Файл: Учебник для высших учебных заведении. М. Аспект Пресс, 2001.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которые можно отнести к участию в предупреждении преступности, к объ- яснению механизмов противоправного поведения, социальная психология может сыграть определенную роль и в процессе раскрытия преступления', разрабатывая, например, психологические механизмы проведения допроса или психологической экспертизы. Другой круг проблем — это проблемы поиска оптимальных средств воздействия по отношению к лицам, уже осуж- денным за совершение преступлений. Очевидны также возможности соци- альной психологии — наряду с юридической психологией — в разработке форм и методов своеобразной реадаптации личности после понесения нака- зания, например после возвращения из мест заключения. Возможности со- циальной психологии в данной сфере ее приложения еще далеко не исчерпа- ны (Яковлев, 1971. С. 178).
Наука
Одна из относительно новых сфер приложения социальной психоло- гии — сфера научной деятельности. В сложной системе современной науки организация исследований и управление ими постоянно требуют решения вопросов, связанных с психологическими механизмами и закономерностями этой системы. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, поскольку производство зна- ний является результатом работы множества людей на исследовательских
«комбинатах». В соответствии с этим существенно изменяется тип исходной социальной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячей- кой выступала научная школа, то теперь это, скорее, исследовательский кол-
лектив. В таком коллективе возникает чрезвычайно высокая интеграция его членов, все чаще рождаются собственно коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые решения, групповая экспертиза и т.д. Субъектом исследовательского труда становится малая группа.
Это ставит ряд новых прикладных задач, прежде всего выявление особенностей научного коллектива по сравнению с другими типами трудо- вых коллективов, совершенствование социально-психологического климата в нем, способов управления, повышение эффективности его деятельности и т.д.
Главная из стоящих здесь проблем — выявление специфики такого вида деятельности, как «коллективная научная деятельность». Для тради- ционной психологии такой вид деятельности содержит очевидное противо- речие: эта деятельность является одновременно и совместной, и творческой, тогда как в традиционной психологии творческая (и, соответственно, науч- ная) деятельность всегда рассматривалась как индивидуальная. Хотя науко- ведение уже давно настаивает на том, что в современных условиях важно анализировать не только личность ученого, но и характер общения в науч- ном сообществе, традиционный подход остается непреодоленным: субъек- том творчества по-прежнему считается личность (в данном случае — лич- ность ученого), а ее микросреда, в том числе общение, выступает лишь как условие творческого акта. Задача социальной психологии — понять природу совместной творческой деятельности и дать ее психологическое описание.
Подход к решению этих вопросов содержится в «программно- ролевом подходе» к исследованию науки, разработанном в отечественной социальной психологии М.Г. Ярошевским (Проблемы руководства научным

коллективом, 1982). Одна из основных идей этой концепции заключается в том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли:
«генератор», «критик», «эрудит» и др. Вычерчивается ролевой профиль каждого сотрудника, который является весьма специфичным, т.е. вклад каж- дого сотрудника в общую деятельность значительно отличается от вклада каждого другого. Это различие более очевидно, чем, например, различие вкладов работников в производственной бригаде, где они выполняют более или менее сходные функции. Особенно трудным является вопрос о том, вся- кая ли научная роль связана с таким вкладом, который можно отнести к под- линно творческой деятельности? Для этого необходимо не только тщатель- ное психологическое описание каждой научной роли, но и детальный анализ мотивации каждого ученого, ибо эффективное сочетание научных ролей предполагает высокую мотивированность каждого члена научного коллек- тива. Наконец, не менее важным является и исследование специфики самого процесса коммуникации между учеными, в частности психологической го- товности каждого исследователя принять, переработать и сохранить разно- образную информацию.
Неоднозначность вкладов различных сотрудников делает неявными критерии оценки их эффективности, а это может привести к неадекватному представлению сотрудников об их успешности и породить на этой почве особого рода конфликты, характерные для научных коллективов. В таких конфликтах порой трудно вычленить собственно деловую сторону и сторону межличностную. Руководитель научного коллектива должен уметь разре- шать подобные конфликты, чтобы обеспечить высокую эффективность дея- тельности руководимого им подразделения. Вместе с тем и его собственная позиция в коллективе специфична: остается дискуссионным вопрос о том, обязательно ли руководитель научного коллектива должен сочетать в себе функции администратора и генератора идей или они могут быть разделены между разными людьми? Этот вопрос также встает перед практической со- циальной психологией.
Идеи программно-ролевого подхода широко применяются в исследо- ваниях на прикладном уровне, проводимых непосредственно в научных учреждениях: институтах, лабораториях, высших учебных заведениях (Бел- кин, Емельянов, Иванов, 1987). На основе таких исследований социальный психолог может осуществлять деятельность трех видов. Первый вид дея- тельности состоит прежде всего в разработке рекомендаций на основе диа- гностики конкретных ситуаций в каждом коллективе (например, о том, как выделить оптимальные стадии реализации исследовательской программы, чтобы они были наглядны для членов научного коллектива, как построить систему научных ролей в коллективе и обрисовать ролевой профиль каждого сотрудника, как регулировать межличностные отношения вообще и межлич- ностные конфликты в частности и др.). Эти рекомендации обращены глав- ным образом к руководителям научных коллективов.
Второй вид деятельности социального психолога — это кон-
сультационная работа. В данном случае консультация может быть дана и руководителям, и рядовым членам коллектива, способствуя в последнем случае осознанию ситуации в коллективе, своей собственной роли в нем и тем самым повышению чувства удовлетворенности работой.
Наконец, третий вид работы — это непосредственное обучение руко-


