Файл: Вопросы по теории государства и права 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественнополитические движения, объединения и отношения между ними. Сущностным слоем здесь являются отношения власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Помимо властных существует целая система политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовнокультурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

23. Основные правовые семьи современности.

Ответ:

Под правовой системой (семьей) понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития.

Выделяют следующие правовые семьи:

  1. Романо-германская правовая семья. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права Средневековой Европой благодаря деятельности итальянских и германских университетов.


Основной источник права – нормативно-правовой акт. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции и кодифицированных актов: кодексов, уставов, основ.

Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. Также существует деление на материальное и процессуальное право при исходящей роли первого.

В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Возможны референдумы (всенародные голосования). Судьи не создают, а только применяют нормы права. Распространено в странах Европы, кроме Великобритании, во многих странах Латинской Америки, в Японии, Китае, части африканских стран и т.д.

  1. Англосаксонская правовая семья (прецедентная, общая). Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д.

Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основой формирования данной системы стала деятельность английских королевских судов (общее право) и суда канцлера (право справедливости).

Характерна развитая правовая идеология и научная доктрина. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Суд играет ведущую роль, по сути, он творит право, т.е. суд не применяет, а создает нормы права, опираясь на решения вышестоящих судов или равных судов (прецеденты). Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. Важную роль при формировании прецедентов играет правовой обычай.

В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Процессуальные нормы являются ведущими относительно материальных, что придает всему праву характер публичности. Отсутствует строгое деление права на отрасли.

Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.

24.Понятие и сущность конституции. Конституция Российской Федерации: структура и функции. Основы конституционного строя России.
Ответ:

Конституция - это нормативно-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, принятый народом на референдуме или высшим органом государственной власти и регулирующий основы организации общества и государства, правового статуса личности.

Сущность конституции традиционно связывают с отражением сложившихся в обществе отношений. Путем принятия конституции государство закрепляет систему органов государственной власти, их полномочия, а также наделяет граждан определенными правами и свободами. Тем самым, на конституционном уровне устанавливаются принципы взаимоотношений между государством и гражданами.

В современной науке конституционного права общепризнанным является подход к конституции как своеобразному компромиссу между государством и обществом.

Сущность конституции предопределяет ее отличительные признаки по сравнению с другими актами законодательства.

К числу таких признаков в юридической литературе относят следующие положения:

  1. принимается народом или от имени народа;

  2. обладает высшей юридической силой;

  3. имеет наиболее широкую сферу правового регулирования;

  4. учреждает систему государственных органов;

  5. принимается на длительную перспективу;

  6. имеет особый механизм обеспечения и охраны;

  7. предусматривается особый порядок внесения изменений и дополнений.

Конституция признается основным законом государства и в этой связи занимает главенствующее положение в системе источников права. Все иные законодательные акты должны соответствовать конституции.

Конституционные нормы регулируют в общем виде все сферы государственной, общественной и личной жизни. Они носят универсальный характер в том смысле, что касаются всех государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Конституция закрепляет систему органов государственной власти и местного самоуправления, высших должностных лиц, порядок их избрания (назначения), основные полномочия, срок деятельности и т.п.

Структура конституции представляет собой определенную взаимосвязь её элементов - преамбулы, разделов, глав, статей. Она обеспечивает внутреннюю согласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутри акта, последовательность расположенных структурных элементов конституции. Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование.


Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы, второй - заключительные и переходные положения. Преамбула,

т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции, её особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействие конституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретными нормативными предписаниями этого основного закона государства. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков.

На первое место в Конституции выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия. Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой главы "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав.

  1. Основы конституционного строя.

  2. Права и свободы человека и гражданина.

  3. Федеративное устройство.

  4. Президент Российской Федерации.

  5. Федеральное Собрание.

  6. Правительство Российской Федерации.

  7. Судебная власть.

  8. Местное самоуправление.

  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Функции конституции




Наименование функции

Ее сущность




Политическая

Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие




Правовая

Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер.

Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства




Гуманистическая

Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права

Учредительная

Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти




Мировоззренческая

Способствует формированию правового сознаниянаселения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права










Основы конституционного строя РФ

Основы конституционного строя РФ - это закрепленные в Конституции Российской Федерации главные, фундаментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности российского государства и общества. К числу принципов (основ) конституционного строя относятся:

Принцип демократизма, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, означает, что в Российской Федерации всеми государственными и общественными делами управляет народ - как непосредственно, так и через систему органов, образуемых либо им самим, либо органами, которые он сформировал (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Государственная Дума РФ, губернаторы, мэры и т. п.).

Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ и предполагает создание в Российской Федерации государственных органов, предназначенных для исполнения трех основных функций государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной: принятие законов осуществляется высшим представительным органом (парламентом); исполнение законов возлагается на правительство и органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Принцип федерализма, Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство. Хотя субъекты Федерации имеют различные названия, все они созданы и действуют по единым принципам. Основными принципами российского федерализма являются принципы:

· равноправия субъектов Федерации,

· государственной целостности,

· разграничения предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации,

Принцип республиканизма, ст. 1 Конституции РФ закрепляет в России республиканскую форму правления. Все высшие органы государственной власти в России избираются населением либо формируются избранными им представительными учреждениями. Республиканская форма правления является обязательной и для субъектов Федерации.

Принцип верховенства закона, Российское государство определяется Конституцией РФ как правовое - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах. Смысл правового государства раскрывается в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства