Файл: Социальная среда корпораций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»


Кафедра Экономики и учетно-аналитической деятельности
Реферат
по дисциплине Корпоративная социальная ответственность
Тема: Социальная среда корпораций

Выполнил: студент группы 19-МБ422

Дундо Дмитрий Сергеевич _______

(Ф.И.О., подпись студента)
«10» февраля 2023г.

Руководитель: Сидорова Е. А.

(ученая степень, ученое звание, должность)

(ФИО, подпись)

«___» 20__г.


Ярославль, 2023



Содержание


Реферат 1

Введение 3

1 Теоретические основы социальной среды 4

1.1 Понятие и структура социальной среды 4

1.2 Социальное развитие как объект управления 12

2 Основные факторы развития социальной среды организации 14

2.1 Факторы социальной среды организации 14

2.2 Потенциал и социальная инфраструктура организации 19

2.3 Сущность социальной политики 20

Заключение 22

Список используемых источников 23

Введение



Социальное управление по своему назначению ориентируется исключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.

Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое.

Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде - в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.


Актуальность этой темы обусловлена важнейшей ролью персонала, как основного ресурса предприятия, в значительной степени определяющего успех всей его деятельности.

Все больше работодателей понимают важность и возрастающую значимость социальной составляющей, и то, что без управления, максимально полно учитывающего социальные факторы, предприятие никогда в полной мере не реализует своего потенциала развития.

Цель исследования: рассмотреть феномен социального развития в современном мире.

Объектом исследования является социальное развитие предприятия.

Предметом исследования является социальная политика предприятия как инструмент социального развития.

Задачи исследования:

раскрыть понятие, сущность социальной политики и социального развития;

- охарактеризовать основные принципы социальной политики;

1 Теоретические основы социальной среды


1.1 Понятие и структура социальной среды



В настоящее время наблюдается повышенный интерес к научному осмыслению организационной деятельности людей, связанный со стремлением совершенствовать практику управления на основе научных достижений.

Это привело к возникновению и развитию целого комплекса наук, в которых рассматриваются общие и частные проблемы организации, выявляются основные организационные законы и принципы, устанавливаются факторы, формирующие и регулирующие деятельность организаций.

Объектом научного исследования является, в том числе, совокупность организационных отношений – социальная среда организации.

 Понятие «социальная среда организации» относится к кругу сложных интегрированных понятий. В отличие от сложных, но механических понятий, интегрированные понятия представляют собой не просто совокупность составляющих их элементов, а систему, имеющую внутреннее объединяющее начало.

Социальную среду различные авторы рассматривают как предмет или объект управления, как часть социально-ориентированной рыночной экономики или социальной сферы общества, или, наоборот, последнюю рассматривают как элемент социальной среды. [1;18]

Наше определение понятия «социальная среда» предварим анализом организации как социального института, представляющего собой – вне зависимости от сферы деятельности, формы собственности, юридического статуса, терминологического обозначения («предприятие», «учреждение», «фирма», «корпорация», «общество», и др.) – форму устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей.



С точки зрения Т.Ю. Базарова, в составе любой организации выделяются следующие компоненты:

– цель;

– структура;

– ресурсы (материально-технические, финансовые, интеллектуальные – и др.);

– персонал;

– технологии (способ деятельности – производство, продажа, услуги и др.);

– управление.[2;26]

При этом все компоненты тесно взаимосвязаны между собой, и организация представляет собой единый организм.

Как любой живой организм, современная организация состоит из «клеток» – отдельных работников и социальных групп; она развивается, проходя определенные стадии (этапы жизнедеятельности); каким-то образом «выглядит» (имидж организации), «ведет себя» (стратегия поведения на рынке) и «чувствует себя» (социально-психологический климат организации).

Перечисленные признаки дают возможность применить антропоморфный подход (от лат. antropos – человек, morfos – строение) – уподобить строение организации строению человеческого организма, и (с достаточной долей условности) рассмотреть названные выше компоненты организации как части человеческого организма и на этой основе создать модель организации в виде схематичного изображения фигуры человека: «голова» – это цель организации, «туловище» – организационная структура (можно графически отразить ее «женский» или «мужской» вариант, что будет метафорой определенной оргструктуры), «правая рука» – персонал (есть выражение, которое можно услышать от руководителя в адрес подчиненного «он – моя правая рука»); «левая рука» – технологии, «ресурсы» – то, что дает опору организму, и, наконец, «нервная система», обеспечивающая его жизнедеятельность, – система управления.

Продолжение аналогии приводит к мысли, что «душу» организации составляет ее корпоративная культура, система ценностей и в целом философия организации.

