Файл: Реферат к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 24. 00. 01. Теория и история культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Философ не боялся проявлять чрезмерную субъективность толкования учений (например, умаление христианских идей Достоевского и Толстого), уделяя внимание всякого рода мелочам, сопоставляя взгляды писателей и философов с трагическими моментами их биографии. Многозначность и адогматичность его идей привели к заметному их непониманию у философов.

В целом, у Шестова преобладает антиаполлонийские начала и экзистенциальная трагичность. Понятие «экзистенциальный» у Шестова означало глубоко индивидуальный, «иррационально- религиозный», причем, тесно связанный с «живой жизнью» стремящегося к Богу эмпирического человека. Сама же экзистенциальная философия понималась им, как философия жизни, в сочетании с философией веры или философией абсурда, то есть произволом, как Бога, так и человека, избранного Богом. Выступая против всеобщей власти разума, рациональности, науке, поработившей человек, и стремящийся подчинить себе все сферы жизни человека, мыслитель, в сущности, совсем не против научного познания, не против разума в обыденной жизни. Он против претензий науки и разума решать вопрос о Боге, об освобождении человека от трагического ужаса человеческой судьбы, когда разум и разумное познание хотят ограничить возможности. Бог есть неограниченные возможности, это основное определение Бога. Человеческая личность есть жертва необходимых истин, закона разума и морали, жертва универсального и общеобязательного. Бердяев говорит об этой концепции Шестова «Главный философский недостаток Л. Шестова я вижу в том, что он не устанавливает различения в формах и в ступенях знания. Он также верит в однородность разума, как и его рационалистически защитники, в то время как разум изменчив, разнокачествен и отражает качественные состояния человека и отношения человека к человеку»29.

За теоцентризмом мыслителя просматривается антропоцентризм: главное его желание – спасти человека от «неистинной» жизни как не соответствующей потребностям его творческого существования. Основой творчества – как ядра культуры, Лев Исаакович считает трагедию человеческой жизни, болезнь, протест против власти необходимости, рациональности. Где главная цель – выход в области сознания, не подвластные логике. Шестов, так же как и Бердяев противопоставляет рациональной культуре Запада, русскую культуру. Оба русских мыслителя верили в особое предназначение России.


Исследователи наследия русского философа неоднозначно относятся к его идеям. Например, В. Ерофеев, полагает, что Шестов не точно излагает некоторые литературные произведения. Думается, что неоднозначность в оценке естественно определяется позициями оценивающих его. Ведущие мотивы философии Шестова получили отклики в воззрениях различных западноевропейских мыслителей (Г.Марсель, А. Камю, Г. Лоуренс и др.). Его виляния на взгляды других ученых было скорее, по определению Ж.К. Маркадэ, «подземным». Э. Ионеско видел в нем «великого забытого мыслителя» и своего учителя.


Заключение.
Духовный кризис, переживаемый сегодня Россией, связан с основными итогами современных реформ. Потеря внутреннего единства мировоззренческих ориентиров и утрата духовной основы, опираясь на которую могла бы более или менее органично развиваться современная российская философия, еще более усугубляет без того печальное положение в сфере духовной жизни нашего народа. Надежда же на успешное разрешение данного кризиса в немалой степени зависит от осмысления и восстановления традиций русской философии культуры как свободного от идеологических парадигм исследования и постижения жизни. Обращаясь к исследованию мировоззренческих позиций представителей русского экзистенциализма именно в них выражено наиболее аутентичная для русского сознания философия. Возникновение экзистенциальной философии в России абсолютно независимо от западноевропейской традиции экзистенциализма. Она есть естественное и своеобразное выражение русской духовности. Русский экзистенциализм глубоко спаян с традиционными особенностями отечественной философской мысли – со стремлением к наиболее конкретному постижению жизни и жизненности познания, с нацеленностью на обнаружение и осуществление правды, которая рассматривается не в отвлеченном контексте, но в качестве органического единства онтологического, гносеологического и этического аспектов в истине. К этому можно добавить, что русской философии и вообще всей отечественной культуре свойственна экзистенциальная направленность духа – направленность на максимальную конкретность и целостность в отношении к бытию.

Осмысление взглядов и идей отечественных философов, и в частности представителей экзистенциальной философии, способно послужить блуждающему философскому сознанию современной России в обретении им родной духовной почвы, на которую она вполне может опереться. Кроме того, проблематика исследуемых философов остается, на наш взгляд актуальной и сегодня, и может помочь нам подробнее и конкретнее разобраться в той исторической и культурной ситуации, в которой оказалась Россия.

