Файл: Психологопедагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраст содержит 39 страниц текстового документа, 5 использованных источников, 0 таблиц, 0 приложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мотивационная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности,

Д. Б. Эльконин подчеркивает значение мотивов учения, на основе которых позволяют определить последовательность в формировании позиции школьника и формируют его мотивационную готовность к школьному обучению[8].

С. Л. Рубинштейн считает, что мотив являет собой «строительный» материал, из которого складывается характер, потому мотивы выполняют не одну функцию: во-первых, они побуждают и направляют деятельность ученика; во-вторых, они придают этой деятельности субъективный характер. Поэтому можно утверждать, что смысл учебной деятельности, в итоге, определяется ее мотивами[9].

Таким образом, исходя из теоретических взглядов понятие «мотивационной готовности» к школе определяется, как один из основополагающих аспектов, влияющих на успешное начало обучения и адаптацию ребенка в школе. Мотивационная готовность понимается, как наличие познавательной активности, желание занять новую позицию - позицию школьника.

Говоря о мотивационной готовности, Л. И. Божович отмечает: «у ребенка к семилетнему возрасту появляется осознание своего социального «Я», стремление к новому положению в системе доступных ему общественных отношений и к новой общественно-значимой деятельности - к позиции ученика» [10].

Л. И. Божович также подчеркивает, что к школьному возрасту меняется и направленность личности ребенка со стороны своего содержания: растет устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов б поведении и развитии ребенка. К концу дошкольного возраста у ребёнка в первый раз формируется «внутренняя позиция» - целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра, есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте - перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у дошкольника появляется стремление занять новое, более взрослое положение в жизни и осуществлять связанную с этим деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется как стремлении стать школьником.

По мнению Л. И. Божович готовность к обучению в школе складывается из познавательных интересов ребенка, определенного уровня развития мыслительной деятельности, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.


Готовность ребенка к школе является одним из важнейших итогов его развития в период дошкольного детства и наиболее значимой интегративной характеристикой успешного освоения им, учебной деятельности как новой стандартизированной формы активности.
1.3. Факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к обучению дошкольников
Одной из задач нашего исследования было определить основные факторы, способствующие возникновению интереса к обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из них является Первый фактор – состоит в оптимальном соотношении неизвестного и известного: мало нового – скучно, много нового – трудно. В том случае, если во время обучения педагог больше внимания уделяет новизне и занимательности преподносимого учебного материала, то у детей со временем притупляется внимание и снижается уровень усвоения новых знаний.
Следующим фактором выступает …

Второй фактор – характеризуется определенным дефицитом информации, которую ребенок самостоятельно восполняет посредством ассоциаций, основанных на воображении и имеющемся личном опыта. Это возникает в том случае, когда при подаче нового учебного материала, педагог не объясняет всё до конца, «до последней мелочи», а оставляет некоторое «пространство» для мысли, то есть дает детям возможность принять непосредственное активное участие в познании нового.

Еще один немаловажный Третий фактор – состоит в мастерстве педагога задавать вопросы интересно и нестандартно, тем самым пробуждать у детей интерес и внимание к получению новых знаний.
Кроме того, влияние на мотивацию оказывает похвала- Внутренняя (положительная или отрицательная).

Положительная основывается на положительных стимулах ( Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).

Позитивная мотивация у дошкольников остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут 
мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Исходя из цели исследования и опираясь на исследования И. Н. Агафоновой, М. Р. Гинзбурга, С. А. Лебедевой, Т. А. Нежновой, Л. А. Венгера выделены следующие показатели уровня мотивационной готовности к школе детей 6-7 лет: уровень интереса дошкольника к учебе; преобладающие учебные мотивы; эмоциональное отношение ребенка к учебе; внутренняя позиция школьника.

Увлеченная подача нового учебного материала – увлечь ребенка процессом обучения может только человек, который сам им увлечен. Именно поэтому важно при организации учебных занятий в ДОУ, чтобы воспитатель не просто излагал материал, а излагал его интересно и увлеченно. Новизна излагаемого материала – детей увлекает то, что им неизвестно, то что ими ранее не было изведано. При подаче нового учебного материала важно не просто вызвать у детей интерес, но и поддерживать его на протяжении всего учебного занятия. Для того, чтобы интерес детей на угасал, а дети понимали излагаемый учебный материал, следует постоянно указывать на то, как данные знания могут пригодиться в жизни. Ребенок должен сам стремиться получать знания, а не быть ведомым воспитателем. Только при таком подходе возможно формирование и поддержание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.



