Файл: Кафедра психологопедагогического и естественнонаучного образования готовимся к государственной аттестации обзорные лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним первым делом относится умение выделить учебную, задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;

  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

  • логическое запоминание;

  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

Эмоционально-волевая готовность. Волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила).

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.


К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как "надо", "можно", "нельзя". Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель – все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера – эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. "Можно" формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: "Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте – выучишь уроки)".

У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.

Готовность к общению. Коммуникативная готовность – наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Необходимым условием формирования гармонически развитой личности является взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение, опосредованное речью, выступая, с одной стороны, в качестве условия гармонизации личности, одновременно является и средством достижения целей личности, и способом его жизнедеятельности.

Проблема развития способности к общению стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключаются в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности имеющиеся знания передать вербально.



Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

В качестве основного вывода можно предположить, что, прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.



  1. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Образование– целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование можно рассматривать как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех тех ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности и значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы – государства, общества и человека.

Государственная ценность образования – это тот моральный, интеллектуальный, научно-технический, культурный и экономический потенциал граждан, который непосредственным образом влияет на все сферы государства.

Общественная ценность образования тоже строится на учете потенциала каждого человека.

Личностная ценность образования связана с индивидуально-мотивированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству и обусловлена внешними обстоятельствами и внутренними интересами. Например, внешние обстоятельства – это престижность получения образования в том или ином образовательном учреждении, материальные соображения человека.
Внутренние интересы отражают естественное стремление человека к знаниям как реализацию его биосоциальной потребности, но они в значительной степени зависят от психолого-педагогической атмосферы той образовательной среды, в которую он попадает.

Образовательная политика России носит личностно-ориентированный характер, позволяющий наиболее полно удовлетворять право каждого гражданина на получение образования с учетом его индивидуальных особенностей, интересов и способностей, но и с учетом общественных и государственных интересов на уровне установления и прослеживания конкретных связей и взаимовлияния социально-экономической и социокультурной сфер и сферы образования.

В России существует своя система образования, имеющая определенную историческую традицию и особенность:

- эта система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих как нечто единое, целостное;

- способна быстро адаптироваться к социально-экономическим изменениям в государстве при сохранении стабильности в своей психолого-педагогической основе, не подвластной конъюнктуре;

- выросла из образовательных парадигм и доктрин, которые традиционно сменяют друг друга исторически;

- это система открытая, способная к самопознанию, количественному и качественному обогащению, преобразованию

Структурными компонентами системы образования России являются:

1. Дошкольное образование.

2. Общее образование, имеющее три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

3. Профессиональное образование.

Профессиональное образованиесистема знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.

Трудовая деятельность, как правило, это профессиональная деятельность, которая представляет собой совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией.

В свою очередь профессия – определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки {квалификации), выполняемый человеком постоянно или относительно постоянно и дающий ему средства к существованию.


В структуру профессионального образования России входят:

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее профессиональное образование;

- послевузовское профессиональное образование;

- дополнительное образование, отличающиеся друг от друга типом профессиональной деятельности и уровнем квалификации будущих специалистов.

Квалификация по специальности профессионального образования это уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.

В рамках конкретной специальности выделяют локальную область профессиональной подготовки, т.е. специализацию, когда специалист получает конкретизированную совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в конкретной области профессиональной деятельности человека в рамках данной специальности.

Традиционны для нашей страны три уровня профессионального образования: профессионально-техническое, среднее профессиональное, высшее.

В рамках среднего профессионального образования действуют его базовый и повышенный уровни.

В рамках высшего профессионального образования появляются подсистемы, причем каждая из них дает выпускнику право получения соответствующего государственного документа об образовании. Так, выпускникам вуза со сроком обучения 4 года присваивается степень (квалификация) «бакалавр», а со сроком обучения 6 лет – академическая степень «магистр»; кроме этого, согласно традиционной системе подготовки кадров выпускник, проучившийся в вузе 5 лет, получает квалификацию «дипломированный специалист».

Двухступенчатая подготовка специалистов для дошкольного образования осуществляется следующим образом.

На первой ступени выпускники колледжа получают квалификацию воспитателя детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой (скажем, в области информационных технологий в дошкольном образо­вательном учреждении). На второй ступени (после окончания вуза по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология») они имеют квалификацию преподавателя среднего профессионального учебного заведения. Многоступенчатость системы способствует профессиональному самоопределению студента, когда начальная ступень выполняет роль профориентации, утверждая его в правильности сделанного профессионального выбора.

Современному обществу нужны люди, владеющие навыками развития и совершенствования своих способностей, включенные в социально-ценностную активность, способные осуществлять поиск наиболее эффективных способов и средств личностного и профессионального самообразования. Реализация обозначенных ориентиров возможна при наличии системы непрерывного образования.