Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Прогнозирование и планирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
историю США экономического кризиса 1929-1933 гг. Опыт реализации этой программы был обобщен и развит Дж.М.
Кейнсом, а затем одним из классиков кейнсианства Э. Хансеном.
Многие элементы этой программы были использованы Р.
Никсоном во время кризиса 70-х годов, обусловленного очередной сменой кондратьевских циклов.
Примеры реализации национальных программ:
● План ГОЭЛРО в СССР -
(Государственная комиссия по электрификации России) — орган, созданный 21 февраля
1920 года для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. План
предусматривал быстрый рост производительности труда на основе электрификации и механизации всех производственных процессов и коренных изменений условий труда. Это первая в истории России комплексная программа кардинальной перестройки промышленности, транспорта,
сельского хозяйства, социально-бытовой и культурной сферы на базе электрификации с целью вывода страны из разрухи.
Энергетика должна была стать и стала базой для стремительного превращения аграрной России, разрушенной и опустошенной шестью годами войн, в индустриальную державу, более того, в одного из лидеров мировой экономики. затронуты вопросы: гос. хоз-ва, топливного снабжения, водной энергии, с/х, транспорта и промышленности
● Продовольственная программа СССР (82-90) - госпрограмма для преодоления товарного дефицита в стране. цель - интенсифицировать производство в сфере сельского хозяйства и улучшить ситуацию с продовольственным снабжением в СССР. Производство пищевых продуктов предполагалось увеличить к 1990 году в 2,3—2,5 раза.
Основное внимание при этом уделялось формированию и развитию агропромышленных комплексов
(АПК),
предусматривались меры по дальнейшей механизации,
химизации, улучшению кормовой базы, использованию новых интенсивных технологий, также предлагалось всемерно внедрять материальное стимулирование колхозников. не реализована успешно.
● «Новый курс» Ф. Рузвельта в США - с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия),
охватившего США в 1929-1933 годы. Одним из первых шагов Рузвельта было объявление 6 марта "банковских каникул" на неделю, во время которой были закрыты все банки США. Далее с целью "очистки" банковской системы была проведена тотальная ревизия всех банков.

Разорившиеся банки попали под управление государственной Реконструктивной финансовой корпорации
(РФК). Устойчивые банки получили право на дальнейшую работу. В результате произошло укрупнение банковской системы – большинство банков, признанных "здоровыми",
были крупными. С целью оздоровления ситуации был принят ряд важных законов. Одним из важнейших стал закон
Гласса-Стигалла - Закон о создании Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit
Insurance Corporation) от 16 июня 1933 года. Прямая помощь безработным, введение системы страхования по безработице и организация общественных работ.
Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.
Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнением межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельной отрасли, региона. Отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но ведет к ведомственной разобщенности, тормозящей интеграцию. Территориальное планирование позволяет развивать региональную инфраструктуру, но имеет региональную ограниченность.
Виды государственных программных документов в России:
● нац. проекты направлены на обеспечение прорывного научно- технологического и социально-экономического развития
России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека
● гос. программы
● фед. целевые программы (Соц.-эконом развитие
Курильских островов 2016-2025; Крыма и Севастополя до 2022 г. - доведение уровня жизни до среднероссийского уровня, устранение диспропорций,
гармонизация межнац. и межэтнич. отношений,
устойчивый экономический рост, транспортное сообщение, рекреацион. потенциал)
● гос. программы субъектов


● рег. целевые программы
● мун. целевые программы
Перечень нацпроектов утвержден Советом при Президенте
России по стратегическому развитию и национальным проектам в конце 2018 года:
1.
Здравоохранение
2.
Образование
3.
Демография
4.
Культура
5.
Безопасные и качественные автомобильные дороги
6.
Жильё и городская среда
7.
Экология
8.
Наука и университеты
9.
МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
10.
Производительность труда и поддержка занятости
11.
Международная кооперация и экспорт
12.
Цифровая экономика Российской Федерации
13.
Туризм и индустрия гостеприимства
В марте - июле 2020 года Правительство Российской Федерации приняло три пакета антикризисных мер, направленных на борьбу с распространением коронавируса и поддержку населения и бизнеса (
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023
годов" (утв. Банком России)
)
● населению (выплаты на детей от 3 до 7 лет)
● бизнесу (продление лицензий, льготное кредитование)
● системные (вакцинация, система ограничений)
ГОСПРОГРАММА — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий,
взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления,
исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации.
Перечнем государственных программ Российской Федерации,
утвержденным распоряжением Правительства, предусмотрено 44
госпрограммы.
В РФ очень много Госпрограмм по разным направлениям,
некоторые примеры:

