ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этика и традиционная русская культура
1. Понятие «этика»(Ева)
Этика— философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.
Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности.
• убеждения относительно добра и зла
Принципы: Гуманизм, справедливость
Этика изучает взаимоотношения людей, их мысли, чувства и дела в свете категорий добра, справедливости, долга, чести, счастья, достоинства.
Этика как область знания сформировалась в
Древней Греции. Термин был образован
Аристотелем для обозначения дисциплины, целью которой являлось достижение человеком высшего блага.
«Раздел философии о нравственной деятельности и добродетели».
Этика - это область знания, а мораль и нравственность - то, что она изучает. Отношение этики к морали не сводится только к отражению и объяснению. Этика как наука выдвигает определенную модель нравственности
Этика стремится разрешить вопросы человеческой морали, определяя такие понятия, как добро и зло, добродетель и порок, справедливость и преступление.Как область интеллектуального исследования, моральная философия связана с областями моральной психологии, описательной этики и теории ценностей.
Этика, попросту говоря, — это система принципов, которая помогает нам отличать хорошее от плохого и дает реальное руководство по жизни.
Этические ценности (честность, надежность, ответственность и др.), которые должны быть в арсенале каждого человека, помогают наиболее эффективно решать жизненные дилеммы, устраняя риск ущерба себе и окружающим.
2. В чем и в какой форме функционируют моральные и нравственные нормы представителей крестьянской культуры (традиционной культуры) (Лёля)
Моральные и нравственные нормы рассеяны по всему фольклору. Знания, которые передаются из уст в уста, в форме бытовой речи.
-
Народный календарь -
Обычаи и обряды семейного цикла
Обычаи и обряды семейного цикла нужны для того, чтобы вписать нового члена семьи в коллектив.
Ребёнка пытаются вписать в систему общества сразу после рождения. Для этого его нужно представить. Если ребёнок рождается не кричащим, то повитуха его окликает: перебирает имена, на какое он откликнется, тем и будет.
Обозначаются все члены семьи: бабушки, дедушки, мама, папа (кровные родственники).
После крещение меняется система родства, крёстные родителя вступают в систему (а точнее систему “свойства”, то есть не кровного родства). Крёстные входят в систему родства не только ребёнка, но и родителей.
После женитьбы система родства меняется снова, расширяется и сдвигается.
Затем система родства меняется после смерти. Перераспределяется доля в семье. Во время похорон дают денег, как бы выкупают долю покойного (например, долю земли).
-
Народные верования и магия
Определенные правила, как заговаривать, когда, что будет с людьми кто и кого заговаривают. Существуют основы и правила.
-
Народная вера -
Эпос
Высокое искусство. В былинах сохраняются исторические события при этом присутствуют моральные нормы.
-
Легенды и предания
А. Легенды - повествование со стороны христианства. Понимание веры и религии у крестьян складывается из легенд (не очень достоверны).
Б. Предания - рассказывается о светской жизни: почему так называется деревня, что есть вокруг, кто тут жил и тд. - этническая история.
-
Песенная традиция
А. Обрядовые песни - песни, которые регулируют обрядовые практики.
Б. Необрядовые песни - не ради обрядов, но тоже не просто так. Были определенные нормы и законы как, что и когда петь.
-
Народная драматургия
Народный театр, где в комедийной форме рассказывается, как устроен мир.
3. В чем и в какой форме могут функционировать
моральные и нравственные нормы социальных групп (Настя)
Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.
Мораль осуществляет такие функции:
-
Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
-
Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
-
Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
-
Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
-
Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
-
Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
Формы, в которых могут функционировать моральные и нравственные нормы:
-
Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день. -
Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте. -
Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.
4. Какие нормы и в какой форме зафиксированы в народном календаре. Приведите примеры.
Русский народный календарь - это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самой трудовой жизни нашего народа, это и земледельческий календарь, хранящий твердые знания нашего народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела - это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти.
Существовало 3 календаря: 1)народный(гражданский),
2) крестьянский
3)церковный.