водителей научных коллективов методам управления в той их части, кото- рая связана со знанием социально-психологических механизмов общения и взаимодействия. Такое обучение организуется в различных формах, начиная с традиционных лекций и кончая социально-психологическим тренингом.
Исследования подобного плана, к сожалению, практически прекращены в настоящее время в связи с резким ухудшением финансирования науки со стороны государства. Более драматические проблемы, например, проблема
«утечки мозгов», волнуют научную общественность. Но все это не снимает принципиальной необходимости практических усилий психологов в области управления наукой и оптимизации научного творчества.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

Служба семьи
Социальная психология традиционно уделяла большое внимание се- мье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы.
Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специ- фику, но тем не менее знание закономерностей функционирования и разви- тия малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптималь- ных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества. Можно выде- лить несколько классов задач, которые могут быть решены и решаются на практическом уровне.
Первая часть таких задач связана с подготовкой молодых людей к со-
зданию семьи. В последние годы достаточно часто ставится вопрос о необ- ходимости соответствующей работы школы в этом направлении, но при по- становке такого вопроса иногда все сводится лишь к проблемам полового воспитания. Важность этого вопроса очевидна, но подготовка к браку и к созданию семьи включает в себя и проблемы психологической подготовки.
Это означает, что молодые люди должны не из случайных обрывочных све- дений, почерпнутых из обыденных суждений, знать о специфике семейных взаимоотношений, в том числе и об их психологическом содержании.
Например, такие вопросы, как вопросы о семейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в содержании этих ролей в современных обществах, об известной адаптации к этому новому их содержанию, — это вопросы, отно- сящиеся в том числе и к компетентности социальной психологии. Некоторые элементарные сведения о семье как об институте социализации ребенка так- же полезны не только молодым супругам, но и лицам, готовящимся к вступ- лению в брак. Иными словами, первой формой приложения социальной пси- хологии к этой области могут стать ее просветительская функция, включе- ние элементов подготовки молодежи к семейной жизни.
Вторая форма такого приложения: обеспечение так называемой
службы знакомства. Во многих научных публикациях, в обсуждениях, ор- ганизованных государственными и общественными организациями, ставится вопрос о том, что современный образ жизни создает при определенных условиях для части людей трудности в поиске спутника или спутницы жиз- ни. Эти трудности связаны с тем, что занятость основных масс молодежи учебой, трудом достаточно сильно локализует сферу общения: например, в таком производстве, где преобладает труд только мужчин или только жен- щин
, естественная среда общения ограничивает контакты с лицами другого пола. Работа и досуг, организуемый по производственному принципу, сужа- ют возможности общения с людьми определенного возраста, несемейных, одиноких и т.д. В данном случае помощь может быть оказана отнюдь не со-
циальной психологией, а системой различных государственных и обще- ственных мер, как например, создание клубов, различных форм содружества предприятий и т.п.
Но есть и другая сторона проблемы: возникновение у молодых людей определенных психологических барьеров, мешающих им по каким-то причи- нам устанавливать взаимоотношения с представителями другого пола. Здесь сплошь и рядом нужна помощь психолога. Что же касается социальной пси- хологии, то она может взять на себя функции организации психологической помощи одиноким людям, что тем более необходимо, так как зачастую они попадают в руки не просто непрофессионалов, но настоящих шарлатанов, работающих на чисто коммерческих началах. Всякая консультация в этой области должна обязательно включать в себя профессиональное обучение общению. Совершенно ясно, что «электронная сваха», даже если и принять ее услуги, не может решить всей проблемы: подбор партнера или партнерши по браку не может исключить вопросов психологической организации их взаимоотношений. Ряд экспериментов, проведенных к настоящему времени, свидетельствует о том, что успех знакомства во многом зависит от степени социально-психологической грамотности организаторов подобной службы.
Вторая часть задач в системе службы семьи относится к уже суще- ствующим семьям. Главный вопрос здесь — регулирование семейных взаи-
моотношений, способствующее повышению устойчивости семьи. Среди разных причин увеличения числа разводов, проанализированных неодно- кратно в специальной демографической литературе, в качестве важной при- чины отмечается неумение строить повседневные взаимоотношения между супругами. Это означает, что важнейшей формой прикладных социально- психологических исследований должны стать исследования, выясняющие формы и структуру семейных конфликтов, способы их разрешения. Причем все это должно стать не просто темой исследования; социальный психолог- практик должен обучить нормальному общению в семье (Алешина, 1993).
Средством такого обучения является социально-психологический тренинг. Но всякий курс тренинга — это не только трудоемкая, но и дли- тельная работа. Для такого контингента, как члены семей, она должна быть где-то организована. Единственное решение проблемы -создание специаль- ных семейных консультаций, где эта работа уже проводится. Необходимость включения социального психолога в штат сотрудников семейной консульта- ции очевидна.
Политика
Прикладные исследования и практическая работа социального психо- лога в сфере политики — относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г. Лассуэлллу, относятся к 30-м гг. Обозначена специальная ветвь психологической науки — «политическая
психология», в фундаментальных работах по которой выявлен круг и прак- тических ее приложений (М. Герман, И. Джанис, В. Стоун, П. Шаффнер).
Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политиче- ских решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое. Однако проблемы эти в большей степени разработаны как