Файл: Психологопедагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраст содержит 39 страниц текстового документа, 5 использованных источников, 0 таблиц, 0 приложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Хабаровский педагогический колледж

имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»

Психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Курсовая работа

Выполнила: Пассар Майя Игоревна
Студентка 4 курса, группы ДО42з
заочная форма обучения
специальность 44.02.02
Дошкольное образование
Научный руководитель:
Белоусова Людмила Александровна.


Хабаровск 2022

АННОТАЦИЯ
Курсовая работа по теме «Психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраст» содержит 39 страниц текстового документа, 5 использованных источников, 0 таблиц, 0 приложения.

Работа выполнена по актуальной проблеме, которая состоит в недостаточности наработок, где были бы отражены условия, способствующие повышению мотивации при переходе ребенка в школьному обучению.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психолого-педагогические условия, старший дошкольный возраст,методика,мотивация.
Цель исследования:теоретически изучить психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации к обучению детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Рассмотреть возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста, рассмотреть уровень сформированности мотивационной готовности к обучению .
Основная часть состоит из двух глав:
В первой теоретической главе рассмотрена Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.Проанализирован,что Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований.
Во второй главе описана практическая работа по организации психолого-педагогических условий формирования положительной мотивации к обучению старшего дошкольного возраста и определение уровня сформированности мотивационной готовности к школе детей 6-7 лет.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ:
ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ


ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



    1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

    2. Мотивация к обучению как структурный компонент готовности к школе

    3. Факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к обучению дошкольников


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Практические рекомендации по организации психолого-педагогических условий формирования положительной мотивации к обучению при работе с детьми старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Ребёнок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в разных направлениях, совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Так, например, память ребёнка претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Увеличивается её объём: дети старшей группы запоминают до 7-8, а в подготовительной группе и до 10-12 названий предметов. Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребёнок уже не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации.

Кроме этих особенностей данный возраст ознаменован переходом к новой социальной роли - роли ученика. Ведущим методом обучения является дидактическая игра, в ходе которой педагог пополняет и расширяет знания детей при помощи игровых приёмов, с опорой на наглядно-предметное мышление. Любая деятельность в старшем дошкольном возрасте должна быть направлена на создание комфортных условий для интеллектуального и личностного развития ребенка, его успешного освоения навыков, необходимых в учебном процессе.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах

Поэтому в данном возрасте особо важна готовность обучению в школе,а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте


Готовность к школьному обучению с позиции психологической науки, рассматривается как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающих успешный переход от игровой деятельности к систематически организованному школьному обучению («школьная зрелость»). Ориентация старшего дошкольника на новый ведущий вид деятельности, обусловленная созреванием его организма, в частности нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов может быть охарактеризована как общая и специальная готовность к обучению в школе.

Для любого образовательного процесса наравне с когнитивными способностями, безусловно важна мотивация. Дошкольный возраст является наиболее эффективным в формировании мотивации, так как в этом возрасте появляется новое психологическое новообразование – соподчинение мотивов.

Подготовку ребенка к школе, а также диагностику готовности ребенка к школе изучали такие отечественные исследователи, как Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и другие.

Несмотря на интерес исследователей к особенностям и результатам подготовки детей к обучению в школе, проблема формирования мотивации у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной для воспитателей детских садов, родителей и учителей начальной школы.

В связи с тем, что основной целью работы с детьми данного возраста является подготовка к школе, на наш взгляд необходимо организовать такие психолого-педагогические условия, которые будут положительно влиять на формирование у детей положительной мотивации к обучению.

Цель исследования – изучить теоретические аспекты мотивации к обучению детей старшего дошкольного возраста, дать практические рекомендации по организации психолого-педагогических условий, способствующих формирования положительной мотивации обучению при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику детям старшего дошкольного возраста


2. Рассмотреть мотивацию к обучению как структурный компонент готовности к школе

3. Изучить факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к обучению дошкольников

4. Провести диагностику уровня сформированности мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста на примере

5. Разработать практические рекомендации по организации психолого-педагогических условий формирования положительной мотивации к обучению при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический и сравнительный анализ литературы; анкетирование, наблюдение, беседа, эксперимент, психодиагностическое исследование.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.

Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребенка более направленному сосредоточению, если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать свое внимание на решение самых различных задач.

Старший дошкольный возраст это - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.


В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства[12].

К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связанно с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих это повышение, с возрастом изменяются.

Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к 6-7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.

Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: поведение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.