ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
بسمالله الرحمن الرحيم
Имам
Ибн Каййим аль Джаузийя
ИЗБРАННОЕ
Том 2
Вниманию читателя предлагается трёхтомный сборник, в который вошли выдержки из разных трудов великого мусульманского учёного Ибн Каййима аль-Джаузийя. Второй том посвящён нравственности; призыву и поклонению Всевышнему.
Всякое похвальное нравственное качество находится между двумя порицаемыми и является золотой серединой между ними, тогда как обе крайности порицаемы. А потребность раба Аллаха в том, чтобы поклоняться только Аллаху, больше потребности тела в духе. Содействие же Всевышнего - это когда Он делает так, чтобы человек был способен совершать угодное Ему и предпочитал это, и внушает ему ненависть и отвращение к противоположному. В чём же суть стремления к Всевышнему и какие качества присущи стремящимся к Нему? Каким был призыв посланников Господа? Почему человека постигают испытания и какую пользу они приносят ему? Что препятствует получению ответа на мольбу и является ли получение ответа почётом? Что мешает нам следовать истине?
Ответы на все эти вопросы вы найдёте в данной книге.
НРАВСТВЕННОСТЬ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Благонравие
ЧТО ТАКОЕ БЛАГОНРАВИЕ
Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Поистине, к самым любимым из вас для меня и к тем, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас; а самые ненавистные для меня, которые в День воскресения окажутся дальше всех от меня - болтливые, хвастливые и разглагольствующие". Люди сказали: "О Посланник Аллаха, мы знаем, кто такие "болтливые" и "хвастливые", но кто такие "разглагольствующие"?" Он ответил: "Это надменные" (ат-Тирмизи).
Ат-Тирмизи сказал, что это хороший хадис.
Ат-Тирмизи сказал: "АбдуЛлах ибн аль-Мубарак сказал: "Благонравие - это приветливое выражение лица, добродеяние и воздержание от зла".
Другой ученый сказал: "Благонравие делится на две категории.
К первой категории относится благонравие по отношению к Всевышнему Аллаху. Выражается оно в том, что ты знаешь: всё, что исходит от тебя, требует оправдания, а все, что исходит от Аллаха, требует благодарности, и ты не перестаешь благодарить Его и извиняться перед Ним, идя к Нему между осознанием Его милости и осознанием присущего тебе самому и твоим деяниям несовершенства.
Ко второй же категории относится благонравие по отношению к людям. Оно зиждется на двух опорах. Это благодеяние посредством слов и действий и воздержание от совершения зла посредством слов и действий.
А это в свою очередь, зиждется на пяти столпах: знании, щедрости, терпении, благодушии и правильности Ислама.
Если говорить о знании, то оно необходимо, чтобы знать приметы высокой нравственности и низости, дабы человек имел возможность украшать себя благими нравственными качествами и избегать скверных.
Если говорить о щедрости, то она предполагает великодушие и стремление к даянию, и подчинение души своему обладателю всякий раз, когда он требует от нее щедрости.
Терпение требуется потому, что если человек не способен вытерпеть описанное выше и преодолевать трудности, связанные с его претворением в жизнь, то он не будет готов к этому.
Под благодушием подразумевается то, что Всевышний Аллах наделяет человека благой природой, которая легко управляема и легко подчиняется своему обладателю и быстро внимает, когда ее зовут к благому.
Человеческая природа бывает трех видов. Есть подобная камню, неподатливая и черствая, которая не смягчается и не покоряется. Есть подобная воде и воздуху, которая быстро подчиняется и устремляется на зов всякого, кто обращается к ней с призывом, подобная ветви, которая колышется от любого ветерка. Эти две природы - отклонившиеся от правильного, ибо одна не приемлет, а вторая не сохраняет. А есть ещё природа, объединяющая в себе мягкость, твердость и чистоту. Благодаря мягкости она приемлет благое, благодаря твердости сохраняет его, а благодаря чистоте постигает суть вещей. Это совершенная природа, порождающая всевозможные благие нравственные качества.
