Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Прогнозирование и планирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

федеральном уровне:
• Национальные проекты
• Государственные программы
• Федеральные целевые программы
Государственная программа – документ стратегического планирования, который представляет собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности
В РФ очень много Госпрограмм по разным направлениям,
некоторые примеры:
программный блок
примеры госпрограмм
Инновационное развитие и модернизация экономики
● космическая деятельность России
● информационное общество
Новое качество жизни
● развитие здравоохранения
● развитие образования
Обеспечение национальной безопасности
● Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности
● обеспечение обороноспособности страны
Сбалансированное региональное развитие
● СЭР Арктической зоны
● СЭР Калининградской области
Эффективное государство
● внешнеполитическая деятельность
● юстиция
Целевая программа – комплекс мероприятий по реализации целей и задач развития, упорядоченных сбалансированная по ресурсам
(финансовым, материальным, кадровым и др.)
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует РФ
представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и
срокам осуществления комплекс научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, производственных, социально- экономических, организационно-хозяйственных и других
мероприятий, обеспечивающих эффективное решение
системных проблем в области государственного,
экономического, экологического, социального и культурного развития РФ, а также инновационное развитие экономики
Порядок рассмотрения и утверждения ФЦП:
- Минэк РФ
- ФОИВ
- Минфин
- Правительство
По направленности программы выделяют:
• Экономические программы, целью которых является увеличение рентабельности производства, обеспечение устойчивого развития отраслей национальной экономики

обеспечения ресурсосбережения
• Научно-технические программы, разрабатываемых для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства,
материалов и т.д.
• Социальные программы, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиление социальной защиты населения,
улучшение условий труда, развитие здравоохранения и …
• Национально-культурные программы, направленные на решение проблем национально-культурного развития, сохранения национально-культурного населения, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека
• Экологические программы, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий
• Оборонительные программы, которые разрабатываются с целью усиления обороноспособности государства
• Правоохранительные программы, направленные на улучшение криминогенной ситуации, борьбу с преступностью и т.д.

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 -
2021 годы"

Федеральная целевая программа "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации"

Федеральная целевая программа "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы"

Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года"

Федеральная целевая программа "Социально- экономическое развитие
Курильских островов
(Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы"

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы"
Национальные проекты, имеют более ограниченную сферу действия, чем национальные программы, и выступают самостоятельно или как элементы программ.
Национальные проекты:
• «Здравоохранение»
• «Образование»
• «Демография»

• «Культура»
• «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
• «Жильё и городская среда»
• «Экология»
• «Наука»
• «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
• «Цифровая экономика»
• «Производительность труда и поддержка занятости»
• «Международная кооперация и экспорт»
• «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»
17. Содержание и формы индикативного планирования.
Планирование:
● директивное (в СССР, в КНДР)
● индикативное (индикатор. Например, уровень ввп 5% в год, который пытаются достичь через денежно- кредитную политику, но нет жестких предписаний для каждого предприятия)
Индикативное планирование – процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов
Индикативное планирование - механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает ее государственное регулирование с рыночным саморегулированием и основывается на разработке системы показателей (индикаторов) СЭР
Индикатор – интегральный показатель, количественно характеризующий объект
Функции индикативного планирования:
● Информационно-ориентирующая функция
● Мотивационная функции
Индикативное планирование предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание,
прогнозирование, стратегическое планирование,
бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры на всех уровнях управления национальной экономикой.
В определенном смысле индикативное планирование

представляет собой совокупность процедур многоступенчатого согласования (координации) экономических процессов при равноправии участников.
В отличие от директивного планирования это равноправное взаимодействие, непосредственная вовлеченность хозяйствующих субъектов в процесс управления экономикой при ведущей роли государственных интересов.
Специфика индикативного планирования предполагает процедуры согласования и координации интересов государства и бизнеса.
Индикативное планирование реализуется на разных уровнях управления:
a) на макроэкономическом уровне- в виде создаваемых государственными органами хозяйственного управления
прогнозов, стратегических и бюджетных планов и программ;
б) на региональном или территориальном уровне - в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ, стратегических и бюджетных планов;
в) на мезоэкономическом уровне -в виде составляемых корпорациями (межотраслевыми, межрегиональными международными финансово-промышленными группами)
планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей,
территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;
г) на микроэкономическом уровне - в виде стратегических и иных планов развития предприятий как юридических лиц.
Индикативное планирование прошло в своем развитии через различные формы:
1.
конъюнктурна я
Основная функция данной формы планирования заключается в
1   2   3   4   5   6   7   8

