Список использованной литературы . . . . . . . . . . . ……………………....25


Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .……27

АННОТАЦИЯ

Проблема мифологии, ее изображения в искусстве рассматривалась и анализировалась многими художниками и искусствоведами. Мифология является неисчерпаемым источником вдохновения для писателей, музыкантов, скульпторов и художников.
Моя курсовая работа на тему «Сравнительный анализ двух произведений искусства» : Микеланджело Меризи да Караваджо "Вакх " и Питера Пауля Рубенса "Вакх" посвящена более глубокому изучению и рассмотрению этих двух картин вышеприведённых художников; пониманию заложенных мастерами идей, изучению основных принципов работы с цветом и композиционным строением, а также изучение приемов, и различных техник которыми пользовались эти два великих портретиста.

В основной части производится анализ картин Караваджо и Рубенса, сравнение картин, выявление различий и общих черт. Производится выявление роли этих художников в мировом искусстве в целом.
Список использованной литературы насчитывает 26 наименований.

В приложении содержатся репродукции и фрагменты картин Караваджо и Рубенса.

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению работ художников Микеланджело Меризи да Караваджо "Вакх " и Питера Пауля Рубенса "Вакх"
Цель данной курсовой работы – определить стилистические особенности и средства художественной выразительности, которыми пользовались художники для передачи нужного смысла и атмосферы в своих работах. Определить сходства и различия данных произведений. Также присутствуют следующие задачи: ознакомление с творчеством Караваджо и Рубенса, подробное изучение и анализ картин "Вакх " (Вакх с бокалом вина) и "Вакх ", изучение их колорита, композиции, сюжета. Сделать сравнение изобразительных средств.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что образ Вакха, его изображения в искусстве на протяжении многих веков рассматривались и анализировались многими художниками, поэтому эта тема интересна искусствоведам и нам, так как мы проводим сравнительный анализ работ.

ГЛАВА 1 МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ СЮЖЕТА


    1. ФОРМИРОВАНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ЖАНРА


Художники разных эпох и народов нередко черпали свои сюжеты из мифологии. В основе этих сюжетов лежит глубокое философское содержание, поэтому для понимания художественного произведения очень важно изучать первоисточники. Миф представляет собой довольно сложное культурное явление, природа и специфика которого до сих пор вызывает споры среди исследователей. Миф совмещает в себе два аспекта: взгляд из прошлого и средство объяснения настоящего. Миф – наиболее древняя форма передачи знания, зашифрованного в образах и символах. Родиной античной мифологии является Древняя Греция, где на протяжении столетий формировались циклы сказаний о человекоподобных богах и героях. Первыми литературными произведениями, основанными на мифологическом материале, были древнегреческие эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" (около VIII века до нашей эры), поэма Гесиода "Происхождение богов" (VIII  VIIвв. до н. э.), трагедии Еврипида, Софокла, Эсхила (V в. до н.э.).
 
Постепенно вырабатывался определенный иконографический тип того или иного бога, которого изображали с присвоенным ему атрибутом: Зевса (в римской интерпретации – Юпитера) – с орлом, молнией и скипетром, Геру (Юнону) – с павлином, Посейдона (Нептуна) – с трезубцем, Артемиду (Диану) – с луком и стрелами, Афродиту (Венеру) – с яблоком, раковиной и дельфином, Афину (Минерву) – с совой, книгами и змеей, Гермеса (Меркурия) – с крылатыми сандалиями, Орфея – с лирой и т. д. Почти все крупные художники и скульпторы обращались к произведениям античной литературы. С течением времени представление о мифологическом жанре значительно расширилось. Светский характер мифов допускал их свободное толкование, благодаря чему художник мог полнее раскрыть все многообразие человеческих чувств и характеров.

Мифологический жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием [25]

    1. ВАКХ – БОГ ИЗОБИЛИЯ



Основой для картин Караваджо «Вакха» и Рубенса «Вакха» послужил миф о древнегреческом боге Дионисе, Вакхе.

Он был сыном Зевса и фиванской царицы Семелы, богом виноградарства и виноделия, подарившим людям виноградную лозу. Подобно Афине, Дионис также родился из тела отца. По коварному совету ревнующей Геры Семела упросила Зевса явиться к ней в своем божественном облике. Увидев возлюбленного в окружении сияющих молний, Семела умерла, успев родить недоношенного сына. Зевс зашил младенца в собственное бедро и доносил его там до той поры, пока тот окрепнет. Воспитывали его нимфы. В честь бога веселья и виноделия в Греции проводились праздники дионисии (вакханалии). Во время афинских дионисий стали разыгрываться театрализованные сцены на сюжеты о рождении Диониса, его странствиях и делах. Из этих карнавальных шествий-представлений позднее возник греческий театр, а Диониса стали почитать и как покровителя театрального искусства.

Однажды во время своих странствий Дионис достиг острова Наксос, где жила оставленная Тезеем Ариадна, дочь царя Миноса. Она стала супругой Диониса. В странствиях неразлучными спутниками бога были сатиры, мудрый учитель – старый Силен и козлоногий Пан – покровитель лесов и пастбищ. В свиту Диониса входили также менады (вакханки), которые танцевали танцы. Во время вакханалий они прославляли Диониса. Сохранилось много статуй Диониса, причем некоторые изображают его бородатым, длинноволосым мужчиной в торжественных одеяниях, иные же – стройным юношей, обнаженным или в легком коротком платье с венком из виноградной лозы, чашей и кистью винограда в руках. [23]


ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М. КАРАВАДЖО
2.1. МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО

Единица живет сама, не примкнув к числу,
Исповедуя только собственное сумасшествие.
Писать по белому – значит, следовать ремеслу,
Отвергая в себе божественное.
Потому что в начале был мрак – миллиарды лет.
Но некий художник, подчинясь желанию вздорному,
Закрыл глаза. И увидел во мраке свет.
И с вселенским размахом белым мазнул по черному.
И была, как писалось, ночь. И за нею день – 
До скончания века, чередуясь отвесно ступенями.

Михаил Юдовский


Микеланджело да Караваджо (1571–1610)
Один из крупнейших мастеров барокко, Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. Его творчество оказало влияние не только на итальянских художников, но и на живописцев других стран Европы. Направление в живописи конца XVI – начала XVII века получило название «караваджизм» по псевдониму данного живописца.
Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28 сентября 1571 (по другим данным – 1573) года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии, на севере Италии. До пяти лет Микеланджело, жил в Милане, но эпидемия чумы, разразившаяся в 1576 году, заставила семью вернуться в Караваджо.
В 1577 года отец Микеланджело Фермо Меризи умер от чумы.После смерти отца, служившего управляющим в дворянском поместье, одиннадцатилетний мальчик был отправлен в Милан для обучения живописи у художника Симоне Петерцано. В 1584 году Микеланжело поступил в ученики к миланскому живописцу Симоне Петерцано. Современники знали этого мастера очень хорошо, но сейчас он практически забыт. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике городского шулера. Караваджо был одним из первых кто утвердил право на существование этих жанров. [10]
Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка - это лишь способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога. Художник словно спорил с мастерами эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа.

Главное в произведениях Караваджо конца 16 столетия - не повествование, а характерный типаж. Историографы Караваджо отмечают, что живописец с пренебрежением относился к творчеству великих мастеров прошлого и даже к античному искусству. Существует история о том, как Караваджо привел в студию с улицы цыганку, написал с нее образ в картине «Гадалка», в которой она предсказывает судьбу молодому человеку, и заявил, что натура - единственная наставница, в которой нуждается художник. [15]
На картине «Шулера» два картежника обыгрывают доверчивого юношу. Караваджо сделал множество зарисовок и набросков с натуры , прежде чем начать работу. При всей повествовательности и даже анекдотичности сцены она построена четко и строго: фигуры составляют в целом подобие треугольника; это использование в построении картины простых геометрических очертаний, упрощающих композицию и облегчающих ее восприятие, несомненно, было подсказано художнику искусством Высокого Возрождения, с которым он был хорошо знаком. [10]
Картина итальянского живописца Караваджо «Лютнист». Размер картины 94 x 119 см, холст, масло. К числу лучших портретно-жанровых картин художника относится «Лютнист» или «Юноша с лютней». Перед лютнистом на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С отточенным мастерством написаны художником все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. Светотенью вылеплено лицо и фигура юноши, темный фон подчеркивает насыщенность выступающих вперед светлых тонов, предметность всего представленного живописцем на картине.
Личность Караваджо и события истории его жизни поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. После переезда в 1590 году из Милана в Рим, который к концу 16 века стал центром искусств не только всех италийских земель, но, пожалуй, и всей Европы, Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. В ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как рассмотренные выше картины «Гадалка», «Лютнист», «Шулеры» и другие. Не избегая нарочито жесткого натурализма, особенно в сценах жестокости и насилия («Юдифь, убивающая Олоферна», 1597, «Жертвоприношение Авраама»(1596) Караваджо в ряде других картин этого же раннего периода творчества находит более поэтическую и глубокую трактовку библейских образов («На пути в египетские земли», 1596 и «Мария Магдалина»).«Юдифь, убивающая Олоферна», (1595-96).
Еще одна работа молодого мастера «На пути в египетские земли». Работа живописца более известна под классическим названием «Отдых на пути в Египет».