Файл: Сравнительный анализ двух произведений искусства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Живописец мастерски использует масленые краски, достигая максимально реалистического эффекта в изображении корзины с фруктами, плоти юноши и прозрачности графина с вином. Полуобнажённый торс Вакха с блеском написан светящимися и почти прозрачными тонами без теней, равно как и сияющее белое одеяние. Овал лица юноши и округлость обнажённого плеча чётко рифмуются с формой сосуда, Картина «Вакх» входит в малое число ранних произведений художника на сюжеты античных мифов с характерным приближением мифологических персонажей к миру реальной действительности, за счет соответственно трактованного внешнего облика и иронической костюмировки. Вакх входит в контакт с внешним миром, чем нарушается грань между пространством, изображённым на холсте, и пространством, реально существующим. Таким образом достигается эффект сопричастности. Изящная чаша муранского стекла в руке Вакха никак не гармонирует с грубым керамическим блюдом. Караваджо добивается органичного единства зрительного восприятия, хотя ни одна мелочь не ускользает от его внимания, а кажущиеся незначительными некоторые подробности на самом деле усиливают эффект присутствия, создавая тем самым прочувствованный образ достоверности воспроизведённого на полотне куска реального мира.[18]

Сюжетно - композиционным центром картины «Вакх » является молодой юноша, натюрморт же является аллегорией отражающей нутро юноши.

Композиция уравновешенна, все элементы расположены последовательно. В целом композиция статична, но картине присутствует движение, что передается чуть - чуть наклоненным влево корпусом персонажа, он опирается локтем о задрапированное кресло. Также статику разбивает обилие складок. Пространство картины неглубокое, фон решен сплошным нейтральным цветом.
В построении композиции соблюдены ее законы. (Закон : целостности, контрастов, подчинённости, воздействия) Здесь также присутствуют такие средства выразительности, как контраст цвета и контраст форм. Цветовой контраст делит картинную плоскость сверху вниз на две части, светлый контур задрапированной материи и сливающейся с ней контур тела. Контраст форм можно увидеть в изображении утонченного бокала и пузатой бутыли с вином.

Колорит в картине «Вакх» теплый, здесь очевидно преобладание оранжево - умбристого оттенка, который варьируется от
светло - охристого до темно - умбристого, приближающегося к черному.

Композиция картины в цветовом понимании многоцветная, здесь используются такие цвета, как умбристый, охристый, оранжево - умбристый, черный, травянистый и множество других цветов. Комбинация цветов гармоничная и уравновешенная. Освещение неяркое, идет со стороны зрителя ближе к левой стороне.

Интенсивными по теплоте цветами являются цвета в области, где находится главный герой, так как этот участок лучше освещен, а, следовательно, более яркий. Здесь присутствует контраст по насыщенности, потому что в картине есть много оттенков разных цветов, которые контрастируют между собой. Тип колорита полихромный, присутствуют различные цвета; вид колорита абсолютный, потому что здесь цвета соответствуют изображаемым предметам. Картина носит живописный характер.
Картина написана на холсте маслом. Караваджо писал и лессировками, употребляя полупрозрачные краски, а также использовал плотные пастозные краски. Благодаря лессировке поверхность вина в бокале кажется такой натуралистичной, словно рябь на водной глади. Мазок, сплавленный или, как его еще называют, скрытый. Картина кажется идеально гладкой, как - будто ее не написали, а это большая фотография, и все благодаря сплавленному мазку. Силуэты четко прорисованы. Картина «Вакх» делится на два плана. На первом плане, нарисован натюрморт, на втором плане изображен главный герой. За счет камерного освещения привлекается внимания зрителя к герою. Для раннего Караваджо характерен звонкий колорит и прозрачная светотень, также свойственно твердость контуров, отчеканенность объемов, резкое сопоставление различных цветов, темных и светлых пятен. Художника отличает демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени. Аллегорическому истолкованию сюжета Караваджо противопоставляет непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве. Караваджо воплощает в античном сюжете драматично-трагичное начало. Художник приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр,)

Картина «Вакх» занимает значительное место в творчестве художника.








