Файл: Учебник для высших учебных заведении. М. Аспект Пресс, 2001.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теоретические (Дилигенский, 1994; Шестопал, 1990). Что же касается прак- тических приложений социальной психологии в этой сфере, то в общем этот вопрос достаточно детально еще не разработан, хотя кое-какие попытки и предпринимаются.
Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим, например, консультантом у какого- либо крупного политического деятеля (Гозман, 1994). Во-первых, это сов- мещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности та- кой работы). Во-вторых, это проблема времени для исследования и консуль- тирования, и доступа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, дающий личные рекомендации политическому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концепцию, его взгляды, т.е. встает про- блема соотнесения профессиональной и гражданской позиции психолога. В- четвертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической службе в политике, которое иногда имеет место среди общественности («по- литик не должен жить подсказками» и т.п.).
Тем не менее осознание необходимости психологической поддержки постепенно распространяется среди политических деятелей. В нашем обще- стве это осознание пришло вместе с радикальными преобразованиями в раз- ных сферах жизни общества, с изменениями экономических и политических структур, с возникновением совершенно новых отношений, в том числе в политической сфере, например в период избирательных кампаний. Поэтому постепенно формируются проблемы и методы работы психолога в этой об- ласти.
Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следую- щие направления (Гозман, 1994).
1. Участие в разработке и принятии решений. Беда многих по- литических решений в том. что при их разработке не принимали в расчет та- кой фактор, как восприятие этих решений гражданами. Иными словами, не учитывались психологические последствия принимаемых решений. Коррек- цию политического решения с этой точки зрения и должен осуществлять психолог: учесть ожидания граждан, построить прогноз восприятия доку- мента разными слоями населения. Чтобы такой прогноз был обоснованным, необходимы предварительные замеры состояния массового сознания, что возможно сделать лишь совместными усилиями психологов и социологов, а в экономической политике — и экономистов. Если решение заведомо непо- пулярно (а в кризисные периоды это встречается сплошь и рядом), психолог обязан предвидеть и возможные конфликты на почве принятия (или непри- нятия) политического решения, обозначить пути их возможного устранения.
2. Второе направление практической деятельности психолога (как, впрочем, и социолога) — это систематический анализ динамики обще-
ственного мнения. Здесь речь идет не об отношении к каждому конкретному решению, а об общем представлении в массовом сознании тех или иных по- литических, экономических и социальных реалий. В дополнение к традици- онным методам изучения общественного мнения, принятым в социологии, социальный психолог может проводить серию глубоких интервью, получая специфические «срезы» мнений отдельных групп по отдельным вопросам.


