Файл: Этика и традиционная русская культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каковы‭ ‬же‭ ‬функции‭ ‬антиповедения‭ ‬в‭ ‬древней‭ ‬культуре‭? ‬

Оно‭ могло‭ ‬быть‭ ‬мотивировано‭ ‬разными‭ ‬причинами‭ ‭ ‬— ‬иначе‭ ‬говоря‭, ‭ ‬‬внешне‭ ‬схожие‭ ‬формы‭ поведения‭ ‭могут ‭отражать‭ ‬существенно‭ ‬различные‭ ‬культурные‭ ‬традиции.

виды антиповедения — сакрализованное, символическое, дидактическое.

ПРИМЕРЫ:

САКРАЛИЗОВАННЫЕ

Представление о потустороннем мире как о мире с противоположными (перевернутыми) связями особенно отчетливо проявляется в славянских похоронных обрядах, которые находят при этом широкие типологические параллели. Так, например, одежда на покойнике может застегиваться обратным, по сравнению с обычным, образом — «на левую сторону», и это явно связано с тем, что в загробном мире предполагается мена правого и левого. Сходным образом объясняется обычай выворачивать наизнанку траурные одежды, накидывать в трауре на голову верхнее платье (используя в качестве головного убора одежду, для этого не предназначенную), т. е. траурная одежда, как и похоронная противопоставляется по способу ношения нормальной: это противопоставление в одном случае соответствует противопоставлению лицевой и обратной стороны, в другом — противопоставлению верха и низа и т. п.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ

Антиповедение исключительно характерно для ритуала наказаний, и оно имеет здесь именно символические функции — постольку наказания были направлены на публичное осмеяние (бесчестье) и в конечном счете на принудительное или разоблачительное приобщение к «кромешному», перевернутому миру, который может осмысляться как потусторонний или же как бесовский; в предельном случае наказание воспринимается как символическая смерть. Знаменательно, что в Древней Руси наказывали на санях. В «Молении Даниила Заточника» читаем: «Дай мудрому вину, и он премудрее явится; абезумнаго, аще и кнутьем бьешь, развязав на санех, не отримали безумия его»; обычай бить преступника на опрокинутых санях дошел до XIX в. Следует полагать, что положение на сани символизировало именно приобщение к потустороннему миру, т. е. как бы временную смерть: действительно, сани выступали как необходимая принадлежность похоронного обряда, и пребывание на санях означало близость смерти.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

Поведение юродивого насквозь проникнуто дидактическим содержанием и связано прежде всего с отрицанием грешного мира —мира, где нарушен порядок. Отсюда именно оправданным оказывается антиповедение — обратное, перевернутое поведение одновременно приобщает к потустороннему миру и обличает неправду этого мира (как это характерно и для гностиков, традицию которых,возможно, продолжают юродивые); совершенно так же в распространенной фольклорной легенде ангел, оказавшись на земле, удивляет людей странными поступками — на кабак молится, а в церковь камни бросает, бранит нищего и т. п., причем объясняет свои поступки именно греховностью этого мира.


Как видим, принципиально различные причины приводят к внешне аналогичным действиям: разнообразные виды антиповедения совпадают в своих формах, создавая единый комплекс антиповедения как такового. Существенно, что во всех этих случаях антиповедение так или иначе — прямо или косвенно — оказывается обусловленным характером представления о потустороннем мире, а именно восприятием потустороннего мира как мира с перевернутыми связями (по отношению кмиру посюстороннему).

‬‬‬

6. Календарная обрядовая лирика. Каково ее предназначение. Какие нормы с ней связаны(Кистаман)

Многие народные праздники отмечались в строго определенные дни года. В эти праздники совершались различные обряды, которые называются «календарными». Календарные обряды получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ, обусловленных сменой времен года, в которых выделяются два цикла работ: подготовка урожая (зима, весна и лето) и его уборка (осень).

Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками, семицкими песнями и тд. Эти песни вместе с обрядами, которые они сопровождали, должны были по мнению их исполнителей, оказывать влияние на повышение урожая , здоровья людей и животных.

