Файл: Тема 1 Выполнение слесарных работ при ремонте контрольноизмерительных приборов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Схема сборки составных валов с использованием гибкого вала:

1 — гибкий вал; 2 — оболочка; 3 — вту­лочная муфта; 4 — кронштейн; 5 — болт; 6 — хомутик
Конструкция и сборка сцепных соединительных муфт.

Для со­единения валов как на ходу, так и во время остановки, когда требу­ются частые пуски и остановы, применяют сцепные муфты. К этому типу муфт относятся кулачковые, зубчатые и фрикционные муфты.
Кулачковые муфты допускают включение только в неподвижном состоянии при определенных положениях одного из соединяемых валов относительно другого.



Сцепные муфты:

а — кулачковая: 1 — вал; 2,3 — полумуфты; 4 — сухарь; 5 — рычаг; 6 — направляю­щая шпонка; 7 — призматическая шпонка; б — зубчатая; в — фрикционная: 1 — ве­домая полумуфта; 2, 3 — фрикционные диски; 4 — нажимной диск; 5 — гайка; 6 — фиксатор; 7 — скользящая втулка; 8 — нажимной рычаг; 9 — ведущая полумуфта
Конструкция и сборка предохранительных муфт.

Предохрани­тельные муфты подразделяются на разрушаемые и неразрушимые и предназначены для предохранения машин и механизмов от перегрузок. К предохранительным муфтам с неразрушающимися элементами относятся кулачковые, шариковые и дисковые. В этих конструкциях одна из полумуфт устанавливается на вал непод­вижно, а вторая имеет некоторое осевое смещение. Усилие при­жатия полумуфт создается пружинами и регулируется при помо­щи гаек. Когда передаваемое усилие превышает усилие, на кото­рое отрегулирована пружина, подвижная полумуфта перемещается вдоль одного из соединяемых валов и передача движения прекра­щается.
У муфт с разрушающимися соединительными элементами, на­пример штифтом, если величина передаваемого крутящего мо­мента превысит допускаемую, происходит разрушение соедини­тельного элемента и передача движения прекращается.


Предохранительная дисковая фрикционная муфта предназначена для отключения вращения ведомого вала при воз­никновении перегрузок. Сборку таких муфт начинают с контроля формы и размеров посадочных мест вала и полумуфт требовани­ям чертежа, после чего ведомую и ведущую полумуфты устанав­ливают на вал, используя для этого шпоночные соединения, и про­веряют установленные полумуфты на осевое и радиальное биение. Затем производят установку фрикционных дисков поочередно в ведомую и ведущую полумуфты. После монтажа фрикционных дисков на ведомую полумуфту устанавливают нажимной 3 и регулировочный 5 диски, размещая между ними пружины 4. На за­ключительном этапе сборки на ведомую полумуфту устанавливают регулировочную гайку 6 и затягивают ее с усилием, указанным в технических условиях. Для проверки качества сборки прикладывают к ведущей полумуфте крутящий момент больший номиналь­ного на величину, указанную в технических условиях (при этом ведомая полумуфта должна оставаться неподвижной).




Предохранительная дисковая муфта:

1,7 — полумуфты; 2.3 — соответственно фрикционный и нажимной диск; 4 — пружины; 5 — регулировочный диск; 6 — регулировочная гайка


