Файл: Этика и традиционная русская культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Почему женщина лишена досуга, а у мужчин много свободного времени. Раньше тожо Бог шол по земле. Ну и к роднику уселся. Наверно, попить. А женьщины полоскали платье. Ну они взяли и говорят: «Што вот тут уселся!» – взяли коромыслами и прогонили. А он взял да им и сказал: «Ну так вот, женьщины! Бейтесь вы фсю жизнь, как рыбы об лёд». Так вот женьщины так и бьются.

Почему стариков перестали убивать.

Раньше жили люди так: старые работать не могли, их вывозили в лес волкам на съедение. Вот у одного сына был отец. Отцу было 65 лет. Сыну жалко было вывозить своего отца в лес. Сын сказал ему: «Я тебя отвезу в лес, построю тебе землянку и будешь там жить». Жил-жил старик. Однажды царь загадал загадку и сказал: «Кто отгадает эту загадку, отдам полцарства. В пруде кувшин стоит золотой; кто достанет, полцарства отпишу». Сын пошел к отцу и рассказал ему. Отец говорит: «Ты пойди погляди, если есть около пруда дерево, я тебе скажу». Сын поглядел, сказал, что есть. Отец и говорит: «Кувшин висит на дереве и освещается на дне». Сын влез на дерево и достал кувшин. Принес к царю. Значит, выполнил задание. Царь спрашивает: «Кто тебя научил?» Сын говорит: «А ты меня не зарубишь?» – «Не зарублю». Он говорит: «Я отца вывез в лес. Жалко с голоду морить. Я сделал ему землянку». Царь и говорит: «Он живой?» – «Живой». – «Вези его домой». Сын привез отца домой. С тех пор не стали старых вывозить в лес.

26. Историческая проза. Какие нормы зафиксированы в преданиях. (Алёна)

Предание — это прозаический фольклорный жанр,сюжетом в котором являются исторические факты с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.

Цв. Романска делит исторические предания так: 1) преда­ния об исторических событиях; 2) предания об исторических лицах; 3) предания о селениях и местностях (примыкающие к историческим преданиям) 3. В пределах этих больших групп предания распределяются хронологически.

Характерной для преданий считается установка на досто­верность повествования, восприятие их как повествований о дей­ствительно бывшем событии. Действующие лица пре­даний также показываются в социальном аспекте; они занимают в обществе определенное положение и выступают как представи­тели нации, государства или разных классов и сословий.

Но в преданиях даются не просто типичные для определенного време­ни ситуации и образы; в них рассказывается об отдельных кон­кретных случаях, действительно бывших или представляемых таковыми, и о подлинных исторических лицах преданиях очень редко изображается крупное событие в его основных моментах , обычно в них дается какой либо отдельный эпизод, происшедший во время нападения врагов, осады города, приезда исторического деятеля и пр.


Конкретность преданий усиливает их точная локализация.

Большая часть преданий привязана к определенному месту, объ­екту.Не Волга («чуть пониже города Саратова, чуть повыше города

Камышина» и т. п.) или другая река, а отдельный утес на волжском берегу, какие-либо (точно называемые), ущелье, озеро, селения, дома в городе и пр. Такая точ­ность и определенность соответствуют содержанию преданий, рассказывающих об отдельных случаях, и их установке на досто­верность. Следует отметить, что в каждом крае есть особенно популярные герои, о которых чаще всего рассказывают: это ис­торические лица, деятельность которых развивалась в данной местности (или поблизости), которые приезжали сюда и оста­вили заметный след в жизни края и памяти населения.

Происшествие, о котором говорится в предании, само по се­бе может быть незначительным, но образ исторического деятеля — основного персонажа рассказа — неиз­менно остается таким, каким он сложился в народной традиции, к нему добавляются лишь отдельные штрихи. И само происшест­вие показывается так, что оно на конкрет­ном материале раскрывает наиболее существенное в событии, эпохе: расстановку социальных сил, образы патриотов и врагов

и т. п. 'Показ общего, типического посредством частного, конкрет­ного— одна из самых характерных особенностей исторических преданий. Предания, не прикрепленные к местному объекту, имеют бо­лее обобщенный характер и представляют поэтому интерес для более широкого круга.

Царь (король), путешествуя или приез­жая куда-то по делам, встречается с разными людьми, узнает жизнь.

Разбойники останавливают в лесу прохожих и в соответ­ствии с их словами и поступками награждают или наказывают . В таких преданиях должно быть как минимум два дей­ствующих лица, поставленные в разные взаимоотношения;выступают в них и коллективы. Поэтому предания этого типа почти всегда фабулат, имеют какой-то сюжет, хотя бы и нераз­витый. Ограничиться одной или несколь­кими фразами здесь уже нельзя, надо сжато, передать суть дела, показать расстановку сил, характеры действующих лиц.

Ссылки на старых людей, на предков убеждали в важности предания; оно как бы передавалось из рода в род, из поколения

в поколение как устная народная летопись. И такие ссылки ста­ли одним из жанровых признаков преданий. Встречаются они довольно часто и характерны как для самых ранних записей преданий, так и для современных деятелей истории.



Предания нередко заканчиваются и указанием, что в память случившегося на этом месте был заложен город, основалось се­ло, построена церковь и т. п., чем подтверждается их достовер­ность. Такие рассказы могут давать яркие образы. Примером их могут служить воронежское пре­дание о встрече Петра I с разбойниками, закончившейся построением села Петровского, или рассказ о часовне, построенной по приказу Пугачева.

Поскольку в преданиях дается обычно лишь один небольшой эпизод, центральные персонажи их также характеризуются с одной стороны, показывается какая-то одна черта характера, но

наиболее важная. Характеризуют главного героя его действия, слова, отношение к событию, к представителям разных классов. Но, чтобы образы были правильно поняты, сообщающие преда­ния дают оценку их деятельности. Такая характеристика может предварять рассказ, который слу­жит ее подтверждением, или же подытоживать его. Часто встречается прямая харак­теристика в рассказах о Петре, например: «Вот Петр Великий— это был один-единственный справедливый им­ператор, он понимал народ и зря его не обижал»

В преданиях о Разине и Пугачеве и в разбойничьих предани­ях прямые характеристики и оценки имели особенное зна­чение; они противостояли оценкам, дававшимся господствовав­шими классами/утверждали народную точку зрения. Поэтому в преданиях о «благородных» разбойниках постоянно подчерки­валось, что они грабили только богатых, бедным же постоян­но помогали и защищали их от произвола господ.

На основе рассмотренного материала можно выделить два

вида устных народных прозаических рассказов исторического со­держания:

I. Исторические предания. II. Предания легендарные.

В исторических преданиях выделяются два раздела;

1. Предания, основой которых послужили действительные факты:

а) о различных случаях, происшедших в данном месте во время важных событий или во время пребывания здесь истори­ческих лиц;

б) о местных жителях, принимавших участие в крупных исторических событиях или встречавшихся с историческими дея­телями.

2. Предания, связанные с определенными местами и объекта­ми:

а) о построениях городов, сел, церквей и пр.;

б) о местах, связанных с историческими событиями и лица­ ми, и их названиях.

Внутри же каждого значительного цикла пре­дания систематизируются по схемам, разработанным для каждо­го цикла.

Предания легендарные делятся на две принципиально раз­личные группы:

1.. Исторические легенды религиозного содержания.


2. Социально-утопические легенды.(Особый раздел исторических преданий)

27. Заговорно-заклинательная традиция. Норма и отступление от нормы. (Юля)

Говор: «Го» — высокий, высший (голова, гора); «вор» — проникать (ворота). Дословно проникать в высшее (голову, миры). При помощи заговоров, наговоров, приговоров происходит воздействие на других людей или на окружающий мир — с целью достижения определённого состояния либо напротив, избавления от него.

Заговор — это то что идет вслед за говором. Ведь говор сопровождают Мыслеобразы, и определенные Действия,обращённые к единой Цели. Наговор — это то что накладывается на говор (используется как в наузах так и с любыми предметами — вода, амулеты и т.д.)

На Руси раньше четко различали разные действия: говорить, молвить,

сказывать, ректи, баить — это не одно и тоже. В говоре например в отличии от речи и молвления важен ритм. Ведь именно с помощью него происходит проникновение (открываются ворота). Заговоры также подразделяются на зашептывание (слова произносятся тихо) и заклинание (слова кличут- кричат), а выбор метода зависит от поставленной задачи.

