Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Прогнозирование и планирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
также стремительный рост безработицы и инфляции.
Крайним проявлением финансового краха является неплатежеспособность государства по иностранным займам. Например, мировой экономический кризис 1929
—1933 гг. - платежи по внешним займам прекратили
Великобритания, Франция, Германия, Италия. В 1931 г.
США на год отсрочили все платежи по внешним долгам.
В августе 1998 г. финансовый кризис разразился в
России.
Промышленный кризис– это перепроизводство в какой-то из отраслей хозяйства, носят циклический характер.
Аграрный кризис— это резкое ухудшение сбыта сельскохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию).
Структурный (межотраслевой) кризис обусловлен нарушением нормальных соотношений между отраслями производства; конфликт между старой структурой экономики и запросами новой технологии. Структурный кризис сопровождается спадом общественного производства,
нарушением нормального функционирования рынков и денежной сферы, безработицей. Он преодолевается, когда старая структура уступает место новым отраслям производства, формам организации и регулирования.
Денежно-кредитный кризис— нарушение сбалансированности денежно-кредитной системы.
Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными средствами,
падение курсов акций и облигаций, а также снижение нормы банковского процента. Контрциклический буфер (не у всех банков) у банков, появился недавно, благодаря системе
Базель-3.
Валютный кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценении валюты отдельных стран (нехватка зарубежных «твердых»
валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).
Биржевой кризис— резкое снижение курсов ценных бумаг,
значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.
Причины экономических кризисов:

неконтролируемая инфляция
,

погрешности в управлении,

ориентирование на определенную отрасль экономики в
ущерб вниманию к другим сферам,

прерывание стабильности в политической ситуации,

недостаточные темпы модернизации производства.
9) Этапы прогнозирования экономических циклов и
кризисов
Целью прогнозирования кризисов является определение возможных сроков их наступления исходя из закономерностей и тенденций цикличной динамики, их характера, факторов и возможных последствий, путей и средств его преодоления, с тем чтобы пройти эту фазу цикла в возможно короткий срок и с минимальными потерями. Латентная стадия— период накопления пока еще скрытых предпосылок и элементов кризиса.
Этапы прогнозирования циклов:
у цикла есть этапы: рост, замедление роста, падение, дно,
депрессия, потом снова рост.
на каждом из этих этапов - перед прогнозированием свои задачи.
На этапе роста - спрогнозировать, какие факторы могут вызвать замедление роста и переход к спаду. И соответственно, с этими факторами бороться.
На этапе замедления - выявить те факторы, которые могут углубить уже начинающийся кризис, - ликвидировать эти проблемы, которые глубину кризиса могут усугубить (
попытаться стимулировать занятость, чтобы не допустить большой безработицы на этапе кризиса)
На кризисе - нивелировать наиболее тяжелые последствия кризиса. спрогнозировать, то с помощью каких мер вы можете стимулировать выход экономики на траекторию роста, и реализовать меры государственной - экономической политики,
которые будут стимулировать поддержку наиболее конкурентоспособных отраслей, которые будут стимулировать рост экономики.
Этапы прогнозирования кризисов:
Этапы
Описание
Диагностика кризиса изучение тенденций циклов, анализ факторов и структуры кризисов в прошлом и прогноз на будущее, формирование базы знаний о циклах и кризисах в данной сфере, построение модели ее колебаний
Изучение влияния внешних факторов пополнения базы знаний о внешних факторах влияния и расширение модели кризисных фаз
Изучение путей выхода из кризиса обобщение факторов и путей преодоления кризиса на основе кластера базисных инноваций и пополнение базы знаний
Разработка антикриз.программы
Разработка и последовательная реализация антикризисной программы с корректировками в необходимых случаях
1   2   3   4   5   6   7   8

10) Принципы, этапы и участники стратегического
планирования в России.
При стратегическом планировании решаются те задачи, которые
определяют общий характер экономических трансформаций,
устойчивость и конкурентоспособность экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. (из учебника).
конечный результат не строго фиксирован, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени
Есть ФЗ от 28.06.2014 №172 «О стратегическом планировании
в РФ»
Стратегическое планирование- деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию,
прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов и муниципалитетов.
ЭТАПЫ:
1 - целеполагание- определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ
2 - прогнозирование- деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития
3 - планирование- деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ
4 - программирование- деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития
5 - мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования- комплексная оценка хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также оценка взаимодействия участников стратегического планирования
Принципы (из ст. 7 этого ФЗ):
1) единство и целостность единство порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования
2) разграничения полномочий
3) преемственность и непрерывность разработка и реализация документов осуществляются

последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов
4) сбалансированность системы согласованность документов по приоритетам, целям, задачам,
мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.
5) результативность и эффективность выбор способов и методов достижения целей должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов
6) ответственность участников участники СП несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки
7) прозрачности и открытости документы подлежат официальному опубликованию (кроме тех, в которых содержится информация государственной,
коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне)
8) реалистичность исходить из возможности достичь цели в сроки с учетом ресурсов и рисков.
9) ресурсная обеспеченность источники финансового, управленческого хар. и иного ресурсного обеспечения мероприятий
10) измеримость целей и др.
Участники стратегического планирования в РФ: (ст.9 ФЗ)
1. На федеральном уровне:
● Президент РФ; (руководство, определение направления,
целей и задач)
● Федеральное Собрание РФ (законодательное регулирование);
● Правительство РФ; (определяет порядок разработки,
осуществляет мониторинга)
● Совет Безопасности РФ; (в области нац. безопасности)
● Счетная палата РФ;
● Центральный банк РФ;
● федеральные органы исполнительной власти;
2. На уровне субъекта РФ:
● законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
● высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа);
● высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
● исполнительные органы государственной власти субъекта РФ;
● контрольно-счетный орган субъекта РФ;