3.2. АНАЛИЗ КАРТИНЫ РУБЕНСА «ВАКХ

Рубенс, Питер Пауль. «Вакх» Фландрия, Между 1638 – 1640 Картина «Вакх» является шедевром Питера Пауля Рубенса. Это одна из последних работ великого живописца. Написана на холсте маслом; ее размеры 191x161,3 см. картина «Вакх» поступила в Эрмитаж в 1772 г. Приобретена из собрания Л.-А. Кроза, барона де Тьера в Париже. Данное произведение можно отнести к жанру «парадного портрета " на мифологическую тему. Рубенс – фламандский живописец, мастер барокко – его картины представляют практически суть этого стиля. Он жизнерадостные, яркие, с большим количеством деталей, они чествуют жизнь и прославляют её, представляя собой практически пощечину смерти. Предпочитал религиозные и мифологические сюжеты, особенно раскрывая мифы Древней Греции. Вакх – он же Дионис, он же Бахус – бог виноделия, вдохновения, растительности и жизненной силы, которая питает все. Картина "Вакх" - это все те же мотивы античной мифологии, Бог вина и в сопровождении своих спутников. Но воплощены эти мотивы в совершенно конкретных, земных, почти грубых образах; от классической идеальности форм не осталось и следа, но и повседневными эти формы не назовёшь. Живописец изобразил Вакха в виде толстяка, восседающего на бочке с вином и поднимающим чашу, в которую льется все тоже вино, тело которого, а точнее – живот, написанный светлыми тонами, занимает центральное место в композиции. Голова Вакха схожа с мраморным бюстом римского императора Вителлия, известного обжоры и любителя выпить. На голове у него венок с виноградными гроздьями. Шокирующий плотский облик Вакха в окружении Сатира, Менады и амуров воплощает земное, природное начало, это гимн жизни со всеми ее несовершенствами и радостями. Вокруг пьют – мужчина, также обнаженный, заливает в рот вино прямо из кувшина, женщина оголила одну грудь, подливает своему господину, дети вокруг – один пьет вино, льющееся из чаши Вакха, другой мочится, видимо, избавляясь от выпитого вина. Большая кошка под ногой бога лежит на боку, выглядит довольной и послушно позволяет себя повалить.[2] Переполняющая персонажей картины радость жизни, упоение счастьем бытия поистине преображают их, окружают волшебным праздничным ореолом, нисколько не сглаживая в то же время их живой человеческой неповторимости. Горячий солнечный свет играет на лоснящейся спине сатира и в рыхлых складках расплывшегося тела Вакха, скользит по атласной коже вакханки, вспыхивает в золоте чаши, в стекле кувшина, в капельках вина, которые ловит ртом мальчик, притушено мерцает в бархатистой шкуре пантеры, обогащая тончайшими нюансами общую золотистую красочную гамму, в которой тают контуры фигур и очертания зелёных холмов в глубине. Противопоставленная далёкому пейзажу, стремительно вынесенная на передний план монументальная пластическая группа предстаёт окружённая сиянием бесконечности пространства, воздуха и света, как некий героический образ одухотворяющей мир человеческой энергией. Вся композиция стягивается к Вакху, как к центру. Он, позволяющий избавиться от всех моральных и прочих запретов, открыться миру и стать на время пьяным, безумным и счастливым, придает смысл собственной вакханалии. У ног фигуры -
хищник, он не сопротивляется, потому что на троне - самаприрода. Хищник, так же как и мы с вами, часть этой природы. Сюжетным центром является бог виноделия Вакх. Признаки пола завуалированы, присутствует и женское, и мужское начало. Композиционным центром является живот Вакха. Фигура специально занимает большую часть полотна.Главная фигура восседает на импровизированном троне, роль которого выполняет бочка из-под вина. Поза неустойчива, так как бочка качается. Композиция является несимметричной, все элементы в картине располагаются вокруг главного персонажа. Картина переполнена движением, о чем свидетельствуют погруженные в кипучую деятельность второстепенные персонажи, сам же Вакх восседает в героической позе, а тело его наполовину развернуто на зрителя. Пространство картины глубокое и несколько открытое , так как на втором плане изображен виноградник с небольшим навесом и людьми в нем, а на третьем плане изображена просторная долина, все это придает картине глубину и открытость. А также ближе к левой части картины видна небольшая линия горизонта. В построении композиции соблюдены ее законы. (Закон : целостности, контрастов, подчинённости, воздействия) Новизна состоит в том, что картина выдержана в удивительном по красоте колорите. Размер картины играет в восприятии не маловажную роль, у нас большая по размерам картина соответствует выбранной теме изображения и подчеркивает ее значимость. Контраст по насыщенности делит картину на две части по диагонали, это линия проходит по телу Вакха. В правой части картины цвета более яркие и насыщенные, а в левой части они более бледные и приглушенные уходят на задний план. Композиция картины «Вакх» в цветовом понимании многоцветная, здесь используются такие цвета, как голубой, зеленый, белый, умбристый, красный, серебристо - серый, золотистый и другие оттенки этих цветов. Темпераментный мазок, сочность колорита, особая жизнерадостность все это присуще Рубенсу. Комбинация цветов гармоничная, уравновешенная, так как темные цвета используются в нижней части картины, а светлые цвета - в средней части. Освещение идет от зрителя и немного с верхнего правого угла в глубину картины, потому что первый план хорошо освещен и силуэты четко видны, а на дальних планах свет плохо рассеивается и силуэты нечеткие и слегка размыты. Колорит в произведении смешанный, но преобладает цвета теплых золотистых оттенков. Тип колорита полихромный, присутствуют различные цвета. Картина носит живописный характер. Картина написана на холсте маслом. Рубенс, также как и Караваджо, писал лессировками и пастозно, комбинируя техники для достижения нужного результата. Мазок в картине «Вакх» размашистый и сочный, что типично для Рубенса. В картине силуэты фигур утопают в пространстве, нет такой четкости как у Караваджо. Пейзаж «Вакх» можно разделить на три плана. На первом плане картины «Вакх» расположена многофигурная группа, состоящая из большой монументальной фигуры бога виноделия и его подручных. На втором плане мы видим виноградник с навесом и людьми на третьем, уходящую вглубь долину и небо.

