Файл: Вопросы по теории государства и права 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды деформацийправосознания:

  1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации.

  2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

  3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

  4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

  5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.


13. Правотворчество: понятие, виды, принципы и стадии. Ответ:

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Виды правотворчества:

  • непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

  • правотворчество государственных органов (парламент, правительство)

  • правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

  • правотворчество органов местного самоуправления

  • локальное правотворчество (предприятия)

  • правотворчество общественных организаций (профсоюзы) В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:

  • законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента)

-делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)

-подзаконное правотворчество (Президент, Правительство, министерства, ведомства, губернаторы).


В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий:

1.Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона.

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают: Президент, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ.

  1. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.

  2. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

  3. Одобрение закона. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой.

  4. Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

  5. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в тексте самого закона не установлен иной порядок вступления его в силу.


14. Норма права: понятие и структура. Классификация норм права.
Ответ:

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, устанавливаемое и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Особенностью правовой нормы является наличие у нее четкой внутренней структуры (в отличие от иных социальных норм). Структура правовой нормы включает в себя следующие составные элементы: гипотезу, диспозицию, санкцию. Наличие этих элементов и образует государственное юридическое (правовое) предписание – норму права.

Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая содержит указания на место, время, условия, обстоятельства, факты, при наличии которых норма вступает в действие.

Диспозиция – это часть правовой нормы, которая содержит нрава и обязанности субъектов общественного отношения, т.е. само правило поведения.

Санкция – часть правовой нормы, закрепляющая юридическую ответственность, меры принуждения, которые применяются в случае нарушения правовой нормы.

Основным является деление норм права на:

а) регулятивные нормы права устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими (обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения), запрещающими (запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий) или управомочивающими (управомочивающих нормы предоставляют право на совершение определенных действий.).

б) правоохранительные нормы устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормы Уголовного Кодекса РФ.

в) специализированные нормы права содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права. 2) по предмету правового регулирования выделяют нормы отдельных отраслей права – материальных и процессуальных;

3) по методу правового регулирования: а) императивные;

б) диспозитивные;

По объему регулирования общественных отношений выделяют:

а) общие нормы права б) специальные нормы права, которые конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму;


По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах;

По территории, на которую они распространяются, выделяют нормы права, которые действуют на всей территорию государства (они издаются высшими или центральными органами государства), или только на определенной ее части (они действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц);

По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д.

В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права; По времени действия выделяют: а) постоянно действующие

б) временные нормы дискретного действия

По отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.

15. Правоотношение: понятие, структура и виды. Юридические факты: понятие и виды.


Ответ:

Правоотношение – это сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма его выражения. Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений.

В структуре этих отношений выделяют три элемента правоотношений:

  1. Субъект правоотношений. Физические или юридические лица, а также государственные органы, то есть именно те, кто согласно нормам права, могут вступать в правовые отношения. Субъектами правоотношений не могут быть предметы, животные или явления, потому что субъект должен быть правоспособен и дееспособен.

  2. Объект правоотношений. Объект – это материальные илидуховные блага, собственно то, ради чего субъекты вступают в отношения

(недвижимость,деньги,ценные бумаги, интеллектуальная собственность и т.д.

  1. Содержание правоотношений. Содержание правоотношений – это:

а) субъективные права (виды и меры возможных действий и поведения

субъекта);

б) юридические обязанности (вид должного поведения, предписанный государством, тому, кто взаимодействует с носителем субъективного права).

Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

- общерегулятивные; - регулятивные; - охранительные.

Общерегулятивныеправоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивныеправоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон: - относительные; - абсолютные.

В относительныхконкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).