Что же касается правильности Ислама, то это ось всего перечисленного, делающая правильным всякое благое нравственное качество, поскольку именно в соответствии с силой веры - в том числе и в награду, благое обещание Аллаха и воздаяние от Него - человеку облегчается все перечисленное и сам он ощущает сладость обладания этими качествами. А Аллах дарует успех и помогает.
См. [Мухтасар сунан Абу Дауд]
СТОЛПЫ БЛАГОНРАВИЯ
Благонравие зиждется на четырех столпах, без которых его существование невозможно представить. Это терпение, целомудрие, смелость и справедливость.
Если говорить о терпении, то оно делает человека выдержанным и заставляет его сдерживать ярость, воздерживаться от причинения зла другим, делает его кротким, благоразумным и мягким, оберегая его от легкомыслия и поспешности.
Целомудрие побуждает его воздерживаться от пороков и скверных слов и деяний и делает его стыдливым. Оно стоит во главе всякого блага и удерживает человека от мерзости, скупости и лжи, хулы и сплетен.
Смелость делает человека благородным и побуждает его предпочитать высокую нравственность и благородные поступки. Она же побуждает его к даянию и великодушию, которые суть смелость души и сила ее в жертвовании тем, что любимо человеку, и расставании с этим. Смелость побуждает сдерживать ярость и проявляет кротость. Благодаря силе и смелости человек сохраняет контроль над душой своей и сдерживает ее. Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "По-настоящему силен не тот, кто побеждает многих в поединке. По-настоящему силен тот, кто способен контролировать себя в гневе" (аль-Бухари, Муслим). Такова истинная природа смелости. Благодаря этому качеству человек оказывается способным одолеть противника.
А справедливость побуждает человека к умеренности в его нравственности, к золотой середине между двумя крайностями - чрезмерностью и небрежностью. Она побуждает к щедрости и великодушию, которые являют собой золотую середину между скупостью и расточительству. Она побуждает также к стыдливости, которая представляет собой золотую середину между трусостью и безрассудством. Побуждает она и к благоразумию, которое являет собой золотую середину между гневом и презренностью и малодушием.
Все благие нравственные качества берут свое начало от этих четырех.
См. "Мадаридж ас-саликин"
ИЗМЕНЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
Это очень полезная глава для идущего к Господу, помогающая ему быстрее достичь цели, ведущая его посредством нрава его, который невозможно никуда деть, ибо, поистине, самое сложное для человеческой природы - изменить нравственные качества, присущие людям. Исполнители сложных духовных практик, требующих огромных усилий, стремились к этому, но большинству из них так и не удалось изменить эти качества. Душа из-за этих практик отвлекается от проявления власти своей, а когда приходит власть этих нравственных качеств и проявляется, она одолевает войско духовных практик и, разметав их, завладевает царством человеческой природы.
Благодаря этой главе идущий к Господу обретает гармонию со своими нравственными качествами и не нуждается в изменении или устранении, и движение его сильнее, серьёзнее и быстрее движения того, кто занят их устранением.
Но прежде приведем пример, наглядно демонстрирующий то, о чем мы ведем речь. Это бурно бегущая река, которая затапливает землю, жилые районы и дома. Люди же, зная о том, что она не остановится, пока не разрушит их дома и не уничтожит их землю и имущество, разделились на три группы.
Первая группа направила все усилия на то, чтобы остановить реку и сдержать её. Но они почти ничего не смогли сделать. Из-за их попыток вода может собраться в одном месте, а потом снести возводимые ими заграждения, в результате чего разрушительное действие реки окажется ещё серьёзнее.
Другая группа, увидев эту ситуацию, поняла, что такие меры не принесут пользы, и решила, что невозможно избавиться от этой напасти, кроме как отрезав реку от её истока. И они постарались так и сделать. Однако у них это не получилось, потому что река по природе своей такова, что оказывает сильнейшее сопротивление их попыткам, и всякий раз, как они перекрывают её исток, вода начинает бить из другого места, и в результате это занятие отвлекло их от засевания земли, благоустройства и посадки деревьев.