У древних славян-язычников и в возрождаемой славянской культуре неотъемлемым атрибутом является магия (ведовство). Человек всегда является проводником сущностей из другого мира Нави, будь то белых или чёрных. В середине и второй половине 19в. в отечественной науке преобладал интерес к происхождению заговора и его природе. Определяющим в то время было понимание заговора как мифа-молитвы, сформулированное мифологами. В заговорах видели остатки древнеязыческой мифологии и считали, что первоначально заговоры представляли собой величание богов или молитвенные обращение к богам. В работе Н.В Крушевского «Заговоры как вид русской народной поэзии» мифологичекому пониманию заговора было противопоставлено иное заговор- пожелание, соединенное с обрядом или без него, пожелание, которое должно непременно исполниться. Славянские заговоры произносятся тихой шепотной речью. Это могла быть любовная магия (привороты) для того, что бы приворожить другого человека или сделать себя в его глазах краше. Так же это могли быть наговоры на врага или призыв сил Нави для победы в битве. Различных обрядов, заговоров, наговоров, шепталок и др., было преогромное количество. Магия это вовсе не чёрная, злая сила, как утверждает это христианская религия. Волхвы, ведуны, ведуньи, ворожеи, колдуньи, ведьмы, шаманы, которые в большом почёте у славянских народов, могут призывать для совершения какого-либо магического таинства и светлых духов, в частности наших предков, которые из мира Нави могут помогать нам в различных делах способами, что смертные не могут понять и называют сверхъестественной магией. Как же могут быть наши предки – отцы, деды, прадеды, бабки, прабабки быть злыми духами? Магия славян – это больше светлое действо, направленное на созидание, а не на разрушение. Недаром, славянские волхвы, были знамениты своей лечебной магией (знахарство) –
заговорами на хвори и защитными оберегами, которые могли помочь в любой ситуации. Вредоносная магия чаще всего называлась порчей. Видов порчи бывает самое великое разнообразие. Есть мнение, что порча изначально наводилась на защиту земель от иноземных захватчиков, но потом переквалифицировалась на личных врагов и неугодных кому-либо людей. Стоит также знать, что в язычестве не бывает Злых и Добрых Богов, все они выполняют свои функции, необходимые для жизни во всех мирах. Именно поэтому не существует чёрной магии, как таковой, а есть злые люди, которые могут свои силы применять в нехороших целях. Действо магов с чёрными помыслами, враждебными желаниями, злыми намерениями и называется тёмной магией.

символ древнейшей природной магии- гребешок. Самое простое гадание – положить гребень под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи мою косу чесать!». Если утром на гребешке окажется волос, значит, скоро и замужество. Ну, а по цвету волос легко и кандидата вычислить.

Использование возвышенных песен и гимнов в повседневной жизни само по себе являлось сильным оберегом от хворей. Основное условие для получения позитивного результата – визуализация яркого образа, а не механическое произнесение слов. Подавляющее большинство древних славянских заклинаний и заговоров не нуждается в дополнительных ритуальных действиях и сложных обрядах – достаточно лишь зачитать магический текст определенное количество раз. Многие заговоры и вовсе можно читать ежедневно, как утренние и вечерние молитвы. Действие заговоров усиливают самодельные изображения или фигурки (идолы) славянских божеств. Разумеется, всегда можно приобрести их у профессиональных мастеров, но лучше изготовить их своими руками, так они изначально будут заряжены на энергетику владельцев. Купленные изделия предварительно очищают в соли или лунном свете. Наиболее подходящие материалы для идолов: дерево, глина, камень.Еще одна особенность древнеславянских заговоров – в старину они часто сопровождались жертвами. Сегодня этот обычай не так распространен, но он по-прежнему в силе. При этом жертвы необязательно должны быть кровавыми.Вполне допускается подносить славянским богам следующие дары:живые цветы;ритуальный огонь;домашний квас;

Старославянские заговоры и заклинания охватывали все сферы жизни. С их помощью можно исцелить больного или облегчить протекание болезни; привлечь денежную удачу помочь в родах уберечь от порчи и сглаза, клеветы, людской зависти найти свою настоящую любовь защититься от врагов и тд.