В целом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что в русской
экзистенциальной философии культура рассматривается, как, преодоление необходимости. Путь к трансцендентному, необычному. Человек, согласно Бердяеву и Шестову, выходит за грань миропорядка. Не отрицая роль рационального познания, они переосмысливают его влияния именно на культуру, подчеркивая ее иррациональность, не логичность. Русские философы противопоставляют культуре Запада русскую культуру, они верили в особое предназначение России.

Однако, есть и различия во взглядах на роль разума в познавании, Бердяев критикует Шестова за то, что он не устанавливает различения в формах и в ступенях знания. Шестов отождествляет бердяевское понимание свободы, согласно которому свобода определяется познанной необходимостью.

Взгляды русских философов экзистенциалистов оказали большое влияние на воззрения последователей данного направления мысли. Экзистенциализм ныне вышел за рамки философского направления, фактически превратился в элемент самосознания современной культуры, органически соединился с художественным творчеством. Именно поэтому представляется возможным в дальнейшем проанализировать других русских мыслителей в контексте их экзистенциальных идей в философии культуры.

Тема реферата представлена в программе Всероссийской научной конференции - школы молодых ученых «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» г. Саратов СГТУ 24.03.2006. Сдана в печать статья для публикации по итогам этой конференции.

Верно Янюшкина

Литература.


  1. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 2000.

  2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

  3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

  4. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1991.

  5. Визгин В.П. «Бердяев и Шестов: спор об экзистенциальной философии // Вести МГУ. Серия 7. Философия. 1997 №3.

  6. Делакаров К.Х. «Философия Л.И. Шестова»// Современный политический журнал 1998 №1.

  7. Диденко В.Д. «Искусство в понимании Н. Бердяева»// Вести МГУ. Серия 7. Философия. 1993 №1.

  8. Ерофеев В.В. «Остается одно: произвол»// Вопросы литературы 1975 №10.

  9. Захарова Т. «Диалог идей Л. Шестова и Н. Бердяева».// Научные вести 2001 №1.

  10. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т.1. Ч.1.

  11. Иваницкая Е.К. «Сюжет Шестова (о философском наследии)»// Родина 1994 №8.

  12. Ивонин Ю.П. «Природа философского знания в контексте теории культуры Н.А. Бердяева».// Философия и ее место в культуре. Новосибирск,1990.

  13. Ивонин Ю.П. « Творчество культура и цивилизация в философской концепции Н.А. Бердяева».// Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991.

  14. Кувакин В.А. «Опровержение и предположения Льва Шестова».// Философские науки. 1990. «2-3.

  15. Норлберг Л. В. «Проблема философского мировоззрения в наследии Л. Шестова».// Вести Удмуртского университета. 1997. №5.

  16. Русская философия: Словарь. Под. ред. М.Маслина. М., 1999.

  17. Типы религиозной мысли в России. Т. III Париж: YMCA-Press, 1989.

  18. Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности Л., 1991.

  19. Шестов Л.И. Власть ключей // Шестов Л. Собр. соч. в 2-х томах. М., 1993.


Т. 1.

19. Шестов Л. И. Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и

проповедь) // Вопросы философии. 1990. N7.

  1. Шестов Л. И. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

  2. Шестов Л. И. На весах Иова // Шестов Л. Соч. в 2-х томах. М., 1993.

  3. Шестов Л. И. Соч.: В 2-х тт. М., 1993.



1 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С.380.

2 Там же. С. 379.

3 Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.,164.

4 Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре//Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 170.

5 Там же. С. 174.

6 Бердяев Н.А. Философия культуры, искусства и науки. М., 1991. С. 400.

7 Там же. С.410.

8 Там же. С. 411.

9 Там же. С. 415.

10 Бердяев Н.А. Самопознание (Русская идея. Самопознание). М., 2000 С. 410.

11 Бердяев Н.А. Самопознание (Русская идея. Самопознание). С.440.

12 Там же. С. 520.

13 Бердяев Н.А. Самопознание. С. 621.

14 Бердяев Н.А. Философия культуры, искусства и науки. С. 418.

15 Там же. С. 420.

16 Там же. С.421.

17 Там же. С. 50.

18 Шестов Л. И. Афины и Иерусалим //  Шестов Л. Соч.: В 2-х тт. М.,1993. Т.1. С. 379.

19 Там же С. 400.

20 Т Шестов Л. И. Афины и Иерусалим. С. 605.

21 Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности Л., 1991. С.45.

22 Там же. С.189.

23 Там же С.189.

24 Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности. С.225.

25 Там же. С.53.

26 Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности. С. 70.

27 Там же. С.200.

28 Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности. С.223.

29 Типы религиозной мысли в России. Т. III Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с.