Помимо указанных факторов мотивацию рассматривают так же в рамках вот такого подхода.

Мотивы, непосредственно побуждающие:

зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.

опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.

Мотивы, перспективно побуждающие:

связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.

это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.

мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.

опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.

Мотивы интеллектуального побуждения:

интерес к процессу умственной деятельности;

стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от  самого процесса мыслительной  работы;


пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.

Характеристика эмоционального благополучия

- Наличие положительного отношения к школе в целом.

-здоровые взаимоотношения со сверстниками и учителем (учитель — друг, единомышленник, помощник).

- В учебной деятельности нет соперничества. Царит атмосфера сотрудничества и взаимопомощи в учебном труде. Сравнение ученика с самим собой «вчерашним», осознающим собственное продвижение вперед, а не с одноклассниками.

- Процесс познания вызывает у ученика позитивные чувства.

- Наличие умственной раскрепощенности (отсутствие страха допустить ошибку и быть за нее наказанным словесно, в виде плохой оценки или в какой-то иной форме).

-Осознание школьником своих возможностей (я «смогу», «я сумею», «если трудно, мне помогут»»вместе мы справимся с трудностями»).

Испытание радости от своих интеллектуальных побед. Познавательные задания учебной программы должны быть по силам ученику, связаны с преодолением трудностей в «зоне ближайшего развития».

- Познавательная деятельность вызывает стремление к самостоятельному поиску знаний, который доставляет радость ученику.

- Наличие рефлексии чувств (понимание причины эмоционального состояния, умение осознать свое переживание, объяснить его возникновение и преодолеть в деятельности).

- Развитие самоконтроля, умения искать причины неудач в самом себе (не выучил, не проявил трудолюбия, поленился)

Внутренняя позиция школьника, согласно Божович Л.И., это возрастная форма самоопределения детей шестилетнего возраста. С одной стороны, изменяется социальная ситуация развития, то есть место его в системе отношений. Но, самое главное, происходит постепенное субъективное отражение данной ситуации в сознании и переживаниях ребенка, то есть внутренней позиции ребенка.


Данный феномен – это совокупная характеристика системы внутренних (психологических) факторов, которая определяет у ребенка формирование основных новообразований в данном возрасте. Поскольку просто наличие внешних новых требований и посещения школы недостаточно. Главное, чтобы

данную позицию принял и осмыслил сам ребенок, и чтобы она отразилась при обретении тех смыслов, которые связаны с учебной деятельностью, новыми требованиями и школьными отношениями. Тогда возможно реализовать новый потенциал развития.

Именно поэтому внутренняя позиция школьника становится базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий, который определяет динамику усвоения 6-7летним ребенком школьной жизни.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика уровня сформированности мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста
Одной из практических задач нашего исследования является определение уровня сформированности мотивационной готовности к школе детей 6-7 лет.

Исходя из цели исследования и опираясь на исследования И. Н. Агафоновой, М. Р. Гинзбурга, С. А. Лебедевой, Т. А. Нежновой, Л. А. Венгера выделены следующие показатели уровня мотивационной готовности к школе детей 6-7 лет: уровень интереса дошкольника к учебе; преобладающие учебные мотивы; эмоциональное отношение ребенка к учебе; внутренняя позиция школьника.

Для изучения данных показателей сформированности мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет были подобраны диагностические методики «Проективная методика (цветовой тест)» (И. Н. Агафонова), Приложение 1; «Методика исследования мотивации учения у первоклассников» (М. Р. Гинзбург), Приложение 2; тест «Угадай настроение школьника» (Н. А. Степанова), Приложение 3; «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), Приложение 4.

В исследовании участвовало 15 детей 6-7 лет (6 девочек и 9 мальчиков).

Диагностическая методика 1. «Проективная методика (цветовой тест)» (И. Н. Агафонова)[19].

Цель: определение интереса дошкольника к учебе.