ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После смерти Петра в России начали пересматривать и некоторые заведенные им порядки. Пожизненно крестьяне должны были служить до 1793 года: при Екатерине II впервые срок службы был ограничен 25 годами, а при Александре II и вовсе можно было отправиться в родные края после семи лет действительной службы. Тогда солдат получал так называемый бессрочный отпуск. Эта схема, во-первых, позволяла более рационально тратить военные бюджеты и не держать людей на казенных харчах до седых волос. А во-вторых, она давала рекрутам какую-никакую надежду вернуться домой, обзавестись семьей, хозяйством — в общем, провести остаток дней с кем-то еще, кроме соседей по казарме. И хотя традиционные причитания сохраняются во многих регионах, все же проводы в армию перестают напоминать поминки. Важной частью этой церемонии становятся обряды, которые должны обеспечить возвращение юноши домой живым, а в идеале еще и здоровым. В Вологодской области, например, мать обязательно пекла сыну хлеб, от которого тот откусывал перед уходом из дома. Оставшийся каравай надо было хранить на печи до его возвращения. При прощании смотрели, теплые ли у парня губы и руки. Если да — это предвещало удачу. Верным способом прогнозирования судьбы рекрута считалось гадание на скатанном волокне кудели. Если оно не сгорало полностью, оставалось комочком, «могилкой», семья готовилась к худшему. И главное — ни один новобранец не покидал дома без материнского благословения.
В конечном итоге из проводов в армию в России сложился целый рекрутский обряд. Он был не менее важным, как похоронный или свадебный. Некоторые ритуалы дошли даже до наших дней. Бережно, из поколения в поколение, передавали жители русских деревень традицию рекрутских гулянок — когда парни, получившие повестку, катались на лошадях под гармошку и пиво.
Девушки для такого случая для своих «залеточек» и «ягодиночек» готовили вышитые платки — на дорожку. Такой подарок возлагал на них определенные обязательства: раз дала платок — значит, должна дождаться. Очевидно, что у тех парней, кто остается в селе, была своя знаковая система: в некоторых районах было принято возле дома ожидающей невесты наряжать елочку, на которую вешали куколку из тряпок. Ее не убирали, пока солдат не возвращался. Проводы становятся все веселее: во время застолья поют красивые песни, а герою вечера позволяли даже пообниматься с любимой.
Характер рекрутских наборов всегда диктовался военной обстановкой. При спокойной жизни проводили их не каждый год, новобранцев брали мало, и взыскательная медкомиссия браковала каждого, кто не соответствовал строгим требованиям царской армии. А например, в 1812 году рекрутов гребли уже без разбору. В 1854 году, во время Крымской войны, провели сразу три набора.
Зато потом пополнение в армию долго не набирали. За это время в России успели отменить крепостное право и сменить военную доктрину. Неповоротливая петровская рекрутчина больше не успевала за реалиями больших европейских войн и уступила место срочной службе Так в России появляется призывная армия. Самая главная традиция — ждать домой своих мужчин — дошла до нас без изменений.
30. Необрядовая лирика. Какие нормы зафиксированы в ней. (Ксюша А.)
Необрядовые песни могут делиться на исполняемые при известных ритмических телодвижениях (хороводные, игровые, плясовые) и без них, только одним голосом (стоя, сидя, передвигаясь или работая). В области прозаического фольклора этот же принцип лежит в основе деления, при котором вся область народной прозы делится на такие произведения, в действительность содержания которых не верят, и такие, в действительность содержания которых верят. На первый взгляд может казаться, что в основу положено субъективное отношение слушателя, но это не так. В первом случае мы имеем художественное оформление вымысла (все образования сказочного типа), во втором — художественную передачу действительности или того, что принимают за нее (все виды легенд, сказаний, преданий). Эти два вида различаются всей совокупностью своей поэтики и эстетики.
