Файл: Этика и традиционная русская культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этика и традиционная русская культура

1. Понятие «этика»(Ева)

Этика— философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности.

• убеждения относительно добра и зла

Принципы: Гуманизм, справедливость

Этика изучает взаимоотношения людей, их мысли, чувства и дела в свете категорий добра, справедливости, долга, чести, счастья, достоинства.

Этика как область знания сформировалась в

Древней Греции. Термин был образован

Аристотелем для обозначения дисциплины, целью которой являлось достижение человеком высшего блага.

«Раздел философии о нравственной деятельности и добродетели».

Этика - это область знания, а мораль и нравственность - то, что она изучает. Отношение этики к морали не сводится только к отражению и объяснению. Этика как наука выдвигает определенную модель нравственности

Этика стремится разрешить вопросы человеческой морали, определяя такие понятия, как добро и зло, добродетель и порок, справедливость и преступление.Как область интеллектуального исследования, моральная философия связана с областями моральной психологии, описательной этики и теории ценностей.

Этика, попросту говоря, — это система принципов, которая помогает нам отличать хорошее от плохого и дает реальное руководство по жизни.

Этические ценности (честность, надежность, ответственность и др.), которые должны быть в арсенале каждого человека, помогают наиболее эффективно решать жизненные дилеммы, устраняя риск ущерба себе и окружающим.

2. В чем и в какой форме функционируют моральные и нравственные нормы представителей крестьянской культуры (традиционной культуры) (Лёля)

Моральные и нравственные нормы рассеяны по всему фольклору. Знания, которые передаются из уст в уста, в форме бытовой речи.

  1. Народный календарь

  2. Обычаи и обряды семейного цикла

Обычаи и обряды семейного цикла нужны для того, чтобы вписать нового члена семьи в коллектив.

Ребёнка пытаются вписать в систему общества сразу после рождения. Для этого его нужно представить. Если ребёнок рождается не кричащим, то повитуха его окликает: перебирает имена, на какое он откликнется, тем и будет.


Обозначаются все члены семьи: бабушки, дедушки, мама, папа (кровные родственники).

После крещение меняется система родства, крёстные родителя вступают в систему (а точнее систему “свойства”, то есть не кровного родства). Крёстные входят в систему родства не только ребёнка, но и родителей.

После женитьбы система родства меняется снова, расширяется и сдвигается.

Затем система родства меняется после смерти. Перераспределяется доля в семье. Во время похорон дают денег, как бы выкупают долю покойного (например, долю земли).

  1. Народные верования и магия

Определенные правила, как заговаривать, когда, что будет с людьми кто и кого заговаривают. Существуют основы и правила.

  1. Народная вера

  2. Эпос

Высокое искусство. В былинах сохраняются исторические события при этом присутствуют моральные нормы.

  1. Легенды и предания

А. Легенды - повествование со стороны христианства. Понимание веры и религии у крестьян складывается из легенд (не очень достоверны).

Б. Предания - рассказывается о светской жизни: почему так называется деревня, что есть вокруг, кто тут жил и тд. - этническая история.

  1. Песенная традиция

А. Обрядовые песни - песни, которые регулируют обрядовые практики.

Б. Необрядовые песни - не ради обрядов, но тоже не просто так. Были определенные нормы и законы как, что и когда петь.

  1. Народная драматургия

Народный театр, где в комедийной форме рассказывается, как устроен мир.

3. В чем и в какой форме могут функционировать

моральные и нравственные нормы социальных групп (Настя)

Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.

Мораль осуществляет такие функции:

  • Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.

  • Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.

  • Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.


  • Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.

  • Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.

  • Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.

Формы, в которых могут функционировать моральные и нравственные нормы:

  • Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.

  • Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.

  • Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.

4. Какие нормы и в какой форме зафиксированы в народном календаре. Приведите примеры.

Русский народный календарь - это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самой трудовой жизни нашего народа, это и земледельческий календарь, хранящий твердые знания нашего народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела - это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти.


Существовало 3 календаря: 1)народный(гражданский),

2) крестьянский

3)церковный.

Крестьянский был построен на цикле солнца, отсчитывал новый год с 12 декабря, с зимнего солнцеворота потому что Спиридон Солоноворт. Церковный отсчитывал его с 1 сентября, в день осеннего равноденствия, и народный с марта в весеннее равноденствие. После перенесения Петром 1 нового года на 1января, с 1699 г с первого стали отмечать церковь и народн. Но крестьянский календарь был верен себе, потом перешел на 25 декбря рождение Христа.

Народный календарь имел 2 вида праздников одни сроки которых были установлены – поворотные дни календаря, они опирались на солнцевороты

Святки(зимний)->встреча весны, семик(весен равноденствие)->Иван Купало(летний солнцеворот)->окончание жатвы(осеннее равноденствие)

И второй вид праздники, сроки которых устанавливались от Пасхи: 7 недель до Масленицы и 7 недель после Троицы. Пасха отмечалась не раньше 23 марта но и не позже 25 апреля по старому стилю

С древнейшей поры природно-астрономические явления были для людей главными ориентирами в круговороте годовых сезонов. Это, прежде всего летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствия, а также естественная смена времен года. Эти переходные рубежи открываются большими календарными праздниками - святками, масленицей, семицко-троицкой неделей, русалиями и Ивано-Купальским праздником, осень предваряют праздники во имя Спаса и Богородицы. Праздничные циклы соединяет между собой цепочка ежедневных средних и малых праздников (полупраздников), календарных примет и наблюдений, зарифмованных в присловья и жестко привязанных к церковным святцам. Поэтому календарные праздники неотделимы от устного крестьянского календаря - земледельческого месяцеслова.

С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. Этот календарь представляет собой в кратком виде следующий комплекс.

• Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старому стилю).

• Рождество – 25 декабря.

• Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.

• Васильев день – 1 января.

• Страшные вечера – с 1 января по 6 января.

• Крещение – 6 января.

• Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.

• Весенне-летние праздники.

• Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.


• Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).

• Егорьев день – 23 апреля.

• Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи.

• Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.

• Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.

• Аграфена Купальница – 23 июня.

• Иван Купала – 24 июня.

• Петров день – 29 июня.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

5. Что такое обрядовое (ритуальное) антиповедение. Для чего оно нужно.(Лиза) [еще допишу примеры и сделаю вывод для чего оно нужно]

Антиповедение‭, ‭ ‬‬т‭. ‭ е‬. ‭ обратное‬, ‭ перевернутое‬, ‭ опрокинутое поведение‭ ‭ ‬— ‭ ‬‬иными‭ словами‭, ‬поведение‭ ‬наоборот‭, — ‭исключительно‭ ‬характерно‭ ‬для‭ ‬культуры‭ ‬Древней‭ ‬Руси‭, ‬как‭ ‬‬‬и‭ вообще ‬для‭ иерархической‭ ‬и‭ ‬средневековой‭ ‬культуры‭. ‭ ‬‬В‭ ‬своих‭ ‬конкретных‭ ‬проявлениях‭ ‬‬антиповедение‭ ‬может‭ ‬обнаруживать‭ ‬сколь‭ ‬угодно‭ ‬большое‭ ‬разнообразие‭, ‬но‭ -‬всякий‭ ‬раз‭ ‬оно‭ ‬сводится‭ ‬к‭ ‬реализации‭ ‬одной‭ ‭общей ‭модели‭: ‬это‭ ‬именно‭ ‬поведение‭ ‬наоборот‭, ‭т‭. ‭е‬. ‭замена тех‬ ‬‬‬‬‬‬или‭ ‬иных‭ ‬регламентированных‭ ‬норм‭ ‬на‭ ‬их‭ ‬противоположность‭; ‭ ‬‬характер‭ ‬такого‭ противопоставления‭ ‬заранее‭ ‬не‭ ‬определен‭, ‭ ‬‬и‭, ‭ ‬‬соответственно‭, ‭ ‬‬антиповедение‭ ‬может‭ ‬обусловливать‭ ‬мену‭ ‬правого‭ ‬и‭ ‬левого‭, ‭ ‬‬верха‭ ‬и‭ ‬низа‭, ‭ ‬‬переднего‭ ‬и‭ ‬заднего‭, ‭ ‬‬лицевого‭ ‬и‭ ‬изнаночного‭, ‭ ‬‬мужского‭ ‬и‭ ‬женского‭ ‬и‭ ‬т‭. ‭ д‬. ‭ и т‭. ‭ п‬. ‭ Так‬, ‭ например‬, ‭ антиповедение может‭ ‬‬‬‬‬выражаться‭ ‬в‭ ‬том‭, ‭ ‬‬что‭ ‬те‭ ‬или‭ ‬иные‭ ‬ритуальные‭ ‬действия‭ ‬совершаются‭ ‬левой‭ ‬рукой‭ ‬или‭ ‬в‭ ‬обратном‭ ‬направлении‭; ‭ ‬‬или‭ ‬в‭ ‬том‭, ‭ ‬‬что‭ ‬те‭ ‬или‭ ‬иные‭ ‬предметы‭ ‬переворачивают‭ ‬вверх‭ ‬дном‭; ‬или‭ ‬же‭ ‬в‭ ‬том‭, ‬что‭ ‬одежду‭ ‬выворачивают‭ ‬наизнанку‭, ‭надевают‭ ‬платье‭ ‬противоположного‭ ‬пола‭ ‬‬‬и‭ т‭. ‭ п‬. ‭ Совершенно так же антиповедение‭ ‬может‭ ‬проявляться‭ ‬и‭ ‬в‭ ‬говорении‭ ‭наоборот ‭ ‬—‬‬‬‬‬ например‭, ‭ ‬‬когда‭ ‬говорят‭ ‬не‭ ‬своим‭ ‬голосом‭, ‭ ‬‬читают‭ ‬какой‭-‬либо‭ ‬текст‭ ‬от‭ ‬конца‭ ‬к‭ ‬началу‭, ‬заменяют‭ ‬слова‭ ‬на‭ ‬их‭ ‬антонимы‭ ‬и‭ ‬т‭. ‭ д‬. ‭ Антиповедение‭ ‬может‭ ‬предполагать‭, ‭ ‬‬далее‭, ‬‬‬ритуальное‭ ‬воровство‭, ‭ ‬‬ритуальное‭ ‬святотатство‭ ‬и‭ ‬т‭. ‭ д‬. ‭ и т‭. ‭ п‬. ‭ Итак‬, ‭ формы антиповедения‭ ‬‬‬‬‬чрезвычайно‭ ‬разнообразны‭, ‬однако‭ ‬всякий‭ ‬раз‭ ‬они‭ ‬представляют‭ ‬собой‭ ‬проявление‭ ‬одного‭ ‬и‭ ‬того‭ ‬же‭ ‬общего‭ ‬принципа‭.‬Насколько‭ ‬большое‭ ‬место‭ ‬занимало‭ ‬антиповедение‭ ‬в‭ ‬русском‭ ‬культурном‭ ‬обиходе‭, ‬видно‭ ‬из‭ ‬того‭, ‭ ‬‬что‭ ‬оно‭ ‬было‭ ‬в‭ ‬известной‭ ‬мере‭ ‬регламентировано‭ ‭ ‬— ‭ ‬‬при‭ ‬этом‭ ‬регламентированы‭ ‬были‭ ‬именно‭ ‬не‭ ‬конкретные‭ ‬формы‭, ‭ ‬‬но‭ ‬самый‭ ‬принцип‭ ‬антиповедения‭ ‬как‭ ‬такового‭. ‭ ‬‬В‭ ‬определенных‭ ‬условиях‭ ‭ ‬— ‭ ‬‬прежде‭ ‬всего‭ ‬в‭ ‬определенное‭ ‬время‭ ‬и‭ ‬в‭ ‬определенном‭ ‬месте‭ — ‭предполагается‭ ‬отказ‭ ‬от‭ ‬принятых‭ ‬норм‭ ‬и‭ ‬обращение‭ ‬к‭ ‬прямо‭ ‬‬‬противоположному‭ ‬типу‭ ‬поведения‭; ‭ ‬‬это‭, ‭ ‬‬например‭, ‭ ‬‬происходило‭ ‬на‭ ‬святки‭, ‭ ‬‬масленницу‭, ‭ в‬ ‬купальские‭ ‬дни‭. ‭ ‬‬Некоторые‭ ‬периоды‭ ‬русской‭ ‬истории‭ ‬характеризуются‭ ‬экспансией‭ ‬антиповедения‭, ‭ ‬‬когда‭ ‬оно‭ ‬принимает‭, ‭ так сказать‭, ‭ ‬‬государственные‭ ‬формы‭; ‭ ‬‬так‭ ‬именно‭ ‬‬‬обстоит‭ ‬дело‭ с ‬опричниной‭ ‭при‬ ‭Иване‬ ‭Грозном‭.‬‬‬