Круг календарных обрядов открывался новогдними святочными обрядами. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с 24 декабря по 6 января). В основе святочных обрядов лежала магия первого дня года.; обряды, совершаемые в это время, по мнению их исполнителей, должны были действовать в определенном направлении на протяжении всего нового года.Одним из самых примечательных явлений святочных праздников было колядование— хождение до дворам с пением новогодних песенок, которые назывались колядками.

важный мотив колядки – конкретные пожелания тому, в адрес кого исполняется колядка. Отличительна черта этих пожеланий – реалистичность.

Заканчивается колядка, как правило, требованием вознаграждения за колядование, за доброе пожелание.

Церковь, не сумев уничтожить этот праздник, соединила его с праздником рождества Христова. В обряде колядования у всех славянских народов много общих черт, но есть и специфические особенности.

Так, в колядках южных славян сохранилось много древних языческих элементов (образы Солнца, Коляды, и других фантастических существ), но наряду с ними есть и образы христианских святых. Чаще всего в колядках южных славян прославляются земледельцы и пастухи овец. Постепенно в них проникали социально бытовые и исторические мотивы и образы.



У восточных славян существовало несколько разных видов колядок: у русских колядки (известны по всей России), овсени (в Поволжье и средней полосе), вино-градья (на Севере, в Сибири). У украинцев и белорусов кроме колядок есть щедривки, которые исполнялись под Новый год.

Пример Колядки:

Коляда, коляда, Накануне Рождества!

Тетенька добренька, пирожка то сдобненька!

Не режь, не ломай, поскорее подавай.

Подблюдные песни. С новогодним праздником святок связаны также всевозможные гадания, в том числе гадания девушек с пением гак называемых подблюдных песен. Вечером девушки собирались в какой-нибудь избе, устилали стол белой скатертью, ставили на него блюдо с чистой водой. Каждая девушка опускала в воду какую-нибудь вещь, чаще всего кольцо, серьги или другие украшения, и блюдо накрывали платком. Затем девушки усаживались около блюда и начинали петь песни.

Во время пения подблюдных песен одна из девушек (чаще всего — не принимающая участия в гадании) с закрытыми глазами доставала по одному положенные в блюдо предметы. К той, чей предмет доставался, и относилось содержание исполняемой в это время песни.

Подблюдные песни были очень небольшими по объему — от четырех до десяти стихов. Основу их содержания составлял какой-нибудь один образ, имеющий магически-символическое значение. Этот образ в подблюдной песне получал бытовую разработку. Так, на основе бытовой разработки образа кольца, являющегося символом любви и брака, создавалась такая подблюдная песенка:

Рылася курочка

На завалинке,

Вырыла колечушко

Серебряное.

Ладо, ладу,

Кому мы поем,

Тому честь воздаем.

Масленичных песен, до нас дошло немного. Все они по своей тематике делятся на две группы: одна из них связана с обрядом встречи, а другая – с обрядом проводов («похорон») Масленицы.

Обряд встречи Масленицы был следующим. Делали из соломы чучело, придавали ему при помощи старой одежды вид женщины, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело – Масленицу, ставили на снежной горе, где проходили игры и катания на санках.

Песни, сопровождающие обряд встречи Масленицы, отличает мажорный, жизнерадостный тон. Это прежде всего величальная песня в честь Масленицы, получившей свое антропоморфическое выражение в образе соломенного чучела.

В последний день праздника провожали Масленицу. Соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню, и там его либо сжигали, либо разрывали на части и закапывали в снег. Скатывли с гор горящие колеса, символ солнца. Этот обряд нашел отражение в масленичных песнях.


Обряд проводов Масленицы и сопровождающие его песни отличает уже совершенно иная, минорная тональность. Если песни, которыми встречали Масленицу, напоминали собой свадебные величальные, то песни, сопровождающие обряд проводов Масленицы, были похожи на свадебные «корилъные» песни. В них Масленица упрекается в том, что она обманула людей: разорила их, все поела и посадила на великий пост.

Проводы масленицы сопровождались исполнением особых обрядовых песен, в которых подчеркивается ее богатый, щедрый характер. После масленичной недели начинался Великий пост, что отражалось в песнях:

Дорогая гостья масленица,

Авдотья Изотьевна,

Много ты добра истратила,

Много вина, пива выпила.