Поскольку заказчиком в таком исследовании выступает либо конкретный политик, либо какая-то политическая структура, надо быть готовым к тому, что полученная психологом картина не удовлетворит инициатора исследова- ния. В принципе каждый политик и сам определенным образом ориентиру- ется (или думает, что ориентируется) в общественном мнении, и его заклю- чение может не совпадать с выводами исследователя. Самая рас- пространенная среди политиков болезнь — принимать желаемое за действи- тельное, и психологу-практику надо быть готовым к тому, чтобы убедить заказчика в корректности своего анализа. Специфический вариант работы психолога-практика в этой сфере — рекомендации политику относительно его встреч с избирателями или с какими-то другими группами населения.
Здесь имеется в виду, в частности, просветительская работа с политиком по поводу способов общения, роли диалогического общения и т.п.
3. Третье направление — это прямое консультирование политических
деятелей перед их публичными выступлениями. Работа, которая выполняет- ся при этом, сходна с работой в рекламе: она обозначается как создание имиджа, т.е. определенного образа. Имидж политика это не прихоть, а важ- ное условие его популярности. Имидж имеет значение при выступлениях по телевидению, на митинге, на встрече, но это его непосредственные проявле- ния. Вместе с ними создается и более стабильный имидж, аккумулирующий публичные появления политика перед людьми, информацию о нем в печати, в слухах и т.д. Работа консультанта по созданию имиджа политика весьма щепетильна. Она не может заключаться в том, чтобы «сделать» человека
(например, другим, чем он есть на самом деле, т.е. в полном смысле слова выступить «имиджмейкером»). Смысл работы в том, чтобы дать заказчику обратную связь, касающуюся того, как воспринимаются внешний вид ора- тора, его мимика, жестикуляция, построение речи и т.д. Такого рода кон- сультирование в общем сходно с тем, которое может быть предложено и ру- ководителю фирмы или компании, и педагогу, и любому лектору. Однако, учитывая специфику деятельности политика, масштаб его влияния, консуль- тирование в данном случае становится особенно ответственным.
4. Четвертое направление работы — создание психологических порт-
ретов оппонентов, а. в более широком смысле — психологическое обеспе-
чение различного рода переговоров. Демократизация политической жизни поднимает все поставленные вопросы с особой остротой. На примере работы психолога-практика в области политики особенно отчетливо видна необхо- димость высочайшей компетентности специалиста, включающей в себя не только знание конкретных технологий экспертизы, консультирования, но и содержательных проблем общественной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Авдуевская Е.П., Араканцева Т.А. Проблема юношеского самоопреде- ления в практике школьной психологической службы // Введение в прак- тическую социальную психологию. М., 1994.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль- тирование. М., 1994.
Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Вве- дение в практическую социальную психологию. М., 1994.


Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.. 1993.
Белкин П., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология науч- ного коллектива. М., 1987.
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевиде- ния. М„ 1991.
Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию //
Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.. 1988.
Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М., 1992.
Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... М., 1993.
Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.
Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики ор- ганизации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
Русаличова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.
Свенцицкий А. Социальная психология управления. Л., 1986.
Социально-психологический климат коллектива. М., 1979.
Человек и его работа. М., 1967.
Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.
Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психо- логию. М., 1994.
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1971,

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Здесь были перечислены только некоторые области общественной жизни, где находит применение социальная психология. Самая главная зада- ча, которая стоит сегодня перед прикладной областью этой научной дисци- плины, заключается в том, чтобы четко развести два круга вопросов: 1) что в принципе может выполнить социальная психология своими средствами ана- лиза, т.е. какой класс задач применительно к каждой сфере общественной жизни она может решить и 2) что она уже делает сегодня? Ответ на первый вопрос — это выявление перспектив социальной психологии в прикладной сфере. Ответ на второй вопрос — это обсуждение практических и организа- ционных мер, которые необходимо осуществить, чтобы прикладные иссле- дования стали не только возможными, но и эффективными. Решение и того, и другого круга вопросов естественно обусловлено той новой ситуацией, ко- торая сложилась в обществе сегодня.
Перед профессиональной социальной психологией встает целый ряд совершенно новых задач. Весь накопленный ею опыт, все теоретические и экспериментальные разработки так или иначе апеллировали к стабильному обществу. Собственно такая переменная как «стабильность — нестабиль- ность» практически не фигурировала в исследованиях. Только относительно недавно лишь в некоторых работах (в частности А. Тэшфела) была поднята проблема недопустимого игнорирования социальной психологией со- циальных изменений. Если верен тезис о том, что вопросы социальной пси- хологии ставит общество, то следует признать ее обязанность искать ответы на вопросы изменяющегося общества. В противном случае социальная пси- хология оказывается разоруженной перед лицом глобальных общественных трансформаций: ее аппарат, ее средства не адаптированы к тому, как иссле- довать социально-психологические феномены в изменяющемся мире.
Если социальной психологии приходится существовать в этом мире, ее первая задача — осознать характер происходящих преобразований, по- строить своеобразную программу трансформирования сложившихся подхо- дов в связи с новыми объектами исследований, новыми типами отношений в обществе, новой ситуацией.
Все это имеет самое непосредственное отношение к развитию соци- альной психологии в нашей стране. Радикализм осуществляемых здесь пре- образований настолько очевиден, что многие их проявления просто не могут быть «схвачены» в рамках разработанных социально-психологических схем.
Самая существенная черта современного российского общества — его не- стабильность — исключает его анализ методами и средствами, сформиро- ванными для анализа стабильных ситуаций.
Приходится отвергнуть аргумент о том, что тип отношений, склады- вающихся в нашем обществе — отношений рынка — не нов, а, напротив, имеет солидную историю во многих странах. «От имени» такого типа эко- номических структур ставились задачи традиционной социальной психоло- гии, и, следовательно, ответы на вопросы в социально-психологических концепциях, разработанных для этих, новых для нас, но достаточно устояв- шихся в других обществах реалий, уже найдены. Такой аргумент не вы- держивает критики потому, что новый тип экономических отношений у нас еще не установился, а лишь становится. Социальной психологии переход-