Мы переходим к рассмотрению внеобрядовой лирики — самого богатого вида народного песенного творчества. Коснувшись обрядовых причитаний, мы должны решить вопрос о причитаниях необрядовых. Мы имеем в виду те причитания или плачи, которые исполняются по поводу различных несчастий и бедствий, которыми была так богата крестьянская жизнь (проведение в армию, любые военные и плохая крестьянская жизнь)
необрядовая лирика также делится на 1) хороводные и игровые; 2) голосовые частые; 3) голосовые нечастые и в том числе протяжные.
Необрядовые песни:
Частая песня (без распева, скороговоркой)
Плясовая «Уж вы сени мои сени…»
(в т.ч. хороводная): «Посеяли девки лен», «Хожу я гуляю вдоль по хороводу»
Игровая: «Заинька», «Олень», «Как во городе царевна»
Шуточная: «Посею лебеду на берегу…»,
Протяжная (распевная, многоголосная): «Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет…»
Литературного происхождения
В том числе:
Новая баллада
Романс
Частушки
31. Детский фольклор. Фольклор материнства.Какие нормы в нем фиксируются (Соня В.)
Возникший в XX в, термин «детский фольклор» используется для обозначения жанров двух разных групп: «фольклор для детей» и «фольклор детей». Они отличаются по своей функциональной природе.
Область «фольклора для детей» или «фольклор материнства» включает следующие жанры:
-
колыбельные песни -
пестушки -
потешки -
прибаутки
Исполняются преимущественно младенцу и ребенку до трех лет, до периода активного владения речью.
С середины XX в. колыбельная песня изучалась достаточно серьезно, но практически во всех трудах доминировало внимание к функции успокоения, песню также рассматривали как педагогический текст (В.П. Аникин, М.Н. Мельников и А.Н. Мартынова). Наибольший интерес для исследователей представляли так называемые «смертные» колыбельные песни, в сюжете которых лежит пожелание/констатация смерти убаюкиваемого ребенка.
Смертные колыбельные оберегали от смерти, хотя напевали буквально о том, что младенец умрет сейчас. В особенной степени такие колыбельные напевали хилым детям, которые часто болели.
Мы рассматриваем колыбельную как песню, адресованную младенцу, находящемуся в состоянии «перехода», и функционально направленную на завершение этого перехода. Концентрация «переходности» (самого адресата, его состояния, времени) не может не оказать функционального влияния на жанр. Колыбельная песня, параллельно с обрядами «доформирования» ребенка и включения его в семейный и общинный социум помогает осуществлению такого перехода. Статус младенца как еще «недооформленного» человека определяет функции колыбельной песни: охранительную, прогностическую, эпистемологическую, которые сосуществуют с очевидной функцией успокоения.
Весь мотивный фонд традиционных колыбельных (мотивы благополучного будущего, сна-роста, качания, призыва охранителей и др.) обеспечивает переход в другой статус, Становится понятным, почему в реальной ситуации убаюкивания одна колыбельная песня может включать и мотив благополучного будущего, и смертный мотив.
Все особенности корпуса жанра: от лексических и цветовых ограничений, частотного обозначения ребенка в тексте притяжательным местоимением «мой» (мой — не чужой), практическое отсутствие прошедшего времени, очевидные параллели сюжетов колыбельных с колядками и «кашными» крестильными песнями подтверждают такие выводы (о том, что в неё включены и мотив благополучного будущего, и смертный).
Если поэтика колыбельной, ее звукоряды, монотонность, повторяемость исполнения, качание обеспечивают функцию успокоения/усыпления, то сюжет, мотивный фонд колыбельной в традиционном сознании ее носителя обеспечивают защиту и переход младенца из состояния «недочеловека» в состояние собственно человека.
В область «фольклора для детей» входят также пестушки, потешки и прибаутки.
Потешки - песенки для забавы ребенка.
Пестушки - песенки, приуроченные к первым движениям ребенка
прибаутки - обучающие песенки
В пестушках и потешках словесный текст сопровождает физические игры взрослого и ребенка (поглаживание, растягивание рук, игры с пальцами, качание на коленях и др.). Возможно, это одни из редких, если не единственные жанры русского фольклора, которые выполняют прямую педагогическую функцию — физическое, ритмическое и словесное развитие детей, хотя носители традиционного сознания не ставили своей целью достижение педагогического результата.