программный блок
примеры госпрограмм
Инновационное развитие и модернизация экономики
● космическая деятельность России
● информационное общество
Новое качество жизни
● развитие здравоохранения
● развитие образования
Обеспечение национальной безопасности
● Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности
● обеспечение обороноспособности страны
Сбалансированное региональное развитие
● СЭР Арктической зоны
● СЭР Калининградской области
Эффективное государство
● внешнеполитическая деятельность
● юстиция
1   2   3   4   5   6   7   8

*СЭР - социально-экономическое развитие
14) Исторический опыт национального программирования.
Тут с 20 века можно и Россию и мир. ГОЭЛРО, Рузвельт
До XX века
● Строительство центра Хараппской (Индийской)
цивилизации Мохенджо-Даро → единая планировка,
водоснабжение, канализация (3 тыс. до н.э.)
● Строительство фараоном Эхнатоном новой столицы
Египта Ахетатона → лакшери дворцы, храмы, жилые кварталы (1372-1354 гг. до н.э.)
● Строительство Кносского дворца на Крите
● Строительство дворцов в Вавилоне
● Строительство Великой Китайской стены
● Строительство Акрополя в Афинах
● Строительство дворцов и крепостей на Южном берегу
Крыма, Софийских соборов в Константинополе, Киеве и
Великом Новгороде, Московского Кремля
● Строительство густой сети замков и дворцов в средневековой Европе
● Строительство железных дорог в Германии и дореволюционной России (Транссибирская магистраль)
и т.д.
В XX веке
Россия:

Программа переселения в Сибирь сотен тысяч крестьянских семей

Подготовка программы создания единой сети речных транспортных путей в Европейской России,
разработаны предложения по электрификации страны
(1912 г.)

План ГОЭЛРО (Госуда́рственная комиссия по электрификации России), рассчитанный на 10-15 лет и предусматривавший перевод экономики на новейшую для того времени технологическую базу. По сути дела,
это была первая научно обоснованная долгосрочная
национальная программа. Для второго пятилетнего плана национальным проектом можно считать создание
Урало-Кузнецкого комбината.

Программа создания ядерно-ракетного щита СССР, в которую вошел ряд реализованных национальных проектов в области атомного и водородного оружия,
средств его доставки (баллистических и средней дальности ракет), атомной энергетики и атомного космического пространства

Продовольственная программа, программа мелиорации земель, программа развития транспорта, комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий (70-80-е гг.)
Проблема программ в СССР: Рост бюрократизации этого процесса. Увеличение числа государственных программ и целевых программ (а их число только в научно-технической сфере превысило две сотни в 10-й пятилетке) приводило к распылению ресурсов, ослабило контроль над реализацией программ, многие из которых выполнялись неудовлетворительно.
В результате качество централизованно-планового управления экономикой снижалось, нарастало отставание в темпах экономического роста от развитых стран, падала конкурентоспособность экономики.
Во время неолиберальных рыночных реформ начала 90-х годов национальное программирование было практически ликвидировано как не отвечающее стихийно-рыночному характеру развития экономики.
Лишь с 1994-1995 гг. оно начало восстанавливаться. В
Федеральном законе от 20 июля 1995 г. No 115-Ф3 «О
государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Российской Федерации»
предусматривается осуществление национального программирования в двух формах:

федеральных целевых программ, утверждаемых правительством (их перечень ежегодно публикуется в качестве приложения к федеральному бюджету)

программы социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу,
которую должно ежегодно утверждать и публиковать
Правительство РФ (что оно не каждый год делает).
Третья форма национального программирования - принятие
Правительством РФ стратегических документов по отдельным проблемам (например, Энергетическая стратегия РФ на 20 лет,
программы в области транспорта, вооружений и др.).
С 2006 г. по инициативе Президента РФ в практику

государственного стратегического регулирования России вошел новый инструмент – национальные проекты социальной направленности (в области здравоохранения, образования,
жилищного строительства, агропромышленного комплекса). Их достоинства состоят в том, что,
во-первых, четко определены государственные стратегические
приоритеты, реализующие социальную функцию государства;
во-вторых, на их осуществление выделяются значительные
бюджетные ресурсы;
в-третьих, сформирована система управления за выполнением проектов, которой руководил Совет по национальным проектам,
возглавляемый Президентом РФ.
Необходимые дальнейшие последовательные шаги по формированию эффективной системы национального программирования:

небольшое число (не более 5-6) национальных программ на длительную перспективу (15-20 лет),
направленных на решение узловых проблем социально- экономического и инновационно-технологического развития страны, реализацию основных национальных приоритетов

входящие в состав национальных программ либо автономные национальные проекты по решению конкретных крупных задач в той или иной сфере
(социальных, инновационно-технологических,
территориальных, в сфере экологии и т.д.)

