Файл: Учебник для высших учебных заведении. М. Аспект Пресс, 2001.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 315
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
глобальная ломка устоявшихся социальных сте- реотипов. Сама природа стереотипов, распространенных в нашем обществе в предшествующий период, весьма специфична. Во всяком случае никакое из известных социально-психологических исследований не имело дела с такого рода стереотипами: они «жили» весьма долго (практически в течение всего существования советского общества они передавались из поколения в поко- ление — «мудрость вождя», «дружба народов», «преимущества социалисти- ческой собственности», «справедливость партийных решений» и т.п.); они имели чрезвычайно широкий ареал распространения (внедрялись в сознание практически всех социальных групп, хотя, конечно, в различной степени и с возможными частными исключениями); они были поддерживаемы не только силой господствующей идеологии, но и институтами государства. Слом та- кого рода стереотипов непросто осуществляется в массовом сознании. Более того, он часто воспринимается отдельными группами как утрата идеалов.
Изменение системы ценностей — второй блок социально-пси- хологических феноменов, требующих особого внимания исследователей.
Это касается вопроса о соотношении групповых (прежде всего клас- совых) и общечеловеческих ценностей. Воздействие идеологических норма- тивов на массовое сознание было так велико, что идея приоритета классовых ценностей принималась как сама собой разумеющаяся и, напротив, общече- ловеческие ценности зачастую интерпретировались как ценности «абстракт- ного гуманизма», т. е. получали негативную оценку. На более конкретном уровне это проявляло себя как принижение значения таких ценностей, как ценности жизни, человеческого существования, добра и пр. Неготовность к их принятию обернулась тем, что в условиях радикальных преобразований
«старые» ценности во многом оказались разрушенными, а «новые» не при- няты. Утрата ориентиров относительно иерархии ценностей оплачивается дорогой ценой, она порождает порою нравственный беспредел.
Кризис идентичности — еще один пример существенных изменений в массовом сознании в эпоху перемен. Социальной психологии удалось на теоретическом и экспериментальном уровне доказать, что механизмом фор- мирования социальной идентичности является категоризация — процесс
«отнесения» индивидом себя к определенной социальной группе. Социаль- ные категории, как и категории вообще, выступают в процессе познания как порождения стабильного мира: они фиксируют устоявшееся, прочное. Когда сам реальный мир становится нестабильным, социальные категории как бы разрушаются, утрачивают свои границы. Так, социальные и этнические группы, обозначаемые определенными категориями, или размывают свои границы или просто «исчезают» (как быть сегодня с такой, например, соци- альной категорией как «советский человек»?). Последствия этого драматич- ны для многих социальных групп: пожилые люди испытывают потерю иден- тичности, молодежь — затруднения с определением своей идентичности и т.п. Перечень проблем, порождающих особое — тоже нестабильное — со- стояние массового сознания в эпоху радикальных преобразований, можно
Изменение системы ценностей — второй блок социально-пси- хологических феноменов, требующих особого внимания исследователей.
Это касается вопроса о соотношении групповых (прежде всего клас- совых) и общечеловеческих ценностей. Воздействие идеологических норма- тивов на массовое сознание было так велико, что идея приоритета классовых ценностей принималась как сама собой разумеющаяся и, напротив, общече- ловеческие ценности зачастую интерпретировались как ценности «абстракт- ного гуманизма», т. е. получали негативную оценку. На более конкретном уровне это проявляло себя как принижение значения таких ценностей, как ценности жизни, человеческого существования, добра и пр. Неготовность к их принятию обернулась тем, что в условиях радикальных преобразований
«старые» ценности во многом оказались разрушенными, а «новые» не при- няты. Утрата ориентиров относительно иерархии ценностей оплачивается дорогой ценой, она порождает порою нравственный беспредел.
