Файл: Образовательная программа магистратуры Код учебной дисциплины м в. Од. 2 Цикл дисциплины общенаучный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соотнесите понятия «квалификация», «профессия», «компетентность».

Что такое структура персонала? От чего она зависит?

Какие проблемы в подготовке кадров социальных работников в нашей стране наиболее актуальны на современном этапе?

Какие профессиональные риски характерны для социальной работы?

Литература:

1. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие / Пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология. 2011. № 5. С. 49-58.

2. Волошина Т.Н. Социальные службы в России и их деятельность: история и современность. — М.: Союз, 2011.

3. Зимняя И. А. Функционально-ролевой репертуар деятельности

социального работника. М., Просвещение, 2013.

4. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: Учеб. пособие - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2012.

5. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учеб.пособие / Отв.ред. П.В.Палехова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 128с.

6. Топчий Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы. — М.: Институт социальной работы, 2012.

7. Шмелева Н.Б. Профессионализм личности социального работника - показатель его деятельности// Российский журнал социальной работы. - 1998. - №1. - с.100-104

8. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие. - М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 196с.
Bowen, David E, and Greiner, Larry Moving from Production to Service in Human Resource Management. Organizational Dynamics, Summer 1986, p.p. 1 -16.

Butler, John, Ferris, Gerald, and Napier, Nancy Strategy and Human Resources Management. Soth-Western Publishing, Cincinnati, Ohio, 1991.

Ceriello, Vincent Human Resource Management Systems. Lexington, New York, 1991.

Douglas, John, Klein, Stuart, and Hunt, David The Strategic Managing of Human Resources. John Wiley & Sons, N. Y., 1985.

Drucker, Peter Management: Tasks, Responsibilities, Practicies. Harper & Row, New York.

Drucker, Peter Goodbye to the Old Personnel Department. The Wall Street Journal, May 22, 1986, P. 16.

Fitz-enz, Jac Human Value Management: The Value -Adding Human Resource Management Strategy for the 1990s. Jossey-Bass, San-Francisco, 1990.

Human Resource Management: Evolving Roles and Responsibilities. Bureau of National Affairs, Washington, B.C., 1988.

Shuller, Randall Repositioning the Human Resource Function: Transformation or Demise. Academy of Management Executive, vol. 4, # 3 P.P. 49 - 60.

Tosi, Henry, Rizzo, John, and Carroll, Stephen Managing Organizational Behavior, Harper& Row Publishers. New York, 1990.

Walker, James Human Resource Strategy, Mc-Graw Hill, Inc. 1992.

Werther, William, Jr., and Keith, Davis Human Resources and Personnel Management.3rd.
ed., McGraw -Hill, NewYork, 1989.

Дополнительные источники литературы определяются преподавателем по каждому занятию.


Тема 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И модели управления персоналом организации
План практического занятия

1.Процессы управления персоналом.

2.Стратегия развития организации и управления персоналом.

3.Модели управления человеческими ресурсами.

4.Формирование стратегии управления человеческими ресурсами.

5.Теоретические модели управления персоналом организации.

6.Принципы управления персоналом социальной организации.
Цель темы:

• описать процесс стратегического планирования

в современной организации,

• охарактеризовать стратегию управления персоналом,

• представить основные методы

планирования численности персонала.

краткоеСОДЕРЖАНИЕ

Успех любой организации в современных условиях ускоряющегося научно-технического прогресса и усиливающейся конкуренции зависит в первую очередь от ее способности максимально эффективно использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы для достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, от того, насколько точно организация определит свое место во внешней среде и выработает курс действий, направленный на занятие этого места и укрепление собственных позиций. Такой курс действий принято называть стратегией развития, которая включает в себя определение смысла существования (миссии) организации, состояния, которое предполагается достичь к определенному сроку (видение), критических факторов достижения успеха и плана конкретных действий.

Поскольку человеческие ресурсы играют все возрастающую роль в современных организациях, последние разрабатывают особые стратегии управления сотрудниками. Стратегия управления персоналом создается на основе стратегии развития и представляет собой курс действий в отношении сотрудников организации, позволяющий добиться реализации организационных целей (стратегии развития). По существу, стратегия управления человеческими ресурсами состоит в определении компетенции, необходимых организации для реализации стратегии развития, выявлении из их числа наиболее важных, разработке общего направления их развития и создании планов организационно-технических мероприятий по развитию этих компетенции. Как и стратегия развития, стратегия управления персоналом строится на основе анализа динамики внешней среды, внутренних ресурсов и культуры организации.