2.4 Трубопроводные системы и их сборка
Трубопроводные системы применяют в силовых установках (для подвода воды и топлива), станках и в другом технологическом оборудовании (для подвода масла к местам смазки и зажимным устройствам и охлаждающей жидкости в зону обработки), в прес­совом оборудовании (для подвода жидкостей и газов к силовым цилиндрам).
Трубопровод состоит из труб, соединяемых между собой и с конструктивными элементами оборудования при помощи специ­альных соединительных элементов, крепежных деталей и арма­туры.
В зависимости от назначения различают трубопроводы высо­кого, среднего и низкого давления. Для всех видов трубопроводов общим требованием является чистота проходного отверстия, пол­ная непроницаемость, долговечность и простота обслуживания.
В зависимости от назначения трубопроводной системы исполь­зуют чугунные, стальные, медные, латунные, алюминиевые и пла­стиковые трубы. Наиболее распространено применение стальных труб. В зависимости от способа изготовления различают цельно­тянутые (бесшовные) и сварные трубы.
Для передачи охлаждающей жидкости используют, как прави­ло, обычные водопроводные трубы. Для передачи горячей воды и пара — бесшовные трубы, для рабочих жидкостей в системах ги­дравлического привода — стальные цельнотянутые трубы, для подвода смазывающих масел — медные трубы.
Соединения трубопроводов могут быть неподвижными разъем­ными и неподвижными неразъемными (однако в некоторых слу­чаях используют подвижные соединения элементов трубопрово­дов). К неподвижным разъемным соединениям относятся соеди­нения на резьбе, выполненные с помощью специальных соединительных элементов — фитингов и фланцев, а к неподвижным неразъёмный соединениям относятся соединения, выполняемые сваркой, запрессовкой, отбортовкой и развальцовкой.





Фитинги и фланцы трубных соединений:


а — угольник; б — тройник; в — крестовидный переходник; г — переходная муфта; д, е — контргайка; ж — футорка; з—к — соединение с фланцем соответственно запрессовкой, развальцовкой, отбортовкой.
Сборка трубопроводных систем на фитингах.

Стальные трубы, на концах которых нарезана резьба, соединяют между собой специальными соединительными элементами — фитингами, которые изготавливают стальными или из ковкого чугуна. Применение фитингов при сборке обеспечивает соединение труб под различными углами, предусматривает выполнение отведений и обеспечивает переход от одного диаметра трубы к другому.
Герметичность соединения при помощи фитингов достигается за счет смазывания резьбовой части соединяемых деталей перед сборкой свинцовым суриком или цинковыми белилами с предва­рительной подмоткой резьбы льняной или пеньковой пряжей.
Магистральные трубы, соединяемые при помощи прямых со­единительных муфт, имеющих на наружной поверхности ребра для захвата их трубным ключом, могут иметь короткую или длин­ную резьбу.

Сборка труб на сгоне производится, если по услови­ям работы трубопроводную систему необходимо разбирать. В этом случае одна из труб имеет короткую резьбу, а вторая длинную. Участок трубы с длинной резьбой называют сгоном. Длину этого участка выбирают таким образом, чтобы после установки на нем соединительной муфты и гайки остался участок резьбы не менее чем с двумя нитками. Соединения на сгоне можно применять толь­ко при сборке трубопроводов с цилиндрической резьбой.



Соединения трубопроводов на резьбе:

а — с короткой резьбой; б — на сгоне; 1 — муфта; 2 — труба; 3 — контргайка
При помощи соединений на фитингах монтируют водяные, па­ровые и некоторые другие трубопроводы, работающие при давле­нии, не превышающем 16 МПа. Для соединения труб при помощи фитингов применяют трубные ключи различных конструкций.



Ключи для сборки трубопроводов:

а — рычажный; б — разводной; в — специальный; г — накидной; д — цепной
2.5 Фрикционные передачи и их сборка
Фрикционными передачами называют устройства, в которых движение от ведущего звена к ведомому передается путем их со­прикосновения и взаимного качения. Простейшая фрикционная передача состоит из двух колес-катков, одно из которых закрепле­но на ведущем валу, а другое — на ведомом. Колеса прижимаются друг к другу так, чтобы касательная сила сцепления была равна или превышала передаваемое усилие.


В зависимости от назначения различают фрикционные переда­чи с постоянным (нерегулируемым) и переменным (регулируемым плавно) передаточным отношением.


Передачи с плавным бесступенчатым регулированием передаточного отношения называют вариаторами. Изменение величины передаточного от­ношения в этих передачах осуществляется следующим образом: фрикционное колесо 5 при помощи гайки 4 может перемещаться вдоль винта 3, приводимого в движение маховиком 2. При этом изменяются диаметры ведущего и ведомого конических бараба­нов 1 в месте их контакта с фрикционным колесом 5, а соответственно, и передаточное отношение передачи.