Кризис идентичности — еще один пример существенных изменений в массовом сознании в эпоху перемен. Социальной психологии удалось на теоретическом и экспериментальном уровне доказать, что механизмом фор- мирования социальной идентичности является категоризация — процесс
«отнесения» индивидом себя к определенной социальной группе. Социаль- ные категории, как и категории вообще, выступают в процессе познания как порождения стабильного мира: они фиксируют устоявшееся, прочное. Когда сам реальный мир становится нестабильным, социальные категории как бы разрушаются, утрачивают свои границы. Так, социальные и этнические группы, обозначаемые определенными категориями, или размывают свои границы или просто «исчезают» (как быть сегодня с такой, например, соци- альной категорией как «советский человек»?). Последствия этого драматич- ны для многих социальных групп: пожилые люди испытывают потерю иден- тичности, молодежь — затруднения с определением своей идентичности и т.п. Перечень проблем, порождающих особое — тоже нестабильное — со- стояние массового сознания в эпоху радикальных преобразований, можно
продолжить. Однако вывод уже ясен на основании приведенных примеров: социальная психология сталкивается с новой социальной реальностью и должна осмыслить ее. Это требует огромной работы всего профессиональ- ного, сообщества. Мало- просто обновить проблематику социальной психо- логии (например, исключить из курса тему «психологические проблемы со- циалистического соревнования» или добавить тему «мотивы трудовой дея- тельности в частной фирме»); мало также просто зафиксировать изменения в психологии больших и малых социальных групп и личностей в той, напри- мер, части, как они строят образ социального мира в условиях нестабильно- сти, хотя и это надо сделать., Необходим поиск новых принципиальных под- ходов к анализу социально-психологических феноменов в изменяющемся мире, новой стратегии социально-психологического исследования. С этой точки зрения все изложенное в данном учебнике — лишь база, основа для новых поисков.
Возможно, они приведут и к совершенно новой постановке вопроса о социальных функциях социальной психологии. Хотя в принципе такие функции определены и исследованы, но содержание их может существенно меняться, если взгляд социальной психологии на общественные проблемы станет более пристальным и если она сумеет избавиться от нормативного характера, который был ей свойствен в предшествующий период (т.е. в меньшей степени будет считать своей функцией предписание того, как должно быть вместо предоставления человеку информации, оставляющей за ним право выбора решения). Дело не только в лучшей ориентации социаль- ной психологии в новых возникших проблемах (например, в проблемах без- работицы, резкой имущественной дифференциации, возникновения органи- зованной преступности и др.), но и в нахождении адекватной общественной позиции своей дисциплины в решении этих проблем.. Конечно, формы прак- тической социальной психологии достаточно определились. Но вопрос за- ключается в том, как эти формы (экспертиза, консультирование, обучение) могут «работать» в новых условиях.
Можно организовать, например, психологическую консультацию как для сотрудников службы занятости, так и для ее клиентов, людей, потеряв- ших работу. Но как обеспечить в таком консультировании учет динамики отношения к проблеме безработицы как отдельного человека, так и целой социальной группы (да и населения, в целом)? Как учесть в практике кон- сультирования изменения в действии таких психологических механизмов, как социальное сравнение («моего» положения, положения «моей» отрасли по сравнению с другими), как обеспечение (или исчезновение) кредита тер- пения (по отношению к наблюдаемым фактам социальной несправедливо- сти), как сохранение потребности в самоуважении (в условиях, когда жизнь выталкивает человека за борт) и т.д. Пример только одной приведенной здесь ситуации делает абсолютно ясной ту истину, что традиционные формы социально-психологического вмешательства в общественную жизнь стано- вятся недостаточными и требуют значительного обогащения. Формирование иного статуса этой научной дисциплины в обществе — дело будущего. Ясно так же и то, что браться за выполнение этой задачи невозможно без овладе- ния той совокупностью знаний, которые уже накоплены в социальной пси- хологии и которые изложены в данном учебнике.