Для творчества Рубенса характерны воздушные легкие мазки, размытые силуэты, разнообразие красочной палитры. Картины Рубенса имеют философский подтекст.

Картина «Вахк» занимает значительное место в творчестве художника и являлась одной из самых дорогих для самого художника, он хранил её до конца своих лет. Данная картина известна всем людям, интересующимся творчеством Рубенса.

3.3. СРАВНЕНИЕ КАРТИН




Теперь после анализа интересующих нас картин мы можем обратиться непосредственно к цели нашей курсовой работы, к сравнительному анализу картин Караваджо «Вакх» и Рубенса «Вакх». И Караваджо, и Рубенс обращаются к одной мифологической теме, но бога виноделия живописцы представляли себе по-разному.
Караваджо в своей картине «Вакх» изображает молодого юношу, переодетого в древнегреческого бога, перед юношей художник помещает натюрморт. Рубенс же изображает на своей картине «Вакх» группу персонажей, в центре которой на троне восседает большая нагая фигура бога Вакха.
В картине Караваджо композиционным центром является освещенная фигура молодого человека и в картине Рубенса также композиционным центром является бог вина, точнее, большой живот персонажа. Сюжетным центром картин Караваджо и Рубенса являются сами воплощения бога изобилия и вина. И Караваджо, и Рубенс в построении композиции пользовались законами композиции.
Колорит в картинах различается. В картине Караваджо преобладает теплый колорит. В картине Рубенса колорит смешанный, здесь используются цвета разных гамм, преобладают золотистые оттенки. В обеих картинах используется контраст по насыщенности, контраст освещенных частей и тех, что в тени в картине Караваджо, смягченный контраст всех используемых цветов у Рубенса. Эти картины носят живописный характер.
Картины Караваджо и Рубенса написаны на холсте маслом. Оба художника наносили краски на данных полотнах и корпусно и лессировками.
Караваджо писал сплавленным мазком, который идеально сглаживает поверхность и она кажется идеально ровной, как на фотографии. Рубенс же писал свободным полупрозрачным мазком, благодаря такому мазку поверхность картины кажется вибрирующей, словно все утопает в некой дымке.
Рисунок в картинах можно разделить на несколько планов. В картине Караваджо на первом плане изображен натюрморт, который отражает нутро главного героя, а в картине Рубенса на первом план выходят группа персонажей Бог вина и его помощники. На втором плане в картинах присутствуют : Вакх в картине Караваджо, у Рубенса мы сможем пронаблюдать за людьми, находящимися под навесом, который стоит около виноградника. В картине «Вакх» Караваджо третий план отсутствует, пространство не глубокое, а вот у Рубенса мы можем наблюдать просторы долины и небо, что придает пространству картины глубину.