Вариатор:

1 — конические барабаны; 2 — маховик; 3 — винт; 4 — гайка; 5 — фрикционное колесо
Передачи с постоянным передаточным отношением в зависи­мости от взаимного расположения осей ведущего и ведомого ва­лов подразделяют на передачи с параллельными и пересекающи­мися осями. В зависимости от формы тела качения различают ко­нические, цилиндрические и торцевые передачи.
Фрикционные передачи работают плавно и бесшумно, имеют простую конструкцию и достаточно точно передают движение. Наряду с этим фрикционные передачи обладают рядом существенных недостатков: передаваемая мощность, как правило, не превышает 20 кВт; КПД составляет менее 0,9; оказывают значительное давление на опоры.
Установка фрикционных катков на валу осуществляется так же, как и установка зубчатых колес.
Одной из разновидностей фрикционных передач являются раз­личные тормозные устройства, предназначенные для уменьшения скорости или полной остановки исполнительного механизма.



Тормозное устройство:

1 — тормозные колодки; 2 — тормозной диск; 3 — рычаг; 4 — тяга; 5 — пружина; 6 — электромагнит
Сборка тормозного механизма начинается с входно­го контроля деталей, поступивших на сборку. Проверяют геоме­трические размеры и форму посадочных мест вала и тормозного диска 2 на соответствие требованиям чертежа, после чего диск устанавливают на вал, используя шпоночное соединение. Затем приступают к установке тормозных колодок 1 на осях в корпусе рычагов 3, предварительно закрепив на колодках при помощи клея или заклепок фрикционные накладки. На рычаги 3 устанав­ливают тяги 4 с пружинами 5 и механизмом регулирования усилия растяжения пружин. Рычаги в сборе устанавливают на осно­вании тормозного устройства, соединяя их осями, которые расклинивают.


Испытание колодочных тормозов производят в целях регулиро­вания хода якоря электромагнита 6 и усилия пружины 5. Регулиро­вание пружины заключается в установлении такой ее длины, кото­рая обеспечивала бы необходимую силу прижатия колодок тор­мозного устройства к тормозному диску 2. Усилие прижатия определяется тормозным моментом.

2.6 Зубчатые передачи и их сборка

Зубчатая пе­редача — это механизм для передачи вращательного движения и изменения частоты и направления вращения, а также для преоб­разования вращательного движения в поступательное.

Передача может состоять из зубчатых колес, зубчатого колеса и рейки либо из червяка и червячного колеса. Зубчатые передачи бывают открытого и закрытого типа. Зубчатые передачи могут быть встроены в механизм, машину или выполнены в виде само­стоятельного агрегата — редуктора.
Зубчатые передачи получили широкое распространение в свя­зи с преимуществами по сравнению с другими видами передач (ременные и цепные). Они обеспечивают высокий КПД (до 0,99), возможность передачи больших мощностей (до десятков тысяч ки­ловатт) при окружных скоростях до 150 м/с, высокую кинематиче­скую точность, надежность и долговечность при различных усло­виях работы.
В зависимости от формы профиля зуба различают эвольвентые и циклонные передачи, а также передачи с зацеплением Но­викова. Наибольшее распространение получили передачи с эвольвентным профилем зуба.
В зависимости от взаимного расположения геометрических осей валов различают передачи с параллельными осями (осущест­вляются цилиндрическими зубчатыми колесами); с пересекающими­ся осями (осуществляются коническими зубчатыми колесами); со скрещивающимися осями (осуществляются цилиндрическими зубчатыми колесами с винтовыми зубьями, коническими зубчатыми ко­лесами с винтовыми зубьями, червячным колесом и червяком).



Основные элементы зубчатого зацепления:

Do — основная окружность; Dt — начальная окружность; h — высота зуба; L — длина зацепления; S — толщина зуба; t0 — основной шаг; t — окружной шаг

Основные элементы зубчатого зацепления прямозубой цилиндри­ческой зубчатой передачи с эвольвентным профилем зуба следующие: