ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я сказал: "Я задал тот же вопрос одному шейху, и он сказал мне: "Изъяны души подобны змеям и скорпионам на дороге путника. Если он будет заниматься их выискиванием и уничтожением, то задержится и не сможет продолжать путь. Поэтому пусть твоей задачей будет идти вперед, не обращая на них внимания, и если кто-нибудь из них повстречается тебе на пути, мешая, то убей их, а потом продолжай свой путь".
Шейхуль-Исламу очень понравились эти слова, и он с похвалой отозвался о сказавшем их.
Таким образом, третья группа поняла, что эти нравственные качества созданы не просто так, не напрасно, и что они подобны воде, которая поит и розы, и тернии, и плоды, и то, чему суждено стать дровами, и что они скрывают в себе разные сокровища; а то, чего боялись в них те, другие, на самом деле является также причиной преуспеяния и победы. Они увидели, что река высокомерия поит горделивость, кичливость, надменность, несправедливость и агрессию, но в то же время поит она и высокие стремления, стойкость, благородный пыл и помогает давать отпор врагам Аллаха и одолевать их. А это - жемчужины в раковине своей. Они направили эту реку на эти посевы и извлекли жемчужину из раковины её, и при этом они оставили её в душах своих, как она есть, просто использовали её таким образом, чтобы она приносила пользу. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидев, как Абу Дуджана горделиво вышагивает между рядами воинов, сказал: "Поистине, Аллах ненавидит, когда ходят вот так, за исключением подобных случаев" (ат-Табарани).
Посмотрите, как он не стал препятствовать течению этого качества, а направил его туда, где оно способно принести пользу.
А в другом хадисе говорится: "И бывает горделивость, угодная Аллаху, а бывает горделивость, ненавистная Ему. Угодная Аллаху горделивость - это горделивость перед боем и и при раздаче милостыни" (Абу Дауд, 2659).
Посмотрите, как порицаемое качество превратилось в подчиненность Аллаху (убудиййа) и как препятствие превратилось в подмогу.
См. [Мадаридж ас-саликин]
ПРЕДЕЛ НРАВСТВЕННОСТИ
У нравственности есть предел, и если этот предел перейти, это превращается в чрезмерность, а если не дойти до него, то это будет недостаток и унижение.
И у гнева есть предел, и это — похвальная смелость, храбрость и нетерпимость по отношению к скверным поступкам и порокам. Это совершенство для гнева. Если же этот предел перейти, то его обладатель станет проявлять агрессию и чинить несправедливость, а если не дойти до этого предела, то это будет означать трусость, и он не будет питать отвращение к порицаемым поступкам и качествам. И у стремления есть предел — это достаточность в мирских благах, то есть обретение достаточного их количества. И если человек не доходит до этого предела, то следствием станет унижение и жалкое существование, а если человек переходит этот предел, то он делается ненасытным и будет стремиться к тому, к чему стремиться не похвально.
И у зависти есть предел — это состязание в стремлении к совершенству и нежелание уступить первенство себе подобному. Но если перейти предел в зависти, она превращается в выход за рамки дозволенного и притеснение, причём завистник желает, чтобы обладающий каким-то благом лишился этого блага, и стремится причинить ему беспокойство и обидеть его. Если же человек не доходит до этого предела, то это обернётся для него низостью, слабостью пыла и малодушием.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Завидовать можно только двоим: человеку, которому Аллах даровал богатство и предоставил ему возможность расходовать его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и он выносит решения в соответствии с ней и обучает ей людей» [аль-Бухари, № 73; Муслим, № 816]. Эта зависть — состязание, в котором завистник требует от души своей уподобиться тому, кому он завидует, и это не та порицаемая зависть, которая заставляет человека желать, чтобы обладающий каким-нибудь благом лишился этого блага.
И у страсти есть предел — это отдохновение сердца и разума от трудностей покорности и приобретения достоинств и обращение за помощью в этом (1) к насыщению страсти. Однако если человек переходит предел в этом, он становится ненасытным сластолюбцем и уподобляется животному. Если же человек не доходит до этого предела и страсть не насыщается ради достижения совершенства и обретения достоинств, то это оборачивается слабостью, бессилием и унижением.
И у отдыха есть предел — это передышка для души и восстановление сил, отвечающих за восприятие и движение и способствующих готовности к покорности и обретению достоинств, и сохранение в ней этих сил таким образом, чтобы усилия и труды не ослабляли их, а также для того, чтобы ослабить воздействие этих сил. Если человек переходит предел в отдыхе, то этот отдых превращается в медлительность, лень и напрасную трату времени, и он упустит большую часть того, что приносит пользу рабу Аллаха. А если человек не доходит до этого предела, то он наносит вред этим силам и истощает их, и может статься, что у него не останется сил для продолжения своей деятельности. Он уподобится тому, кто пытается догнать ушедший далеко вперёд караван: он едет день и ночь, не жалея спину верблюда, но никак не может достичь цели,..
И у щедрости есть предел, разделяющий две крайности, и если человек переходит предел в щедрости, то она превращается в расточительство и бесполезную трату средств. Если же человек не доходит до этого предела, это оборачивается скупостью и крохоборством.
И у смелости есть предел, и если человек переходит этот предел, смелость его превращается в безрассудность, а если он не доходит до этого предела, то становится трусливым и малодушным. Предел смелости — отвага там, где требуется отвага, и отступление там, где оно требуется, как сказал Му'авия 'Амру ибн аль-'Асу ( История приводится в перепутанном виде: в оригинале всё наоборот, то есть с этими словами 'Амр обратился к Му'авии): «Не могу я решить для себя, отважен ты или труслив... Ты наступаешь порой так, что я говорю себе: да это же храбрейший из людей! А иногда ты демонстрируешь такую трусость, что я говорю себе: это же трусливейший из людей!» Он сказал: Я храбр тогда, когда для этого есть возможность. А если возможности нет, то труслив я...