Такое моделирование позволяет не только отобразить признаки организации как живого организма (например, стадии роста и развития в виде равномерных фигурок «человека-организации», или имидж организации в виде элементов стиля одежды, аксессуаров, или организационную патологию – «болезнь» организации, проявляющуюся в несоразмерности или неразвитости отдельных частей, а также «слабости» системы управления), но и показать, с одной стороны, ее целостность и самодостаточность, принципиальную неразрывность компонентов, а с другой, – открытость для существования в окружающем пространстве.

Развитие идеи обеспечивает понимание того, что, как живой организм, любая организация «живет» во внешней среде и создает свою внутреннюю среду (своего рода «гомеостаз»), характеристики которой имеют первостепенное значение для ее полноценного функционирования.


Другой подход к анализу понятия «организация» вместо создания целостного образа использует принцип системного структурирования и выделяет в составе организации ряд подсистем: экономическую; техническую; информационную; социальную. В этом подходе социальную подсистему следует рассматривать как социальную среду организации.

Само понятие среды имеет много значений. Синонимами среды выступают такие понятия, как условия, сфера, окружение, внутренний мир, сообщество. Это дает возможность, рассматривая отдельные аспекты социальной среды, отнести их к определенному кругу явлений.

Во-первых, социальная среда организации включает в себя совокупность материальных условий и общественных отношений, в которых работники организации трудятся и взаимодействуют между собой.

Во-вторых, социальная среда создает основу для духовно-нравственных отношений, которые складываются между отдельными личностями, группами и отражают их морально-этические ценности.

В-третьих, социальная среда является источником отношений по поводу распределения и потребления благ.

Данные определения объединяет термин «отношения». В психологии под отношениями понимаются взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в процессе совместной деятельности.

Таким образом, именно отношения являются связующим звеном, тем началом, который и придает интегративный характер понятию социальной среды. Понятие социальной среды организации соотносится с понятием социальной сферы общества.

По мнению И.Е. Ворожейкина, «социальная сфера общества охватывает социальные группы и слои в том виде, как они складываются в обществе на тот или иной исторический момент, а также широкий круг разнообразных отношений между людьми и их объединениями».

В общеупотребительном смысле в данное понятие включаются учреждения системы здравоохранения, образования и науки, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и др., то есть все, что относится к социальной инфраструктуре общества.

Кроме того, социальная сфера вбирает в себя систему государственного социального обеспечения граждан и законодательно установленных социальных прав и гарантий, а также опирающиеся на традиции и обычаи людей морально-нравственные нормы поведения.

Таким образом, социальная сфера общества определяет условия и образ жизни, формирование и удовлетворение насущных потребностей граждан.


Организация, являясь своего рода микрообществом, формирует свою социальную среду, включающую аналогичные элементы, а именно:

– персонал организации;

– социальную инфраструктуру организации;

– условия труда и быта, систему охраны труда;

– социально-психологический климат;

– меры социальной защищенности работников;

– механизмы мотивации и вознаграждения за труд;

– условия для культурного досуга работников и членов их семей.

Персонал организации, в состав которого включаются все работники по принципу занятости на различных условиях (в отличие от кадрового состава, в который включаются работники не только по характеру постоянной занятости, но и имеющие профессиональную квалификацию и определенное должностное положение), можно дифференцировать по разным основаниям, выделяя различные группы.

Так, по профессионально квалификационным признакам выделяют категории руководителей, специалистов, рабочих обслуживающего труда или административно-управленческий, инженерно-технический и вспомогательный персонал; высококвалифицированный персонал и работников с низким образовательным уровнем и т.д. [3;32]

Однако с точки зрения социального развития организации интерес представляет социально-классовая и социально-демографическая структура персонала. В основе социально-классовой структуры лежит признак владения собственностью. Данный признак дает основание выделить наемных работников и собственников.

Социально-демографическую структуру персонала представляют категории работников, выделенные по следующим основаниям: пол (мужчины, женщины), возраст (трудоспособного возраста и моложе или старше; молодые работники, работники среднего возраста, предпенсионного и пенсионного возраста – в зависимости от границ возрастных периодов), брачное (состоящие в браке или разводе, незамужние и холостые, вдовствующие) и семейное положение (имеющие полную семью, детей – в зависимости от количества – многодетные семьи, семьи с одинокими матерями), условия труда (работники, занятые на работах с вредными условиями и т.д.), состояние здоровья (здоровые работники, с хроническими заболеваниями, работники-инвалиды), уровень дохода (с высоким уровнем дохода, со средним достатком и малообеспеченные, с низким уровнем совокупного дохода).

Помимо социальных характеристик, немаловажное значение имеют психологические характеристики персонала, такие как адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, преобладающий психологический настрой (оптимизм, пессимизм), внутренний или внешний локус контроля, конфликтность, особенности организационного поведения – активность, пассивность, лояльность, приверженность и др., потому что они влияют на процессы групповой динамики, формирование коллектива не как объединения индивидов, а собирательной личности.