3. На уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными
НПА.
11) Документы стратегического планирования в России.
Документы СП подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов
СП
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года», а также инструментов и механизмов достижения национальных целей развития на среднесрочный период
ФЗ от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О
стратегическом планировании в РФ":
Статья 11. Документы стратегического планирования
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:
1) разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым
относятся:
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации;
б) стратегия социально-экономического развития Российской
Федерации; на период до 2050 года.Утверждена Правительством в 2021 г.
в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации,
а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации; (от 2021 разработана СБ, утверждена
Презид.) + Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030
г) стратегия научно-технологического развития РФ; (УП от 2016 г

с изм на 2021)
+ Стратегия развития электронной промышленности
Российской Федерации на период до 2030
2) разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и
территориальному принципу:
а) отраслевые документы стратегического планирования
Российской Федерации;
б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;
(на период до 2025)
в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов;
+ Основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025
3) в рамках прогнозирования, к которым относятся:
а) прогноз научно-технологического развития Российской
Федерации;
б) стратегический прогноз Российской Федерации;
в) прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период - до 2036 ;
г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
д) прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период (на год, до 2024)
4) разрабатываемые в рамках планирования и программирования,
к которым относятся:
а) основные направления деятельности Правительства
Российской Федерации; на период до 2024
б) государственные программы Российской Федерации;
в) государственная программа вооружения;
г) схемы территориального планирования Российской Федерации;
д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.
12) Стратегическое планирование на региональном и
муниципальном уровне.
ФЗ от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О
стратегическом планировании в РФ"
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
Стратегия социально-экономического развития субъекта

РФ содержит:
1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта РФ
2) приоритеты, цели, задачи и направления социально- экономической политики субъекта РФ
3) показатели достижения целей, сроки и этапы реализации стратегии
4) ожидаемые результаты реализации стратегии
5) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии
6) информацию о государственных программах субъекта РФ
Участниками стратегического планирования на уровне
субъекта РФ являются:
1) законодательный (представительный) орган субъекта
2) высшее должностное лицо субъекта
3) высший исполнительный орган субъекта
4) исполнительные органы субъекта
5) контрольно-счетный орган субъекта и др
Документы стратегического планирования
этап стратегического планирования:
названия:
примеры:
в рамках целеполагания
● стратегия социально-экономического развития субъекта
Стратегия социально- экономического развития
Московской области на период до
2030 года в рамках прогнозировани я
● прогноз социально-экономического развития субъекта
○ на долгосрочный период
○ на среднесрочный период
● бюджетный прогноз
Прогноз социально- экономического развития
Краснодарского края на долгосрочный период до 2030
года.
в рамках планирования и программирован ия
● план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития
● государственные программы субъекта
● схема территориального планирования субъекта (двух и более субъектов)
Государственная программа
“Комплексное развитие сельских территорий Республики
Башкортостан” на 2020 -2025 год
Участники стратегического планирования на уровне
муниципального образования:
● органы местного самоуправления
● муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными НПА.
Стратегический план развития муниципального образования - важный инструмент в управлении его развитием, представляет направление движения мун. образ., его цели и сроки их достижения.
при СП следует учитывать следующие характеристики:


● географические и климатические условия;
● природные ресурсы;
● финансово-экономическая база, состояние и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории;
● социальная организация жизнедеятельности населения;
● политическая ситуация, эффективность деятельности органов местной власти и др.
Документы СП, на уровне муниципального образования:
● стратегия социально-экономического развития муниципального образования (Краснодар до 2030)
● план мероприятий по реализации стратегии социально- экономического развития
13) Сущность национального программирования.
Программно-целевой метод.
Целевая программа - система взаимоувязанных по целям,
ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического,
территориального или экологического развития в заданные сроки и с наилучшим эффектом
Национальная программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам мероприятий по достижению целей социально-экономического развития
Классификация программ:
● Общегосударственные программы
● Отраслевые программы
● Региональные программы
Формы нац. программирования:
● национальные антикризисные программы, позволяющие мобилизовать ресурсы страны для прохождения кризисной фазы в более короткие сроки и с меньшими потерями;
● национальные программы, концентрирующие ресурсы государства и общества на одном или нескольких узловых направлениях инновационного прорыва (пример ГОЭЛРО);
● национальные проекты, имеющие более ограниченную сферу действия, чем национальные программы, и выступающие самостоятельно или как элементы программ;
● целевые программы федерального, регионального или корпоративного уровня, обеспечивающие решение конкретных проблем в той или иной сфере.
Наиболее яркий пример программы первого вида - «новый курс»
Франклина Рузвельта (1933-1939 года), выработанный и эффективно реализованный в период глубочайшего за всю