Масленица-обманщица обманула нас

На великий пост дала редьки хвост

Специфика содержания веснянок – призыв, закликание весны, и ее восхваление — обусловила собой и особенности их художественной формы.

В веснянках своеобразно сочетаются признаки песенных величаний и заговорных заклинаний.

С величаниями веснянки сближает их повышенная эмоциональность. Они, как и величания, часто начинаются с обращений. Это обращения к весне, жаворонкам, пчелкам и т. д. Их стилистику отличает светлая, радостная тональность, что проявляется в соответствующих эпитетах («весна красная», «лето теплое», «трава шелковая», «рожь зернистая», «пшеница золотистая») и широком упоштреблении слов с уменьшительными суффиксами («весняночка», «летечко», «жавороночек», «пташечка», «ласточка», «касаточка»). С заговорами веснянки роднит прежде всего их образность. Самым распространенным мотивом веснянок является обращение к весне (или жаворонкам) с просьбой принести ключи, чтобы ими замкнуть «холодную зиму» и отомкнуть «теплое летечко». Веснянкам свойственны обращения в повелительном наклонении. Так, например, одна из них начинается с такого императивного пожелания-требования:

Весна, весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Из за поста в это время нельзя было петь, и это называли гуканьем и кликаньем, но не пением.

Егорьевские песни. Весенний Егорьев день отмечался 23 апреля. В этот день, как правило, первый раз выгоняли стадо в поле. Это важное событие крестьянами обставлялось обрядами. Накануне Егорьева дня молодежь, как и при святочном колядовании, ходила по дворам и пела песенки, в которых выражалось пожелание хозяину и его скоту.


Эти песенки, как и колядки, обычно заканчивались требованием подарка.

Если хозяева хорошо одаривали исполнителей егорьевских «колядок», то им выражались самые добрые пожелания,

Вьюнишние песни. Вьюнишними назывались песни, которыми в субботу или воскресенье первой послепасхальной недели поздравляли молодых супругов, обвенчавшихся в прошедший год. Основное содержание этих песен — пожелание молодым счастливой семейной жизни. Образ гнезда — символ семейного счастья — является центральным в этих песнях.

Семицкие обрядовые песни. Седьмая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался Семиком, а ее последний день (воскресенье) был праздником Троицы. На семицкую неделю совершались особые обряды, которые сопровождались песнями.

Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Одев праздничные наряды, девушки шли в лес. Там они облюбовывали себе молодые сочные березы и совершали с ними обряд, который имел определенное магическое значение. Они пригибали ветки березок к земле и сплетали их с травой, полагая, что растительная сила березы передастся земле.

Затем девушки «завивали венки». На концах отдельных ветвей березы, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песню, в которой были слова: «Завивайся ты, березка, завивайся ты, кудрявая».

Обряд завивания березы в древности имел несомненное аграрно-магическое значение.

Осенний цикл носил не самостоятельный характер, а сопровождал уборочные работы. В начале жатвы делали из колосьев венки и снопы, украшали их и привозили в село; при этом пелись особые «дожиточные песни». В них отражалась тяжесть крестьянской жизни, восхвалялся богатый урожай, прославлялись хозяева. Последний сноп объявлялся именинником, его наряжали в сарафан, украшали лентами, бусами. Некоторые жнецы славили сноп – «именинник»; другие катались или кувыркались по полю, надеясь, что оннаградит их силой, при этом опять исполнялись песни определенного содержания:

Нивка, нивка, отдай мою силку,

Я тебя жала, силку потеряла.

В жнивных песнях отражалась и радость окончания тяжелого труда:

Ох, и слава Богу,

Что жито пожали!

Что жито пожали

И в копы поклали,

На гумне стогами,

В клети закромами,

А в печи пирогами.

7. Зачем нужны гадания. Есть ли нормы с ними связанные? [Лада]

Большая часть информации по гаданиям в русской и\или славянской традиции связана со святочными гаданиями. На википедии они обозначены как связанные по времени с Рождеством, а также ближнеми к нему вечерами.