И у ревности есть предел, и если человек переходит этот предел, ревность превращается в болезненную подозрительность и беспочвенные обвинения. Если же человек не доходит до этого предела, то результатом становится попустительство и равнодушное отношение к собственной чести.
И у скромности есть предел, и если перейти его, то она превращается в унижение. А если человек не доходит до этого предела, то результатом становится высокомерие и кичливость.
И у величественности есть предел, и если перейти его, то она превратится в высокомерие и станет скверным нравственным качеством. А если не дойти до этого предела, то результатом станет унижение.
Критерием для всего перечисленного является умеренность, которая представляет собой предпочтение золотой середины, лежащей между двумя крайностями — чрезмерностью и упущениями, и именно на ней зиждется то, что приносит пользу в обоих мирах. Более того, только умеренность способна принести пользу телу, и если человек в чём-то выходит за рамки умеренности, проявляя чрезмерность или, напротив, делая упущения, он теряет здоровье и силы пропорционально степени своего отклонения от умеренности.
Так же и естественные действия — сон и бодрствование, еда, питьё, половое сношение, движения, упражнения, уединение и пребывание в обществе людей, и так далее: до тех пор, пока человек придерживается во всём этом золотой середины, лежащей между двумя крайностями, он придерживается требуемой умеренности. А когда он отклоняется от этой умеренности ради одной из крайностей, то это становится недостатком, и результатом становится несовершенство и изъяны.
И к самым почётным и полезным знаниям относится знание установленных Всевышним пределов, особенно границ узаконенного Шариатом, то есть велений и запретов, и самый знающий из людей — тот, кто лучше всех знает эти пределы, дабы не вводить в них то, что в них не входит, и не выводить за них то, что входит в них.
Всевышний Аллах сказал: «Бедуины оказываются самыми упорными в неверии и лицемерии. Они больше других не знают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику» (сура 9 «Покаяние», аят 97).
Самый умеренный и справедливый из людей — тот, кто соблюдает границы нравственности, деяний и узаконенного Шариатом, зная их и практикуя в жизнь. А Аллах оказывает помощь и поддержку.
См. [Фаваид]
УМЕРЕННОСТЬ В НРАВСТВЕННОСТИ
Всякое похвальное нравственное качество находится между двумя порицаемыми и является золотой серединой между ними, тогда как обе крайности порицаемы. Например, щедрость находится посередине между скупостью и расточительством, а скромность – посередине между униженностью и высокомерием.
Если душа отходит от золотой середины, то непременно впадает в одну из двух порицаемых крайностей. Отходя от скромности, она впадает либо в высокомерие, либо в униженность. Отходя от стыдливости, она впадает либов наглость и дерзость, либо в слабость, трусость и малодушие, предоставляя врагу своему власть над собой и упуская множество благ, под предлогом стыдливости, тогда как в действительности это всего лишь слабость, бессилие и смерть души.
Отходя от похвального терпения, человек впадает либо в отчаяние, ропот, раздражение и нетерпеливость, либо в черствость и жестокосердие.
Отходя от благоразумия, он впадает либо в легкомыслие, вспыльчивость и ветреность, либо в униженность, и велика разница между тем, чья кротость обусловлена униженностью и слабостью, и тем, чья кротость обусловлена величием и благородством и сопровождается способностью (выплеснуть гнев и иные эмоции, отомстить и так далее).
Отходя от неторопливости и мягкости, он впадает либо в торопливость, легкомыслие и насилие, либо в халатность и попустительство, поскольку неторопливость и мягкость находятся между ними.
Если он отходит от величия, которым Аллах наделил верующих, он впадает либо в высокомерие, либо в униженность, поскольку похвальное величие лежит между ними.
Если человек отходит от смелости, то он впадает в безрассудство и непохвальную порывистость, либо в трусость и порицаемую нерешительность.
Отклоняясь от состязания в повышении степеней и в деяниях, достойных белой зависти, он впадает либо в зависть, либо в слабость, униженность и довольство своим униженным положением.
Отходя от умения довольствоваться малым, человек впадает либо в жадность и алчность, либо в униженность, презренность и попустительство.
Отходя от милосердия, человек впадает либо в жестокость, либо в слабость сердца и малодушие, подобно тому, кто не решается ни зарезать овцу, ни применить установленное Шариатом наказание к тому, к кому следует его применить, ни подвергнуть воспитательному наказанию ребенка под предлогом милосердия.
То же самое можно сказать и о приветливом выражении лица и похвальном веселье. Оно являет собой золотую середину между хмурой суровостью и надменностью и лишением людей радости и между переходящим все границы весельем, которое лишает человека всякого почтения и уважения со стороны окружающих и авторитета, тогда как первое отклонение становится причиной отдаления от человека окружающих, а также возникновение в их сердцах ненависти и отвращения к нему.
Обладатель золотой середины почитаем, уважаем и любим одновременно, ему присуще величие, и люди стремятся к встрече с ним. В описании Пророка, мир ему и благословение Аллаха, присутствуют такие слова: «Увидев его, человек испытывал благоговейный страх, а познакомившись с ним, он начинал испытывать любовь к нему»
См. [Мадаридж ас-саликин]