принятие отдельного фед.закона
Другие примеры нац.программ:
★ программа «Эврика» (страны ЕС, Россия, Португалия и др. - создана с целью сокращения и ликвидации отставания западноевропейских стран от
США
и
Японии в научно-технической сфере.) и Европейская технологическая платформа Европейского союза с горизонтом до 2050 г.,
★ многосторонние программы по Международной космической станции и экспериментальному термоядерному реактору
★ программа по комплексному преобразованию долины реки Теннесси (1930-е)
15) Методология разработки национальных и целевых
программ.
Этапы разработки:
1) концепция разрабатывается Правительством,
уполномоченный правительством орган разрабатывают
программу.
2) Потом согласование с другими заинтересованными органами.
3) Утверждение Правительством.
4) Этап реализации (ответственный исполнитель).
5) Промежуточные отчеты ОИ. Отчет о реализации П.
6) Контрольно-счетные органы проверяют реализацию программы.
Национальное программирование – управленческая деятельность высшего уровня, требующая от ее участников глубоких научных знаний, междисциплинарного подхода, искусства предвидения,
стратегического мышления и способа действий.
Нац проекты разрабатываются согласно УП РФ 2018 г “О нац.
целях и стратег. задачах развития РФ на период до 2024 г.”
Перечень НП утвержден Советом при Президенте по стратег.
развитию и нац. проектам в конце 2018 г.
Основы методологии разработки и реализации национальных целевых программ вкратце можно свести к следующим положениям.
1. Национальные программы и проекты – это особый,
чрезвычайный метод государственного воздействия на процессы социально-экономического, инновационно- технологического, энергоэкологического,
территориального развития, опирающийся на прямое участие государства в этих процессах с целью изменить траекторию их развития. Этот метод должен применяться там, где процессы рыночного саморегулирования не способны решать вновь возникающие проблемы, где выявляются опасные тенденции и где без прямого вмешательства государства преодолеть эти тенденции, прежде всего в критических ситуациях, нельзя.
2. Сфера действия национальной программы должна быть достаточно узкой, чтобы обеспечить концентрацию и перевес сил для стратегического прорыва, и в то же время достаточно широкой, чтобы распространить успех на другие отрасли, достичь общего подъема экономики
3. необходимы концентрация сил, перераспределение ресурсов в пользу программного сектора, в противном случае прорыв не может быть обеспечен.
4. Отдельные составляющие системы национальных программ и проектов должны быть взаимно увязаны,
тогда возникнет дополнительный, синергетический эффект. Если это правило будет нарушено, то система может стать дезорганизованной, ее общий эффект окажется меньше суммы эффектов составляющих ее

элементов
5. Управление реализацией национальных программ и проектов должно быть четко организовано и упорядочено, опираться на единую управляющую компанию и инновационное партнерство государства,
бизнеса, науки, образования и гражданского общества.
6. Разработку и реализацию НП необходимо строить на профессиональной основе, на системе подготовки,
переподготовки, повышения квалификации,
непрерывного ДПО и дистанционного обучения всех участников этой деятельности — от госслужащих, топ- менеджеров, исследователей, инструкторов до инженеров, техников, квалифицированных рабочих. Это будет способствовать общему повышению образовательного уровня и востребованности квалифицированных кадров.
7. В управлении следует соблюдать принцип «разделения и кооперации властей»:

заказчикам— тем, кто определяет содержание программы (проекта), обеспечивает ее ресурсами,
осуществляет государственную приемку и использование полученных результатов;

научным руководителям (генеральным и главным конструкторам), которые выражают основную идею, существо программы (проекта),
обеспечивают научное сопровождение и авторский надзор за практическим воплощением этой идеи;

исполнительным органам- управляющей компании,
исполнительной дирекции программ и проектов,
организующим их выполнение, использующим выделенные ресурсы и отвечающим за полученные результаты.
Основные Задачи ФЦП:
- конкурентоспособность секторов экономики;
- вовлечение в хоз. оборот недостаточно использующихся видов ресурсов;
- повышение уровня комплексного инфраструктурного обустройства;
Примеры ФЦП:

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 -
2021 годы"

Федеральная целевая программа "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение
космической деятельности Российской Федерации"

Федеральная целевая программа "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы"

Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года"

Федеральная целевая программа "Социально- экономическое развитие
Курильских островов
(Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы"

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы"
Эти основные методологические принципы реализуются с помощью современной технологии национального программирования (10 элементов):
16) Виды государственных программных документов в
России. Государственная программа. Федеральная
целевая программа. Национальные проекты в РФ.
Виды государственных программных документов в России:
• Национальные проекты
• Государственные программы РФ
• Федеральные целевые программы
• Государственные программы субъектов РФ
• Региональные целевые программы
• Муниципальные целевые программы
Система государственных программных документов на