Файл: Психологопедагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраст содержит 39 страниц текстового документа, 5 использованных источников, 0 таблиц, 0 приложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подробное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие заменяющей деятельности и предметов заместителей.

В старшем дошкольном возрасте замещение становиться чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находиться в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, вместе с мышлением служит средством познания действительности[13].

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.

Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связанно с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий.

Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на основание определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения.

Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий.

В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно образного мышления. Оно характеризуется тем, что расширение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий к концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление[14].


Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения[15].

Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление[16].

Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышление повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражает в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения.

Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течении довольно длительного времени. При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становиться произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждая ребенка к определенным действиям.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающее желание[17].

В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми.

Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становиться более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения к окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого.


Однако в старшем дошкольном возрасте, это становится осознанным, а определяющий его мотив - «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строиться на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции.

Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли он может выступать и сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. В силу интерпретации правил поведения, нарушение этих правил ребенок переживает даже в отсутствии взрослого.

Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоение общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей[18].
1.2. Мотивация к обучению как структурный компонент готовности к школе
Старший дошкольник должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально-этической; он должен быть готов к социальной позиции младшего школьника. Школа должна привлекать малыша потому, что там можно будет узнать много нового и интересного, а не потому, что родители приготовили ему подарок к 1 сентября. Хорошим мотивом является стремление ребенка получить новый социальный статус («В школе я буду уже взрослый!»). Некоторые дети относятся к учебе как к способу порадовать родителей. Такой мотивации хватает ненадолго, поэтому важно, чтобы к ней подключился интерес к учебе. В любом случае важно сформировать у первоклассника позитивное отношение к своей новой роли.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.

Важно отметить, что дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития мотивационной сферы. Учебную мотивацию, по мнению Л. И. Божович, А. К. Марковой, М. В. Матюхиной, Х. Хекхаузен, можно рассматривать как новообразование, возникающее в результате кризиса семи лет. К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре. Особое место в 6-летнем возрасте занимает познавательный мотив. Предпосылками возникновения мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой – развитие любознательности и умственной активности дошкольника Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный.  Она выделяла 2 группы мотивов учения:


-мотивы связанные с потребностью в общении;

-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Т. И. Зубков отмечает, что в современной психологии не существует единого и четко сформулированного определения понятия «готовности к школе», или «школьной зрелости»[1].

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками[2].

А. И. Запорожец отмечает: «готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включал особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий»[3].

Психологическая готовность, по мнению И. Н. Агафонова, в соответствии с различными требованиями школы к психике ребенка, делится на две значимые части: готовность интеллектуальная и личностная. Это два традиционных направления в попытках построения надежной системы прогнозирования первоначальной школьной успеваемости:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постичь основные признаки и связи между явлениями, способность воспроизводить образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии).

Личностный компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могут общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты одним общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами находить взаимоотношения с другими людьми, необходимы умения влиться в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Следовательно, данный компонент предполагает развитие у школьников потребности общаться с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Ю. В. Микляева в структуре психологической готовности ребенка к школе выделяет: личностную готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника и уровень мотивационной сферы), интеллектуальную готовность (наличие кругозора и развитие познавательных процессов), эмоционально-волевую готовность (умение ставить цели, принимать решения, планировать действия и принимать усилие к его реализации), социально-психологическую готовность (наличие нравственных и коммуникативных способностей)[4].


Н. Ф. Талызина отмечает: «… в психологии отмечается тенденция по преодолению подхода к изучению мотивов как таких образований, которые лишь сопутствуют определенной деятельности или стоят вне ее. С позиций современных воззрений мотив рассматривается как одно из важнейших структурных образований самой деятельности»[5].

Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).

Л. И. Божович[6] и Н. И. Гуткина[7] подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению.

Очень важно, что именно мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Следует отметить, что от характера мотивов зависит и выбор средств достигаемых результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.

Как отмечает Е. И. Рогов, к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу[11].

Мотивационно готовыми к школьному обучению являются дети, которых школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получения новых знаний, что предполагает развития у них познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо уметь произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Из этого следует, что ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.