ного периода, к сожалению, не существует. И свой, отечественный опыт то- же сформировался в условиях, хотя и специфической, но социальной ста- бильности. Ее тоже уже не существует: общество совершает переход не только «к чему-то», но и «от чего-то». Таким образом, рассмотренный и с этой стороны опыт социальной психологии оказывается не вполне пригод- ным. Задачу можно поэтому сформулировать так: нужна социальная психо- логия переходного периода для нестабильного общества, с новым комплек- сом проблем, свойственных именно таким его характеристикам.
Соображение о том, что социальная психология изучает «сквозные» проблемы человеческих взаимоотношений, их общие, универсальные меха- низмы, не может поправить дела. На протяжении всего курса мы стремились показать, что действие этих механизмов различно в различных социальных контекстах. Следовательно, анализ этого нового контекста необходим. Такая задача не может решаться в короткие сроки; поэтому первая ее часть — это именно осознание ситуации, принятие в расчет того, что новый «социальный контекст» для нас сегодня — это глубочайшая нестабильность общества.
Под социальной нестабильностью не следует понимать просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений. Нестабильность проявляет- ся в рассогласованности этих изменений — по их направленности, по их темпу, по мере их радикальности в разных частях общественного организма
(например, достаточно быстрая ломка политических институтов и медлен- ные преобразования в экономике). Термин «кризис» все чаще употребляется для характеристики переживаемого периода.
Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабильность, хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда она возникает в опре- деленные периоды развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму; она сочетается с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее традициями, национальным менталитетом. В частности, нестабильность «накладывается» и на тот образ общества, кото- рый существовал в массовом сознании до периода радикальных преобра- зований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду кризиса период стабильного развития с жесткой регламентацией стереотипов и ценностей, или, напротив, период достаточно динамичного развития. В России новая возникшая ситуация оказалась психологически особенно сложной потому, что в прежний период, в тоталитарном обществе, стабильность его деклари- ровалась как официальной идеологией, так и самой организацией обще- ственной жизни. Ведь стиль жизни «в прошлом» содержал позитивную оценку всякой незыблемости устоев, заданное™ их объективным ходом ис- тории, несокрушимой верой в правильность принимаемых решений. Именно стабильность и прочность воспринимались как норма, а всякое расшатыва- ние их как опасное отклонение от этой нормы. Жизненная ориентация лич- ности была связана не с преобразованием, тем более в масштабах всего об- щества, а, напротив, с его абсолютной устойчивостью и неколебимостью.
Это было поддержано и высокой степенью институционализированности общественных структур, жесткой регламентацией их деятельности.
В становящемся новом типе общества его нормы — плюрализм мне- ний, допустимость различных вариантов экономических решений, права че- ловека — воспринимаются многими социальными группами достаточно тя- жело. Что означает кризисное состояние общества для массового сознания?


От четкого ответа на этот вопрос во многом зависит программа преобразо- вания общества, да и самой социальной психологии, если она хочет ответить на вопросы общества. Уже сегодня можно обозначить те процессы, с кото- рыми сталкивается массовое сознание в ситуации нестабильности и которые требуют пристального социально-психологического внимания.
Прежде всего это
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25