Крестьянский был построен на цикле солнца, отсчитывал новый год с 12 декабря, с зимнего солнцеворота потому что Спиридон Солоноворт. Церковный отсчитывал его с 1 сентября, в день осеннего равноденствия, и народный с марта в весеннее равноденствие. После перенесения Петром 1 нового года на 1января, с 1699 г с первого стали отмечать церковь и народн. Но крестьянский календарь был верен себе, потом перешел на 25 декбря рождение Христа.
Народный календарь имел 2 вида праздников одни сроки которых были установлены – поворотные дни календаря, они опирались на солнцевороты
Святки(зимний)->встреча весны, семик(весен равноденствие)->Иван Купало(летний солнцеворот)->окончание жатвы(осеннее равноденствие)
И второй вид праздники, сроки которых устанавливались от Пасхи: 7 недель до Масленицы и 7 недель после Троицы. Пасха отмечалась не раньше 23 марта но и не позже 25 апреля по старому стилю
С древнейшей поры природно-астрономические явления были для людей главными ориентирами в круговороте годовых сезонов. Это, прежде всего летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствия, а также естественная смена времен года. Эти переходные рубежи открываются большими календарными праздниками - святками, масленицей, семицко-троицкой неделей, русалиями и Ивано-Купальским праздником, осень предваряют праздники во имя Спаса и Богородицы. Праздничные циклы соединяет между собой цепочка ежедневных средних и малых праздников (полупраздников), календарных примет и наблюдений, зарифмованных в присловья и жестко привязанных к церковным святцам. Поэтому календарные праздники неотделимы от устного крестьянского календаря - земледельческого месяцеслова.
С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. Этот календарь представляет собой в кратком виде следующий комплекс.
• Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старому стилю).
• Рождество – 25 декабря.
• Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.
• Васильев день – 1 января.
• Страшные вечера – с 1 января по 6 января.
• Крещение – 6 января.
• Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.
• Весенне-летние праздники.
• Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.
• Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).
• Егорьев день – 23 апреля.
• Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи.
• Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.
• Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
• Аграфена Купальница – 23 июня.
• Иван Купала – 24 июня.
• Петров день – 29 июня.
В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
5. Что такое обрядовое (ритуальное) антиповедение. Для чего оно нужно.(Лиза) [еще допишу примеры и сделаю вывод для чего оно нужно]
Антиповедение, т. е. обратное, перевернутое, опрокинутое поведение — иными словами, поведение наоборот, — исключительно характерно для культуры Древней Руси, как и вообще для иерархической и средневековой культуры. В своих конкретных проявлениях антиповедение может обнаруживать сколь угодно большое разнообразие, но -всякий раз оно сводится к реализации одной общей модели: это именно поведение наоборот, т. е. замена тех или иных регламентированных норм на их противоположность; характер такого противопоставления заранее не определен, и, соответственно, антиповедение может обусловливать мену правого и левого, верха и низа, переднего и заднего, лицевого и изнаночного, мужского и женского и т. д. и т. п. Так, например, антиповедение может выражаться в том, что те или иные ритуальные действия совершаются левой рукой или в обратном направлении; или в том, что те или иные предметы переворачивают вверх дном; или же в том, что одежду выворачивают наизнанку, надевают платье противоположного пола и т. п. Совершенно так же антиповедение может проявляться и в говорении наоборот — например, когда говорят не своим голосом, читают какой-либо текст от конца к началу, заменяют слова на их антонимы и т. д. Антиповедение может предполагать, далее, ритуальное воровство, ритуальное святотатство и т. д. и т. п. Итак, формы антиповедения чрезвычайно разнообразны, однако всякий раз они представляют собой проявление одного и того же общего принципа.Насколько большое место занимало антиповедение в русском культурном обиходе, видно из того, что оно было в известной мере регламентировано — при этом регламентированы были именно не конкретные формы, но самый принцип антиповедения как такового. В определенных условиях — прежде всего в определенное время и в определенном месте — предполагается отказ от принятых норм и обращение к прямо противоположному типу поведения; это, например, происходило на святки, масленницу, в купальские дни. Некоторые периоды русской истории характеризуются экспансией антиповедения, когда оно принимает, так сказать, государственные формы; так именно обстоит дело с опричниной при Иване Грозном.