Файл: Сравнительный анализ двух произведений искусства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заказчиком этой картины, также как и картины с покаянием Марии Магдалины был монсиньор Фантино Петриниани. Картина наполнена мягким светом, что свойственно для раннего творчества Караваджо, заметна эволюция манеры письма мастера. Реализм Караваджо - это нечто большее, чем просто подражание природе; в живописи художника сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: «Обращение Савла» (1601) и «Успение Богоматери» (1605). Например, в картине «Обращение Савла» будущий апостол Павел, а пока еще гонитель христиан Савл, изображен в тот момент, когда он услышал глас Божий и, пораженный, упал с лошади. Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом, который словно падает на картину.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма - самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Художественный метод Караваджо проложил путь для дальнейшего развития реалистического искусства. Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения «караваджизмом», явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. [18]


ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ П. РУБЕНСА

3.1. ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС

Художник пишет. Властная рука
Вселенную окутывает дымом.
Круговоротом невообразимым
Свивайся, красок яркая река.
Недаром твой патрон, святой Лука,
Сжигаемый огнем неугасимым,


Божественным, животным херувимом
Ты нам рисуешься издалека.

Ты возлюбил тщету земного тлена,
Твоя полуодетая Елена


Властительнее райских королев.
Тебе ли правила писал Ветрувий?
О Рубенс, огнедышащий Везувий,
Великолепный белокурый лев !

Алексей Сидоров.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени.

Отец Питера Пауля Рубенса был юристом, советником антверпенского магистрата. Но после введения в 1567 году в страну испанских войск, когда начался жестокий террор, установленный герцогом Альбой, Ян Рубенс бежал в Кельн. В изгнании, в немецком городе Зиген и родился 28 июня 1577 года будущий великий художник. Детство мальчика прошло в Кельне. Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс возвращается с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу. Он изучает иностранные языки, начинает знакомиться с античной историей и литературой.

Раннее увлечение рисованием и интерес к искусству приводят четырнадцатилетнего Рубенса в мастерскую художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта. В 1594 году Рубенс попадает в мастерскую придворного живописца Отто Вениуса – одного из крупнейших в то время нидерландских романистов. После четырехлетнего пребывания в мастерской Вениуса Рубенс в 1598 году был принят в гильдию художников св. Луки – объединение антверпенских живописцев, получив право работать самостоятельно.

Весной 1600 года Рубенс уезжает в Италию, где проводит восемь лет. Его необыкновенный талант был сразу же замечен. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Рубенс объездил многие города Италии, стремясь увидеть произведения выдающихся мастеров эпохи Возрождения.[7]


Основные черты произведений Рубенса: преобладание бурного чувства, динамизм форм, торжество декоративного начала, свежесть восприятия и реалистическая убедительность, сила фантазии и воображения. Колористика и рисунок в картинах Рубенса «Воздвижение креста», «Персей и Андромеда». Народная основа творчества Рубенса в работе «Крестьянский танец».[2]
Знаменитый художник Делакруа сказал: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс – бог!» В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в «Письмах русского путешественника»: «Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем… Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски, лица, платья!» [8]
Его творчество пронизано подлинным новаторством, стремлением открыть для искусства новые горизонты. На протяжении всего своего творческого пути он неустанно стремился постичь тайны мастерства. Сам Рубенс был одареннейшим колористом и рисовальщиком, гениальным сочинителем композиций, наделенным могучей фантазией. Но он обладал также колоссальной работоспособностью, постоянно совершенствовал и тренировал свой глаз, руку, понимание формы и цвета. Это невероятное трудолюбие помогло ему не только создать множество произведений, из которых почти половина большие монументальные полотна, но и обрести поразительную свободу и виртуозность кисти.

Предметом глубочайшего изучения для Рубенса оставалось античное искусство. Он писал: “Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить”. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Прежде всего надо было проникнуться духом античности, - гражданственным содержанием искусства, крепостью и силой духа древних. Рубенс охотно вводит пластические мотивы, подмеченные в античных произведениях, в свои композиции. Античное искусство всегда помогало ему найти должную меру между жизненным и идеальным началом.

Перенеся в картину изображение живой модели, он освобождает ее от всего случайного. Идеал Рубенса обладает всем полнокровием жизни, хотя в известной мере он сочинен художником.