Возможно, они приведут и к совершенно новой постановке вопроса о социальных функциях социальной психологии. Хотя в принципе такие функции определены и исследованы, но содержание их может существенно меняться, если взгляд социальной психологии на общественные проблемы станет более пристальным и если она сумеет избавиться от нормативного характера, который был ей свойствен в предшествующий период (т.е. в меньшей степени будет считать своей функцией предписание того, как должно быть вместо предоставления человеку информации, оставляющей за ним право выбора решения). Дело не только в лучшей ориентации социаль- ной психологии в новых возникших проблемах (например, в проблемах без- работицы, резкой имущественной дифференциации, возникновения органи- зованной преступности и др.), но и в нахождении адекватной общественной позиции своей дисциплины в решении этих проблем.. Конечно, формы прак- тической социальной психологии достаточно определились. Но вопрос за- ключается в том, как эти формы (экспертиза, консультирование, обучение) могут «работать» в новых условиях.
Можно организовать, например, психологическую консультацию как для сотрудников службы занятости, так и для ее клиентов, людей, потеряв- ших работу. Но как обеспечить в таком консультировании учет динамики отношения к проблеме безработицы как отдельного человека, так и целой социальной группы (да и населения, в целом)? Как учесть в практике кон- сультирования изменения в действии таких психологических механизмов, как социальное сравнение («моего» положения, положения «моей» отрасли по сравнению с другими), как обеспечение (или исчезновение) кредита тер- пения (по отношению к наблюдаемым фактам социальной несправедливо- сти), как сохранение потребности в самоуважении (в условиях, когда жизнь выталкивает человека за борт) и т.д. Пример только одной приведенной здесь ситуации делает абсолютно ясной ту истину, что традиционные формы социально-психологического вмешательства в общественную жизнь стано- вятся недостаточными и требуют значительного обогащения. Формирование иного статуса этой научной дисциплины в обществе — дело будущего. Ясно так же и то, что браться за выполнение этой задачи невозможно без овладе- ния той совокупностью знаний, которые уже накоплены в социальной пси- хологии и которые изложены в данном учебнике.
ЛИТЕРАТУРА
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983.
138 с.
Агеев
В.С.
Межгрупповое взаимодействие.
Социально- психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.
Алешина О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль- тирование. М., 1994. 170 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 1. М. МГУ, 1980 414 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 2. М. МГУ, 1988 430 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М. Наука 1994. 325 с.
Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М.:
МГУ, 1988. 109 с.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци- альная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978.
269 с.
Артёмов В.А. Введение в социальную психологию М., 1927.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с.
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.
М.: МГУ, 1984. 103 с.
Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преем- ственности и развитии / Пер. с англ. М.: Изд-во ин. лит., 1961. 893 с.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 196 с.
Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов И.А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987. 213 с.
Берн Э. Игры, в которые и1-рают люди. Люди, которые играют в иг- ры. М.: Прогресс / Пер. с англ. 1988. 398 с.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Про- гресс, 1986. 414 с.
Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 1924.
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевиде- ния. М.: МГУ, 1991. 126 с.
Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992.
58 с.
Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.. МГУ,
1982. 198с.
Бабаева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука,
1978.
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 272 с.
Будцлова Е.А, Философские проблемы в советской психологии. М.:
Наука, 1971.
Будилова Е.А. социально-психологические проблемы в русской наук.
М.: Наука, 1983. 230 с.
Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР / Пер. с англ. М., 1976. 165 с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 198 с. Волков
И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследо-
ваниях. Л.: ЛГУ, 1970.
Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М.
Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. 255 с:
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Т. 1.
М.: Педагогика, 1982.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т.
3. М.: Педагогика, 1983.
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 342 с.
Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло- гию / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1972. 294 с.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.
166 с.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука,
1994. 304 с.
Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 126 с.
Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 207 с.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: МГУ, 1987. 127 с.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.:
ЛГУ, 1985.
Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 64 с.