А третья группа придерживалась мнения, отличного от мнения обеих групп, понимая, что те упустили множество благ. Они старались отвести реку от её русла, которое ведёт их к месту проживания, и им удалось направить её течение таким образом, чтобы они могли получать пользу от неё и она не причиняла им вреда. Они направили её к земле, способной производить разные растения, и напоили её водой эту землю, и она произвела разные виды кустарника, травы и плодов. Эта группа поступила с рекой наиболее правильным образом.
Приведя этот пример, скажем, что Всевышний Аллах по мудрости Своей вложил в человека и в другие живые существа природу, опирающуюся на две силы - силу гнева и силу страсти, и это природа - волевая (произвольная).
Эти две силы являются носителями нравственных качеств, присущих душе, и они сконцентрированы в природе всякого живого существа.
С помощью силы страсти и воли живое существо добивается того, что приносит ему пользу, а сила гнева отводит от него вред. И если оно использует страсть в стремлении к тому, в чем оно нуждается, оно порождает алчное стремление. И когда оно использует гнев для того, чтобы отвести от себя вред, он порождает силу и ревность. Если же оно оказывается неспособным одолеть этот вред, то в результате рождается сила злобы. А если оно оказывается неспособным обрести то, в чем нуждается, и видит, что это досталось кому-то другому, то в результате рождается зависть. Если же оно обретает желаемое, то сила страсти и воли порождает такое нравственное качество, как скупость и жадность.
Если страстное стремление к чему-то усиливается, но обрести это можно только посредством силы гнева и живое существо использует её, то результатом становится агрессия, выход за рамки дозволенного и несправедливость, и от них рождаются высокомерие, гордыня и надменность - поистине, эти нравственные качества зарождаются между силами страсти и гнева, которые объединяются.
Река, приведенная в качестве примера, символизирует собой эти две силы. Она течет по своему природному руслу к дому сердца и его обители, разрушая и уничтожая их - иначе и быть не может. Души невежественные и несправедливые позволяют этой реке течь, как она течет, и разрушать дома веры, и уничтожать следы её, и превращать в руины обитель её, и выращивать на её месте всякие скверные растения, которые будут вкушать обитатели Огня в Судный день - День воскрешения.
Что же касается чистых и достойных душ, то они увидели, что происходит с этой рекой, и разделились на три группы.
Занятые духовными практиками и борьбой с естеством, уединениями и особыми упражнениями захотели отрезать эту реку от её истока, однако Всевышний Аллах по мудрости Своей не позволил им достичь этой цели, и человеческая натура воспротивилась им. Природа отказалась подчиняться. Борьба усилилась, война затянулась, разгорелась битва, и так эта война и стала идти с переменным успехом. Эти люди направили все усилия на борьбу с душой для устранения этих нравственных качеств.
А другая группа отвернулась от них и заняла свои души деяниями. Они не стали внимать зову этих качеств и вместе с тем не изменили их течение, но не позволили этой реке разрушать их вотчину. Они занялись укреплениями своей вотчины и оснований строений её, понимая, что река эта непременно достигнет их. И когда река достигла этих укреплений, она не разрушила их, а обошла слева и справа. Эти люди направили силу своей решимости и воли на созидание и укрепление строений, а те обратили её на попытки отделить реку от истока, боясь, что она разрушит строения.
Однажды я спросил шейхуль-Ислама ибн Теймийю (да помилует его Аллах) об этом, то есть о пресечении пагуб и занятии расчисткой дороги, и среди прочего он сказал мне: "Душа подобна грязному колодцу: всякий раз, как ты заглянешь в него, он проявляется и обнаруживается, но если тебе удастся заложить его чем-нибудь сверху и пройти по нему, то так и сделай, и не занимайся раскапыванием его, ибо, поистине, тебе никогда не достать до дна, и раскапывая одно, ты будешь непременно обнаруживать ещё что-нибудь".