Прибаутки — песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями.
32. Детский фольклор. Фольклор детей. Какие нормы в нем фиксируются (Аня)
Термин «детский фольклор» стал употребляться с середины XIX века. Издавая «Русские народные песни» П.В. Киреевского, П.А. Бессонов впервые выделил детские песни в самостоятельную разновидность фольклора.
Носители: как сами дети, так и взрослые – матери, бабушки, няни и все те лица, на попечении которых находятся дети или которые в силу тех или иных обстоятельств близки к детям
Это одно из направлений устного народного творчества.
Детский фольклор представляет собой сложное единство трех составляющих:
-творчества взрослых для детей,
-произведений традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду (Приспособление фольклора взрослых предполагает упрощение сюжета, привнесение в конфликт большей занимательности, создание ярких запоминающихся образов, упрощение языка. Часто используется рифмованное изложение событий, тексты отличает несложный язык, понятные выражения и обороты)
-оригинального детского творчества
Детский фольклор используют как средство для изучения ребенка, познания его внутреннего мира, развития врожденных способностей, воспитания определенных навыков и умений (памяти и речи)
основные особенности:
1. Простота конструкций;
2. Простота сюжета с активным динамическим развитием;
3. Яркие, красочные образы героев, которые хорошо запоминаются и фиксируются в памяти;
4. Простота синтаксиса;
5. Четкость внутреннего ритма;
6. Кумулятивность (сохранение) звукоподражания
7. Наличие аллитераций и ассонансов;
8. Построение текстов, ориентированных на быстрое восприятие, усвоение смыслового содержания, легкое запоминание;
9. Повторение сюжетных мотивов в текстах произведений.
Классификации (нет единой):
По О.И. Капице две группы относительно возраста: до 5-6 лет и от 15 до 15
По Г.С. Виноградову
1. Игровой фольклор. Эта группа определяется особым местом игры в жизнедеятельности ребенка (считалка, ролевые тексты (всех играющих, группы или водящего, диалоги),тексты игрового права,тексты игровой магии и наказаний)
2. Потешный фольклор. В него входят разнообразные потешки – короткие присловья к играм. Сюда же можно отнести и разнообразные пестушки, которые применяются при выполнении физических упражнений, различных действиях маленького ребенка- умывание, купание, одевание, хождение и др. Они имеют определенное содержание, отражающее текущую деятельность ребенка и характерный для нее ритм их исполнения, можно включить разнообразные небылицы, скороговорки и загадки.
3. Сатирический фольклор. Сюда входят короткие стихотворные тексты, носящие индивидуальную направленность. К ним относятся дразнилки, поддевки, насмешки, уловки.
4. Бытовой фольклор. входят детские народные песни, сказочные песни, прозвища и дразнилки, детские сказки и страшилки.
5. Календарный фольклор. ориентирована на организацию общения ребенка с окружающим миром, с природой: заклички, отвечающие календарным обрядам народа: колядкам, посеву урожая, сбору урожая, конкретному сезону года, празднику. Заклички содержат в себе просьбы к природе, к ее силам. Также, сюда входят приговорки, применяемые для обращения к различным представителям природного мира: животным, растениям, насекомым, птицам.
6. переходная группа ( когда нельзя четко отнести куда-то)
Современный детский фольклор
-
Страшилки -- Крипипаста -
Садистские стишки
70 гг. ХХ века
«Степка-растрепка» (Генрих Гофман, 1845г. Вредные привычки, от которых отучают )/ Вильгельм Буш «Макс и Мориц», «Плих и Плюх»
-
Вызывания -
Школьный фольклор
К письменной культуре можно отнести: девичьи альбомы, анкеты, граффити
Детский фольклор необычайно открыт для инноваций (на примере считалок( они же жеребьевки, это обучение неким правилам) —> изменчивость- текст схожий, меняются герои в связи с «трендами»,)
Сложен по составу.