Зимбарао Ф. Застенчивость / Пер. с англ. М., 1992.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.:
Просвещение, 1991.220с.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
Минск, 1976. 347 с.
Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 366 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
174 с.
Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 333 с.
Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 268 с.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диа- лектического материализма. М — Л., 1929.
Косолапое Н.А. Социальная психология и международные отноше- ния. М.: Наука, 1983. 269 с.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ,
1990. 204 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.:
МГУ, 1991. 194с.
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. 221 с.
Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... М.: Дело, 1993. 342 с.
Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: На- укова думка, 1982. 157 с.
Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964. 172 с.
Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М.
Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. 255 с:
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Т. 1.
М.: Педагогика, 1982.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т.
3. М.: Педагогика, 1983.
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 342 с.
Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло- гию / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1972. 294 с.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.
166 с.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука,
1994. 304 с.
Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 126 с.
Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 207 с.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: МГУ, 1987. 127 с.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.:
ЛГУ, 1985.
Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 64 с.
Зимбарао Ф. Застенчивость / Пер. с англ. М., 1992.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.:
Просвещение, 1991.220с.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
Минск, 1976. 347 с.
Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 366 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
174 с.
Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 333 с.
Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 268 с.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диа- лектического материализма. М — Л., 1929.
Косолапое Н.А. Социальная психология и международные отноше- ния. М.: Наука, 1983. 269 с.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ,
1990. 204 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.:
МГУ, 1991. 194с.
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. 221 с.
Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... М.: Дело, 1993. 342 с.
Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: На- укова думка, 1982. 157 с.
Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964. 172 с.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при- кладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 390 с.
Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск.: БГУ, 1988.
205 с.
Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986.
134 с.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.
Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1972. 565 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1975. 302 с.
Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. М.: Наука,
1978.
Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.:
МГУ, 1972. 201 с.
Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности лич- ности. Л.: Наука, 1983. 175 с.
Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой и
А.И. Донцова. М.: МГУ, 1981. 292 с.
Методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Е.В.
Шороховой. М.: Наука, 1975. 294 с.
Методология и методы социальной психологии. Под ред. Е.В. Шоро- ховой. М.: Наука, 1977. 228 с.
Методы исследования межличностного восприятия. Под ред. Г.М.
Андреевой и В.С. Агеева. М.: МГУ, 1984.
Методы социальной психологии. Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Се- менова. Л.: ЛГУ, 1977. 172 с.
Морено Дж. Социометрия / Пер. с англ. М.: Инлит, 1958. 285 с.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.
Немое Р.С. Социально-психологический анализ эффективной дея- тельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 285 с.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.
Общение и деятельность. Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека.
Прага. Изд-во Карпова ун-та. 1981. 238 с.
Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М, Ан- дреевой и Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. 300 с.
Очерки по теоретической социологии XIX — начала XX в. Под ред.
Ю.Н. Давыдова и др. М.: Наука, 1994.
Обуховский К. Психология влечений человека / Пер. с польского. М.:
Прогресс, 1972. 245 с.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.:
Мысль, 1971. 350 с.
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: ис- следование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983.
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социаль- но-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. 167 с.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. 216 с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 253 с.
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО
«Горбунок», 1992. 224с.
Проблемы руководства научным коллективом. Под ред. М.Г.
Ярошсвского. М.: Наука, 1982. 315 с.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966.
211 с.
Психологическая теория коллектива. Под ред. А.В. Петровского. М.:
Педагогика, 1979. 238 с.
Психологические механизмы регуляции социального поведения. Под ред. М.И. Бобневой и Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1979. 330 с.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Под ред. Е.В. Шороховой и М.И. Бобневой. М.: Наука, 1976. 365 с.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук/ Пер. с фр. М., 1972.
Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.:
Просвещение, 1991. 302 с.
Рейснер М.А. Проблемы социальной психологии. Ростов-на-Дону,
1925.
Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр.
М.: Прогресс, 1988. 255 с.
Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л.: ЛГУ, 1977.
Саганенко Г.Н. Социологическая информация. Л.: ЛГУ, 1977.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986.
255 с.
Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 686 с. (Ком- пьютерная копия, библиотека Плешкова № 00000078)
Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред.
Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: МГУ, 1984. 254 с.
Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ,
1992. 110 с.
Социальная психология. Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерко- вина. М., Политиздат, 1975. 315 с.
Социальная психология. Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.,
1979. 288 с.
Социальная психология классов. М.: Мысль, 1985. 292 с.
Социальная психология личности. Под ред. М.И. Бобневой и Е.В.
Шороховой. М.: Наука, 1979. 341 с.
Социальная психология: саморефлексия маргинальное™. Хрестома- тия. М.: ИНИОН РАН, 1995. 252 с.
Стефаненко Т.Г., Шлягчна Е.И; Енчколопов С.Н. Методы этнопсихо- логического исследования. М.: МГУ, 1993. 79 с.
Сталин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 240 с.
Тара Г. Законы подражания. СПб, 1892.
Теоретические и методологические проблемы социальной психоло- гии. Под ред. Г.М. Андреевой и Н.Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. 204 с.
Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: ЛГУ, 1980. 144 с.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука,
1959.
Умансшй Л.И. Психология организаторской деятельности школьни- ков. М.: Просвещение, 1980. 152 с.
Человек и его работа. Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, В.П.
Рожина. М.: Мысль, 1967. 390 с.
Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М., 1924.
Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.
Шчбутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. М.: Прогресс,
1968, 535 с.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология в США. М.:
Наука, 1979. 209 с.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Евро- пе. М.: Наука, 1985. 174 с.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польско- го. М.: Прогресс, 1969. 238 с.
Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа.
Методы. М.: Наука, 1987. 237 с.
Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М.: Юриздат,
1971. 245 с.
Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. 572 с.
Ярошевскчй М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974.
445 с.
Deaux K., Dane F., Wrightsman L. (eds). Social Psychology in the '90s.
Brooks Publishing Company, California. 1993.
DeiUsch M., Homslein H. (eds). Applying Social Psychology. Implications for Research, Practice, and Training. John Wiley & Sons, New York, 1975.
ffewstone M., Stroebe W., CodolJ.-P., Stephenson G. (eds). Introduction to
Social Psychology. Basil Blackwell Ltd, Oxford, 1989.
Shaver K. Principles of Social Psychology. Winthrop Publishers Inc.,
Cambridge, Massachussets, 1977.
Stephan C.W., Slephan W.G. Two Social Psychologies. Wardsworth
Company, Belmont, California, 1990.
Strickland L.. Aboud E., Gergen K. (eds). Social Psychology in Transition.
Plenum Press. New York and London, 1974
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................... 3
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 6
Глава 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ .......................................................................................... 6
Глава
2.
ИСТОРИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ .......................................................................... 20
Глава
3.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .................................................. 36
Раздел II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ........ 53
Глава 4. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ ..................................................................................................... 53
Глава 5. ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ (коммуникативная сторона общения) ................................................................................................. 64
Глава 6. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (интерактивная сторона общения) ............................................................................................................... 78
Глава 7. ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
(перцептивная сторона общения) ....................................................................... 90
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП .................................... 107
Глава 8. ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ......... 107
Глава 9. ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ
СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ................................................................................... 117
Глава 10. СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ............. 133
Глава 11. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ ................................................................................................. 145
Глава 12. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ ................ 158
Глава 13. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ГРУППЫ ............................................................................................................. 183
Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ .................. 193
Раздел
IV.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ..................................................................... 205
Глава 15. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .. 205
Глава 16. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ........................................................................... 213
Глава 17. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ....................................................... 223
Глава 18. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ ................................................................... 235
Раздел
V.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ ................................................................................................. 248
Глава 19. ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .................................................................... 248
Глава
20.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ПРИКЛАДНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ262