Файл: Этика и традиционная русская культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также там написано, что гадания были изолированы от всех других развлечений. Надали в основном на урожай и семейной судьбе, девушки гадали на любовь. Можно кароче просто вспомнить Светлану Жуковского, говорит википедия. В литературе святочные гадания называют традиционно связанными с жизнью и смертью.

В литературе упоминаются гадания, приуроченные к приходу весны. Эти гадания направлялись на выяснения погоды. У южных и северных славян по первым трём дням весны смотрели, какой будет погода в эти ти месяца. В разных регионах (большой список) гадания на первые дни весны разнились, иногда были привязаны к днём региональных святых. В некоторых регионах к ранневесенним датам приурочены гадания о жизни и смерти. Например, клали ложки, и если одна за ночь перевернулась, то ты не доживёшь до рождества. Гадание по тени: если у тени на стене нет головы, то сдохнешь.

Гадание на "долю" = индивидуальную судьбу, где какую-либо еду (зависит от региона: хлеб, яйцо, халву, яблоко, сыр) вешали к потолку за нитку, и надо было откусить как можно больше с завязанными руками. У балканославян это гадание было масленечным, у восточных и западных славян и европейцев оно было свточно-новогодним. В Сербии\Болгарии\Македонии на масленичные праздники было гадание о жизни и смерти, где после обряда выше снимали еду, поджигали нитку, и пока нитка горела, называли всех, кто вообще есть в деревне\доме\комнате. На ком погаснет свечка, тот умрёт в этом году. Гадания о смерти в народной культуре могут считаться одним из способов "избавления" от смерти, причём в плане того, что смерть должна забрать самых дряхлых. Гадания на "долю" также есть в пасхальном цикле, но на них нет примеров.

8. Что такое веснянки? Зачем они нужны. [Лада]

Из того, что я помню с лекций: веснянки -- это призыв весны, зазывание. Фактически это песни, только им никто не аккомпанирует, то есть исполняются они без музыки, фактически акапелла. Слова тянутся длинно, своеобразно превращаясь в музыку. По составу веснянки это "весна приди всё расцвети" и всё подобное.

(если вы помните на евровидение пару лет назад от украины женщина пела тектоник-версию веснянки)

В литературе нашла, что веснянки могут быть связаны с Благовещением, причём раньше него петь веснянки было нельзя (всякую плохую погоду можно было накликать). Со дня Благовещения обычно начинали петь веснянки.


Не совсем веснянки как пение, но пример закликания весны:

Русские в Пензенской губернии на Благовещение раскладывали пироги на холстах первой ткани и оставляли их на

ночь со словами: ´Вот тебе, матушка Весна!ª В Тульской губернии молодежь на Благовещение затевала уличные игры,

становилась в круг и закликала весну: ´Весна красна! На чем

пришла?...ª В Саратовской губернии на Благовещение рано

утром обращались к солнцу: ´Солнышко, ведрушко! Просвети-ка, прогляни: твои дети на повети есть хочут, пить просютª. Русскому и белорусскому кликанью весны соответствует

сербский обычай ´ранилоª, известный в Поморавье и на Косовом Поле: девушки рано утром на Благовещение взбираются

на крыши домов и поют песни с зачином ´Рано, на рано...ª

9. Что маркируется песнями пасхального цикла. (Настя)

Праздник Пасхи отмечается всвязи с Воскресением Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

Пасха в Новом Завете.

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чере, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза, и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия (причастие)

Распятие и Воскрешение Христа:

Во время казни присутствовали Мария Магдалина, Мария, мать Христа и Саломия и другие ученики Христа. Это объясняет появление этих персонажей в пасхальных песнях.

Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим.

Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса.

Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос.

На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса.



Первым человеком к кому он явился, была Мария Магдалина.

Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.

После чего Мария Магдалина отправилась к ученикам Иисуса и рассказала им, что Иисус воскрес и, что она видела Его живым, но ученики не поверили рассказу Марии.

Примеры Пасхальных песен:

«Воскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити».

Перевод:

Воскресение Твое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить

Тропарь, глас 5

«Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав».

Ипакои, глас 43

«Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и, и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко восста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.»

Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»

Кондак, глас 83

«А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние»

Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.

Задостойник, глас 1

Пасхальные песни маркируются:

  • Смерть

  • Воскрешение

  • Спасение человечества

  • Библейские сюжеты, связанные с Воскрешением Христа (на третий день)

10. Что маркируется жнивными песнями. (Маша Белых)

Жнивные песни (жатвенные песни) — календарные песни, исполнявшиеся при совершении обрядов, сопровождавших уборку урожая. Известны во всех славянских традициях, но наиболее популярным и многообразным по форме является репертуар у восточных славян. Он включает три тематические группы текстов: зажиночные песни, исполняемые на начальном этапе жатвы; собственно жнивные, которые поют на протяжении всего периода уборочных работ; дожиночные, приуроченные к моменту завершения жатвы и празднования по этому поводу.


Относительно небольшую группу составляют зажиночные песни, исполняемые в первые два дня с начала жатвы. Их пели по пути в поле и возвращаясь домой, перед ритуальным зажином, на следующее утро, когда приступали к уборке хлеба.

Более значительная по составу группа собственно жатвенных песен носит характер сезонных необрядовых фольклорных текстов, в которых при сохранении образов жатвы усиливаются мотивы лирической песенности, жалоб на изнурительный труд, на неприветливость свекрови, несчастливую долю и т. п.

Наиболее многочисленная группа — дожиночные песни, связанные с обрядами окончания жатвы: это и шутливые корильные припевки, высмеивающие отставших жнецов; и «бородные» песни, сопровождавшие ритуал завивания последних оставленных в поле колосьев; и величальные, восхвалявшие жниц и хозяина поля; и веселые песенки, исполнявшиеся при возвращении в село и за праздничным столом и т. п.

Жнивные песни пелись на отдыхе, при возвращении с поля, а также в процессе работы. Исполнение их отличается особым тембром, монотонностью и характерными выкриками - "гуканьями". Небольшие по объему Ж. П. описывают разл. моменты жатвы, возвращение домой, содержат упоминания об отд. шагах обрядов ("На нашей нивке сегодня дожинки"; "Уж мы вьем-вьем бороду"). В Ж. П. и О., выражающих гл. образом женские чувства, встречаются также мотивы замужества, отношений со свекровью, одиночества.

11. Какие нормы заключены в свадебном обряде, если это свадьба-веселье

Свадьба-веселье относится к южнорусскому диалектному массиву (традиции). Для данного типа свадьбы характерен:

  • Горизонтальный переход невесты

  • Многочисленные контакты и диалоги между двумя родами

Что означает, что все участники торжества были равнозначны.

Для свадьбы-веселья большое значение имеют символики календарных обрядов:

  • Обилие выпечки (пироги, каравай, украшенный хлебными цветами, птичками, косичками, хворостом)

  • Ряженье (переодевание) на последних этапах свадебного обряда

  • Не фиксированность церковного оформления брака

Свадьба-веселье имеет равное музыкальное сопровождение на всех этапах обряда. В музыкальный код этого типа свадьбы входят:

  • Свадебные песни

  • Причитание (не обязательны)

12. Какие нормы заключены в свадебном обряде, если это свадьба-похороны

Свадьба-похороны относится к традиции русского Севера, Северо-Запада, Приуралья, Сибири, Среднего и Нижнего Поволжья. Для данного типа свадьбы характерна однонаправленность действий и переход невесты как полное отчуждение от своего рода, а также от своей социовозрастной группы.


Свадьба-похороны делится на 2 части:

  1. В доме невесты (происходит много действий и исполняются песенно-музыкальные тексты)

  2. В доме жениха

Также для данного типа свадьбы обязательны такие этапы как:

  • Венчание

  • Ритуальная баня (парили молодоженов, смывали старый статус и очищали для нового жизненного этапа)

Музыкальным сопровождением свадебного обряда были песенные причитания, схожий напев имеет погребальный жанр. Причитания делились на:

  • Групповые

  • Сольные (язык невесты)

13. Ненормативные формы свадебного ритуала (Ира)

К ненормативным формам свадебного ритуала относят свадьбу вдовы и свадьбу сироты.
При свадьбе вдовы происходит значительная редукция свадебного обряда, поэтому

  • нет инициальной линии;

  • нет символики, связанной с девичеством;

  • отсутствуют прощальные этапы;

  • венчание происходит дома, а не в церкви;

  • доминирует застолье с величанием молодых;

  • отсутствует неженатая молодежь.