Файл: Этика и традиционная русская культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из заговора нельзя выбрасывать не одного слова, а также нельзя прибавлять слова по своему предусмотрению.

В середине и второй половине XIX в. в отечественной науке пре-

обладал интерес к происхождению заговора и его природе. Определя-

ющим в то время было понимание заговора как мифа-молитвы, сфор-

мулированное мифологами и прежде всего Ф.И. Буслаевым. В загово-

рах видели обломки и остатки древнеязыческой мифологии и считали,

что первоначально заговоры представляли собой величание богов или

молитвенные обращения к богам: «Заклинания идут непосредственно

В середине и второй половине XIX в. в отечественной науке пре-

обладал интерес к происхождению заговора и его природе. Определя-

ющим в то время было понимание заговора как мифа-молитвы, сфор-

мулированное мифологами и прежде всего Ф.И. Буслаевым. В загово-

рах видели обломки и остатки древнеязыческой мифологии и считали,

что первоначально заговоры представляли собой величание богов или

молитвенные обращения к богам: «Заклинания идут непосредственно

В середине и второй половине XIX в. в отечественной науке пре-

обладал интерес к происхождению заговора и его природе. Определя-

ющим в то время было понимание заговора как мифа-молитвы, сфор-

мулированное мифологами и прежде всего Ф.И. Буслаевым. В загово-

рах видели обломки и остатки древнеязыческой мифологии и считали,

что первоначально заговоры представляли собой величание богов или

молитвенные обращения к богам: «Заклинания идут непосредственно

28. Родильно-крестильная обрядность. Какие нормы зафиксированы в ритуальных действиях родильного и крестильного цикла. (Вика)

Девочки и Витя, заранее извиняюсь за большой текст, но я попыталась описать все максимально подробно, информацию брала из лекции Добровольской, мне кажется, по этой теме она была более чем исчерпывающей!

Родильно-крестильный обряд входит в состав переходных обрядов, так же как похоронный, свадебный и рекрутский. Отличительной его особенностью является то, что это «двойной» переходный обряд: новый статус приобретает как ребенок, так и его мать. Процесс рождения ребенка связан с хорошо разработанным, сложным ритуалом, включающим в себя ряд обязательных или факультативных обрядовых действий, направленных на обеспечение благополучия ребенка и всей семьи.

Примерно до 70-х годов 20 века в целом ряде регионов рожали с помощью повитух.


Правила для повитухи в рамках традиции:

1. Это должна быть женщина, у которой есть дети. Она сама должна была пройти через процесс родов, чтобы понимать его «изнутри».

2. Должна быть женщиной не фертильного возраста, то есть возраста, когда она уже не способна к вынашиванию и рождению ребенка.

3. Должна быть вдовой, чтобы исключить любую возможность забеременеть.

Повитуха входит в категорию людей, которых в традиции принято называть чистыми. Но при этом она всегда имеет дело с нечистой силой, т.к. роженица заведомо является существом нечистым и опасным.

Функции повитухи:

1. Главная ее функция: забота о роженице и уход за ней на протяжении всей беременности, контроль беременности, непосредственное принятие родов.

2. Выполняла функцию гинеколога, все женские болезни лечились ей. Однако она никогда не брала на себя функцию человека, делающего аборт.

3. Часто повитуха появлялась на свадьбах. Она как бы дублировала крестную невесты, а иногда и жениха тоже. Ее функция в этом случае: обеспечение плодовитости пары. Для этого, очень часто, практически на всей территории центральной России, повитуха поила молодых молоком с ягодами. Ягоды всегда были разные и зависели от различий в понятии о красоте.

Например, в одном регионе красивым считались темноволосые, кареглазые и светлокожие и светлая кожа: тогда повитуха поила молоком с темными ягодами (черника, черемуха). Это так называемся «акциональная» магия, действующая по принципу подобия. Молоко – светлая кожа, темные ягоды – темные волосы и глаза.

Если же эталоном красоты был румянец, ягоды соответственно были красными (земляника, малина)

4. Т.к. для традиционной культуры важнее было рождение мальчика, то повитуха могла производить разные магические манипуляции на рождение именно мальчика. Самый надежный способ, распространенный по России повсеместно – это «положить горбушку под подушку». Клали также мужские предметы, например топор.

5. Повитуха пыталась определить пол ребенка с помощью гадания. Существовали способы определения:

-по форме живота (если живот уходит в ширину, в бока – будет девочка, если он круглый и торчит колом – будет мальчик)

-если женщина во время беременности расцветает – будет мальчик, если становится непривлекательной – будет девочка, т.к. она забирает всю красоту матери себе.