Рисуя, Рубенс применял разные техники. Набросок композиции он делал пером, бистром. Любил рисовать углем с подцветкой сангиной, мелом, белилами. Созданию картины у него обычно предшествовало сочинение композиции – сначала в рисунке пером или в более поздний период – кистью на загрунтованной доске. Затем он исправлял и завершал основное распределение масс и цветов в эскизе. В переводе эскиза в большой формат Рубенсу помогали его ученики. Писал он обычно, как и предшествующие ему нидерландские живописцы, на доске, покрытой светлым грунтом, накладывая тонкие, прозрачные лессировочные слои красок.


Создавая большие декоративные полотна, Рубенс рассчитывал тот эффект, который они будут производить в определенном архитектурном ансамбле. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. Рубенс обладал универсальным гением. Бесконечно разнообразие тем и сюжетов его произведений, их жанровое богатство – от парадного портрета до лирического пейзажа. Но важнее всего необычайная широта охвата явлений жизни, мира и человека. Его искусство жизнерадостно и полно веры в героизм, волю, энергию людей.

Рубенс был глубоко национальным художником, бесконечно преданным своей стране. Любимыми созданиями его кисти стали пейзажи его Фландрии, картины, где мы видим крестьян, крепких, здоровых людей, для которых труд привычен, легок и радостен. .[3]

Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса. Однако его искусство было далеко от классических античных образов. Для Рубенса античность – не идеальный образец, которому надо следовать, а высокий пример восприятия жизни во всей ее чувственной красоте

Важным принципом живописного метода мастера был отказ от применения в тенях пастозности, белил и черной краски. Вот что говорил ученикам сам художник: “Начинайте писать ваши тени легко, избегая водить в них даже ничтожное количество белил, они могут быть вводимы только в светах. Здесь краски могут наноситься корпусно. Белила нарушают прозрачность, золотистость тона и теплоту ваших теней, ваша живопись не будет более легка, но сделается тяжелой и серой”.[13]

В мастерской художника создавались крупноформатные религиозные композиции, мифологические сцены, циклы декоративных панно, пейзажи, портреты. Для большинства произведений мастера относящихся к самым разным жанрам, характерна динамика контрастных форм, полных энергии и обладающих большой эмоциональной выразительностью. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственно таким разным произведениям, как “Похищение дочерей Левкиппа”, “Снятие с креста”, “Крестьянский танец”. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи, который включает 21 полотно, Рубенс широко использует аллегории, мифологических персонажей, которые, тем не менее, не выглядят условными, настолько они правдивы и жизненно убедительны.

Рубенс скончался в 1640 году. Он оставил большую школу учеников и последователей во Фландрии, в том числе таких мастеров живописи, как А.Ван-Дейк, Ф.Снейдерс, Я.Иорданс. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления. Творчество Рубенса не только определило своеобразие фламандской школы живописи, но и решительно повлияло на судьбы всего европейского искусства [16]



ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТИН
3.1. АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАРАВАДЖО «ВАКХ»

Картина «Вакх»(1595-96) написана на холсте маслом; ее размеры 95х 85 см. Картина находится в Галерее Уффици во Флоренции. Картину является аллегорической композицией на мифологический сюжет. Картина «Вакх», написанная в 1595-1597 гг., была заказана живописцу его покровителем кардиналом дель Монте в подарок великому герцогу Тосканы Фердинандо I. Как и в других работах этого периода творчества, Караваджо воплощает новаторский для итальянской живописи жанровый подход к написанию картин. Вакха, традиционно изображаемого прекрасным античным божеством, художник трактует без идеализации, используя в своей работе демократичный типаж. Главная задача для Караваджо передать человеческую природу изображаемых им персонажей. Картина изображает юного Вакха, откинувшегося назад, с виноградными ягодами и листьями в волосах, перебирающего пальцами правой руки кушак, охватывающий свободно ниспадающую одежду. На каменном столе перед ним миска с фруктами и большой графин красного вина. Левой рукой он протягивает зрителю неглубокий бокал того же вина, как будто бы приглашая присоединиться к нему. Караваджо создал не идеализированный образ античного бога, а скорее полупьяного молодого человека в образе. Изнеженный юноша с пухлым, женоподобным лицом - простой и грешный. Автором аккуратно прописаны отталкивающие детали: под ногтями Вакха грязь, не исключено, что для картины позировал один из уличных оборванцев. Вакх томно смотрит из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю, очевиден эротический подтекст произведения.[10] В полотне присутствует связь основного персонажа и тщательно проработанного натюрморта. Фрукты и графин на картине привлекают, чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, олицетворяют бренность мирской суеты.