улучшении экономической конъюнктуры путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макро регуляторов.
ПРИМЕР: В настоящее время конъюнктурная форма индикативного планирования является основной формой для таких интеграционных союзов государств, как, например, ЕС, где на наднациональном уровне составляются и согласовываются среднесрочные программы хозяйственного развития отдельных государств, объединенных единым экономическим пространством.
2. структурная
Суть этой формы связана с обеспечением реализации государственной
структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путем тщательного согласования действий и интересов предприятий, с одной стороны, и государства — с другой.
ПРИМЕР: Япония. 1962 - первый план комплексного развития территории страны на (1960-1970). Концепция создания “полюсов роста” в удаленных от агломераций районах. 1987 - Доклад Маэкавы. Программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии
3. стратегическая
Стратегическая форма индикативного планирования предполагает
наличие конкретной глобальной цели, связанной с обеспечением
высокоэффективного развития национальной экономики (например,
достижение максимального при заданных ограничениях уровня благосостояния населения или, скажем, роста ВВП страны на ту или иную величину).
Глобальная цель конкретизируется во взаимосвязанном «дереве целей».
Каждая из подцелей может получить статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода преференций.
ПРИМЕР: Впервые стратегическая ориентация индикативного планирования нашла воплощение во Франции в десятом индикативном плане (1989-1992 гг.).
В рамках этого плана были выделены и закреплены шесть главных направлений развития экономики Франции:
1) укрепление национальной валюты и обеспечение занятости;
2) образование;
3) научные исследования;
4) социальная защита населения;
5) обустройство территории страны;
6) обновление органов государственной службы.
Каждое получило статус целевой государственной программы, которая была обеспечена системой различного рода финансовых преференций.
Переход от одной из этих форм к другой предполагает повышение степени его зрелости, усиление отлаженности взаимодействия всех институтов регулирования.
4 основных типа индикативного планирования,
существующих в различных странах:
1. преобладание государственного сектора экономики с
допущением частного сектора
наиболее четко прослеживается в Китае. -> процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующих государственной социально-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения индикаторов.
2. в форме государственных программ, которые формально
не являются обязательными для хозяйствующих
субъектов других форм собственности
ключевое значение имеет информационно-ориентирующая функция планирования, которая и подталкивает частные предприятия к выполнению задач, сформулированных государством в общенациональных интересах., в Японии так.
3. наличие обязательных заданий для гос сектора,
стимулирование выполнения для бизнеса установлением
желательных параметров
Третий тип индикативного планирования соединяет при формировании планов два подхода: наличие обязательных заданий для государственного сектора экономики, установление желаемых параметров, с помощью которых предприятия частного сектора экономики ориентируются на планы государства, даже если это для них не является обязательным.
4. имеется информационная функция планирования +


воздействие на интересы субъектов для координации их
действия (Франция)
18. Зарубежный опыт индикативного планирования
Значительных успехов в использовании структурной формы индикативного планирования добилась Япония, где был разработан первый план комплексного развития территории страны (на 1960-1970 гг.). В этом плане, как и в принятом в 1969
г. втором таком плане (на 1969-1985 гг.), была заложена концепция создания «полюсов роста» в районах, удаленных от главных промышленных агломераций. В основу третьего плана,
принятого в 1987 г., положена концепция «интегрированного населения», и в дополнение к нему разработана «Программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии» («Доклад Маэкавы»).
планы разрабатываются на общенациональном согласии.
В начале 80-х годов, даже после проведения либерализации финансовой системы, Япония не отказалась от активной и долгосрочной структурной политики.
В четвертом комплексном плане национального развития,
утвержденном в 1987 г. и рассчитанном на период до 2000 г.,
главная цель обозначена следующим образом - ликвидация чрезмерной концентрации населения, экономики и административных функций государства в основных районах страны достичь взаимопонимания в международном масштабе».
Аналогичные тенденции в развитии структурной формы индикативного планирования имели место во Франции. С начала
70-х годов индикативный план здесь рассматривается как план государства и одновременно метод координации действий,
зависящих от государственной политики доходов и расходов отраслевых и региональных подсистем экономики.
Впервые стратегическая ориентация индикативного планирования нашла воплощение во Франции в десятом индикативном плане(1989-1992 гг.).
В рамках этого плана были выделены и закреплены шесть главных направлений развития экономики Франции:
1) укрепление национальной валюты и обеспечение занятости;
2) образование;
3) научные исследования;
4) социальная защита населения;
5) обустройство территории страны;
6) обновление органов государственной службы.
Каждое из данных направлений получило в рамках индикативного плана статус целевой государственной программы, которая была обеспечена системой различного рода
финансовых преференций.
С точки зрения Германского законодательства территориальное планирование страны подразделяется на территориальное планирование на федеральном уровне, планирование на основе федеральных земель и их частеи ̆- регионов и территориальное планирование на местном уровне. В соответствии с федеральным законом о территориальнои ̆ организации соответствующие плановые документы разрабатываются в ФРГ на уровне федеральных земель и их отдельных частеи ̆. Важнейшии ̆
инструмент территориального планирования на уровне федеральнои ̆ земли – планы и программы, содержащие конкретные территориальные и материальные цели. В качестве рекомендации для земельного территориального планирования для всеи ̆ территории страны разрабатывается, кроме того,
стратегическая программа.
Особенностью плановои ̆ работы в США является отсутствие ответственных за плановую работу государственных органов.
Планирование осуществляется через совокупность программ,
разработанных соответствующими министерствами, на основе прогнозных расчетов специализированных бюро (например, бюро экономического анализа). Часть прогнозно-плановои ̆ работы
выполняют частные фирмы, а также научные коллективы
частных университетов.
19) Прогнозирование и планирование на уровне
корпорации и предприятия.
Виды планирования на предприятии:
● стратегическое
● текущее
● оперативное
План развития предприятия описывает:
• Цели предприятия на перспективу (краткосрочная,
среднесрочная, долгосрочная)
• Соотношение текущих и долгосрочных задач
• Базовая стратегия предприятия и ее альтернативы
• Наиболее значимые проекты
• Капиталовложения и иное ресурсное обеспечение
• Характеристика внешней среды
• Возможные риски