-женщину усаживали на пол и смотрели, на какую руку она опирается, пытаясь подняться: на левую – будет девочка, на правую – мальчик.

6. Повитуха вела беременность, знала каждую роженицу в своей деревне. В целом ряде случаев она даже жила в доме роженицы, если ей казалось, что роды начнутся со дня на день.

Если деревня большая – было несколько повитух. Бывали случаи, когда деревня была маленькой, а повитуха жила в другой деревне, в таком случае роды могла принять любая женщина или даже мужчина. Повитуха чаще всего нужна была именно для тяжелых родов.

7. Детская смертность в традиционной культуре была довольно высока, поэтому в функции повитухи также входило спасение ребенка после родов. Когда ребенок рождался в околоплодном пузыре, говорили, что он родился «в рубашке». Околоплодный пузырь в таком случае высушивали и хранили в специальном мешочке, т.к. он считался магическим средством для излечения болезней.

Если ребенок родился и не закричал, повитуха пыталась оживить его разными способами. Традиционными: постучать, похлопать по попе, и магическими, которых было существенно больше. Например, ребенка можно было сразу покрестить, т.к. некрещенных младенцев по традиции нельзя было поминать и хоронить на кладбище. Также повитуха открывала окно и начинала выкрикивать разные имена и если вдруг на каком-нибудь из имен малыш закричит, значит считалось, что она «окликнула его судьбу» и она вернулась.

8. После рождения малыша повитуха перерезала ему пуповину. Если родился мальчик – пуповину перерезали ножом на топоре, если девочка – ножом на прялке. Здесь наблюдается резкое разделение на мужской и женский труд, которое присутствует в родильно-крестильной традиции.

К концу 19 в. стали перерезать ножницами. Пуповину обычно сушили и закапывали под порогом дома, т.к. она считалась сакральной вещью.



9. После рождения малыша повитуха умывала и пеленала его. Для этого использовали «свивальник» - длинную узкую полосу ткани, которой обвивали младенца, чтобы у него были ровные ручки и ножки. Иногда умелая повитуха могла поправить форму головы, черепа.

10. После этого повитуха совершала обряд положения в колыбель. Колыбели были разных типов:

колыбель-зыбка (самый распространенный вариант, на раму натягивали полотно и к краям этой рамы приделывали веревки)

колыбель-люлька (ящик, сколоченный из дерева)

Бывало, женщины спали со своими детьми, но здесь присутствовала некая угроза, признаваемая церковью: можно было «заспать» своего ребенка, то есть уснуть так крепко, что придавить его. Традицией не рекомендовалось класть ребенка в свою постель. Однако такое случалось и существовали специальные молитвы, когда человек замаливал грех задавленного ребенка.

11. Функция повитухи также заключалась в том, чтобы снять напряжение после родов , обеспечить безопасность для роженицы и ее семьи. Если у родившей женщины не было старших родственников, повитуха могла остаться у нее дома на несколько дней, пока она будет восстанавливаться. Она выполняла функцию хозяйки, пока женщина не встанет: ухаживала за скотиной, готовила еду. В целом ряде традиций, поскольку роженица считалась нечистой, она не могла доить корову, печь хлеб, солить капусту, поэтому повитуха регулировала этот процесс «магической безопасности» и выполняла домашнюю работу за роженицу.

У повитухи был свой святой покровитель - бабушка Саломеюшка (Саломея-повитуха), которая принимала роды у Девы Марии.

Заговоры на роды – огромный пласт заговорно-заклинательной традиции, который очень красив, и при этом стереотипен, имеет большие, развернутые тексты. Заговоры строились на обращении к бабушке Саломеюшке и самой Богоматери. Деву Марию просили о том, чтобы она дала «золотые ключи и раскрыла ворота каменные», то есть «раздвинула кости таза», если говорить современным, понятным языком.

Повитуха выбирала себе «наследника», который будет продолжать ее деятельность. Обычно это были внучки 12-15 лет. Девочки уже в этом возрасте знали, как принимать роды, как ухаживать за роженицей, но на практике свои знания применить не могли, т.к. это было нарушением правил.

Как правило, если в доме были дети, в процессе родов их выгоняли, т.к. роды считались неким сакральным, тайным действом. Однако, нужно отметить, что обычно рожали не дома, а в бане, потому что там была наиболее благоприятная обстановка: тепло, много воды. Баня считалась «нечистым местом» для «нечистого дела».


Женщины знали, что повитуха – это важная профессия, которая будет сопровождать их на протяжении всей жизни, поэтому был специальный праздник повитух - «Бабьи каши» и праздновался 6 января. В этот день все роженицы дарили своим повитухам мыло, полотенце, также приносили платки, иногда сладости. Устраивалась совместная женская трапеза, на которую повитуха варила сладкую кашу.