Под планированием человеческих ресурсов сегодня понимается определение когда, где, сколько и какой квалификации сотрудники потребуются организации. Потребности организации в персонале обусловливаются прежде всего стратегией ее развития, на которую, в свою очередь, влияет множество факторов - состояние экономики, рыночная динамика, государственная политика, финансовое состояние организации, традиции и т.д. Существует много методов определения потребностей организации в персонале - экстраполяция, метод экспертных оценок, математические модели и т.д. Выбор методов планирования обусловливается спецификой организации: видом деятельности, размером, финансовым состоянием, организационной культурой.
ключевыеСЛОВА

процессы управления персоналом - взятые в своем единстве методы, процедуры, приемы воздействия на сотрудников организации с целью использования их потенциала для достижения организационных целей.

стратегия - определение перспективных целей развития организации, методов и времени их достижения, а также системы оценки (показателей) степени реализации этих целей; общий курс действий организации на определенный период.

стратегия управления человеческими ресурсами состоит в определении путей формирования ключевых компетенции сотрудников организации, необходимых для реализации ее стратегии. Другими словами, стратегия управления персоналом - это "планы, использующие предоставляемые внешней средой возможности для упрочения и сохранения конкурентоспособности компании с помощью ее сотрудников".

планирование человеческих ресурсов - процесс определения потребностей организации в персонале, т.е. определение когда, где, сколько и какие (какой квалификации) сотрудники потребуются организации. План человеческих ресурсов служит основой подбора и увольнения персонала.
вопросыДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Что такое стратегия развития организации? Все ли организации имеют стратегию? Приведите примеры. Как, по Вашему мнению, наличие четко сформулированной стратегии влияет на результаты организации? Подкрепите Ваше мнение примерами.


2. Каковы основные стадии процесса выработки организационной стратегии? Что такое миссия организации? Что такое видение организации? Как наличие или отсутствие сформулированных миссии и видения влияет на результаты организации? Как руководство организации может сделать свою миссию "живой" и актуальной для всех своих сотрудников?

3. Какие факторы должны быть приняты во внимание при разработке стратегии развития организации? Как оценить динамику внешней среды для компании, занимающейся транспортными перевозками, школы бизнеса, частного продовольственного магазина? Что такое СВОТ-анализ? Проведите СВОТ-анализ для «Аэрофлота» (международные линии), АВТОВАЗа, Сберегательного банка России?

4. Что такое стратегия управления персоналом? Как она связана со стратегией развития организации? Каковы основные этапы разработки стратегии управления персоналом?

5. Как определить приоритеты развития человеческих ресурсов организации (направления стратегического планирования)? Каковы, по Вашему мнению, приоритеты развития персонала компании Макдоналдс в России, Вооруженных сил Российской Федерации, АО «Газпром», коммерческих банков?

6. Какие подходы к разработке стратегии управления человеческими ресурсами Вам известны? В чем преимущества и недостатки каждого из них? Как можно на практике соединить метод планирования "сверху вниз" и "снизу вверх"?

7. Как разработать планы реализации стратегии управления персоналом? Каковы условия создания эффективных планов? Кто должен разрабатывать эти планы - сотрудники отдела человеческих ресурсов или руководители подразделений?

8. Что такое планирование человеческих ресурсов? Какова связь этого процесса со стратегией развития организации и стратегией управления персоналом?

9. Что такое потребности организации в персонале? Какие факторы влияют на формирование потребностей в персонале? Чем в первую очередь определяются потребности в человеческих ресурсах организации, в которой Вы работаете (приведите пример)?

10. Как спрогнозировать потребности организации в персонале? Прокомментируйте достоинства и недостатки известных Вам методов. Какие методы определения потребностей в персонале Вы бы порекомендовали крупному коммерческому банку, автосборочному заводу, ресторану быстрого питания?
практическиеСИТУАЦИИ
1. Алексей Нечипоренко в течение четырех лет работал в Киевском представительстве одного из западных инвестиционных банков. Последствия августовского кризиса докатились и до Киева