Проводился обряд мытья рук – роженица лила повитухе из кувшина воду, а та мыла руки с подаренным кусочком мыла, которое в деревне считалось предметом роскоши.

При родах предпринималось множество действий для их облегчения. При легких родах обычно открывали все ящики, двери, окна в доме, то есть все входы и выходы. Это было необходимо для того, чтобы душа младенца пришла в этот мир. Так как. женщина считалась нечистым персонажем, она распускала и расчесывала свои волосы, с нее снимали все, кроме креста. Если роды были тяжелыми, то люди шли к соседям и просили открыть все входы. Иногда это кончалось тем, что люди шли к священнику и просили открыть царские врата в церковь.

КРЕСТИЛЬНЫЙ ОБРЯД

Здесь активно включается христианская традиция, поскольку женщина является нечистым персонажем. Она обычно не присутствует на крестинах своего ребенка, потому что у нее нет очистительной молитвы, которую она получает только через 40 дней. После истечения этого времени она снова может ходить в церковь, однако в современном обществе в большинстве случаев эта традиция игнорируется.

Крещение младенца осуществляется на 3 день после родов, но в современном мире эта традиция также отодвигается на второй план.

Выбор крестных: чаще всего выбирали из младших родственников, т.к. в случае смерти родителей крестные связаны с малышом «по крови». В этом случае, соответственно, крестный берет ответственность за ребенка на себя.

Обязанности крестного очень велики, он защищает ребенка от нечистых сил, является его представителем в церкви.

Иногда в качестве крестных выбирали близких друзей родителей.

В случае, когда в семье часто умирали дети, крестным мог быть первый встречный, причем человек не мог отказаться от этого предложения. Бывали ситуации, когда крестная была беременна. Тогда крестная, приходя крестить младенца, брала с собой ложку и засовывала ее себе за пазуху. Если она не беременна, то она и ее крестник являются парой. А если она была беременна – то ее ребенок, которого она вынашивала, уже являлся ее парой. Нужна была еще одна пара: такую функцию выполняла ложка, которая становилась парой для младенца, которого крестили.


Беременная крестная представляла опасность для крестника, ее ребенок мог забрать судьбу крестника или наоборот, крестник мог забрать судьбу ее ребенка. Это так называемое «перекрестное» явление, которое встречается в традиционной культуре довольно часто.

Обязательна была трапеза всех, кто принимал участие в крещении. Здесь существовал обычай – отца ребенка кормили соленой, мало съедобной кашей (с хреном, редькой, горчицей) со словами «она страдала, терпела, теперь ты пострадай и потерпи».

Также обычай, который сейчас звучит как присказка: «пора ножки/копытца обмыть». Это когда все члены деревенского социума пьют за здоровье младенца. После крещения ему дали имя и он стал полноправным членом деревенского общества, на застолье ему как бы «выделяют долю».

29. Рекрутская обрядность и проводы в армию. Какие нормы зафиксированы в ритуальных действиях и обрядовых практиках этого цикла. (Вика)

Петр I, решивший, что России нужно регулярное войско, подошел к этому вопросу с обычным для себя историческим размахом. В армию стали брать навсегда. До конца жизни. И учитывая интенсивность петровских баталий, наступить он мог довольно быстро. Мало было охотников выбрать такую судьбу по собственной воле. Поэтому жребий в деревнях тянули принудительно: именно так община решала, кто из мужчин призывного возраста, в среднем от 20 до 30 лет, пойдет в рекруты. В народной традиции часто говорили «в некрутá» — именно это слово осталось во множестве частушек и припевок.

У военкомов царя Петра был большой простор для коррупционной составляющей: русская литература полна историй о старостах, «забривших лоб» парням из бедных семей взамен расщедрившихся богатых. На долгие годы именно это выражение стало символом ухода на воинскую службу. Рекрутам буквально сбривали часть волос — чтобы уклонистов сразу было видно. И хотя в таком варианте практически насильного комплектования профессиональной армии был как минимум один плюс (он полностью освобождал солдата от русского варианта рабства — крепостной зависимости), но дорога домой для рекрута практически закрывалась.

Он мог больше никогда в жизни не увидеть ни отца с матерью, ни жену с детьми. Именно поэтому так невыносимо тоскливы самые старинные песни о русской рекрутчине. Их называют «причеты», потому что исполнявшие их не столько пели, сколько причитали: радоваться на таких проводах особо было нечему. «В рекрутчину что в могилу» — гласила пословица тех лет.