Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы социальной среды
1.1 Понятие и структура социальной среды
1.2 Социальное развитие как объект управления
2 Основные факторы развития социальной среды организации
2.1 Факторы социальной среды организации
2.2 Потенциал и социальная инфраструктура организации
Содержание и культура труда в свою очередь зависит от уровня квалификации работников, оснащенности рабочих мест, средств и способов деятельности.
Численность персонала – переменный фактор; на социальную среду влияет не столько абсолютное значение, сколько динамика основных показателей кадровой ситуации, а также соответствие темпам и особенностям развития организации.
Местоположение организации обеспечивает благоприятные или менее благоприятные условия для развития социальной среды за счет таких характеристик, как тип населенного пункта (мегаполис или поселок в сельской местности), район расположения (Заполярный круг или Черноморское побережье) и соответствующие климатические условия, степень освоения территории с точки зрения коммуникаций и развития социальной инфраструктуры.
Известность, репутация и имидж организации могут быть обусловлены как исторически сложившимися традициями и престижностью, так и настоящим восприятием ее образа клиентами, партнерами, гражданами в целом. Складывающееся в обществе мнение об организации служит своего рода магнитом, который притягивает людей, создавая дополнительные предпосылки для эффективности деятельности. Поэтому управление репутацией способствует социальному развитию.
Все рассмотренные здесь факторы можно отнести к ресурсообеспечивающим, питающим социальную среду организации и обеспечивающим ее функционирование и развитие.
Открытость организации как системы приводит к большой зависимости ее социального потенциала от действия внешних факторов, так как организация находится в состоянии постоянного обмена с окружающей средой. Всегда существует возможность, что условия могут измениться и действовать негативным образом.
Поэтому перед управлением социальным развитием стоит задача социального прогнозирования на основе выявления вероятных угроз, рисков и стратегического планирования с целью обеспечения такого взаимодействия с окружающей средой, которое позволяло бы ей поддерживать социальный потенциал на уровне, необходимом для достижения целей в долгосрочной перспективе.
Однако организация обладает способностью не только к саморегулированию, но и соответствующему воздействию и преобразованию окружающей среды, как в интересах своего жизнеобеспечения, так и в интересах всех людей, составляющих общество, в котором она функционирует. Применительно к обществу в целом развитие социальной среды организаций, в конечном счете, приводит к повышению качества трудовой жизни населения.
2.2 Потенциал и социальная инфраструктура организации
Потенциал отражает материально-технические и организационно- экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность персонала и характер ведущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции (товаров и услуг), форму собственности, состояние основных фондов, финансовое положение.
Социальная инфраструктура представлена на рисунке 1 и представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:
- обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго, газо и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.;
- медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и т.д.);
- объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.);
- объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);
- объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);
- спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно - оздоровительных мероприятий;
- коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.[11;36]
Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.
2.3 Сущность социальной политики
Говоря об управлении социальным развитием организации можно использовать еще одни термин - Социальная политика организации, которая характеризуется как часть политики управления персоналом, и включающая в себя все цели и мероприятия, связанные с добровольными социальными услугами организации.
Социальная политика организации означает уважение, признание заслуг и поощрение людей. Соответственно этому система дополнительных социальных льгот должна быть не только привлекательной для сотрудника, но и ориентированной на успех организации и, следовательно, в одинаковой мере - полезной для обоих производственных партнеров - работника и работодателя.
Социальная политика в организации должна отвечать следующим принципам:
-знать и учитывать материальные и нематериальные потребности и интересы сотрудников;
-предоставленные услуги должны быть известны сотрудникам и расцениваться ими как добровольные расходы на социальные нужды;
-быть для организации экономически оправданной и ориентироваться в системе рыночной экономики на соображения расходов и эффективности;
-социальные нужды, которые уже в достаточной мере удовлетворяются государством или другими общественными учреждениями, не должны быть предметом социальной политики в организации.
Социальная политика организации, будучи частью политики управления персоналом, выполняет следующие функции:
- сокращение конфликтов;
- формирование благоприятного социально-психологического климата;
- улучшение отношений между работодателями и наемными работниками;
- привлечение новых работников;
- создание благоприятного имиджа организации в глазах общественности;
- «привязку» персонала к данной организации, способствует тому, чтобы работник отождествлял себя с ней.[12;13]
Таким образом, социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации.
Объектом воздействия социальной политики являются не только занятые работники, но в определенной мере и бывшие работники, в том числе вышедшие на пенсию.
Заключение
Перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут к возрастанию роли человеческого фактора трудовой деятельности и значения личностных качеств работников. Это обстоятельство на всех уровнях, включая и организации, усиливает потребность в регулировании социальных процессов, в грамотном, действительно научном управлении социальным развитием. В настоящее время социальные службы действуют в условиях перехода от планового, чрезмерно централизованного хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике. Их структура определяется, с одной стороны, размерами и особенностями организации, а с другой - сложностью решения как производственно-экономических, так и социальных задач.
Забота о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные органы, в первую очередь на муниципальный уровень и сами организации.
В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо руководством организации, либо специально уполномоченными на то лицами.
Чтобы действовать в социальной сфере целесообразно, нужны прогнозные проекты, целевые программы, планы - краткосрочные (в пределах одного года), среднесрочные (до пяти лет), долгосрочные (до десяти и более лет).
Прогнозирование и планирование - важнейший инструмент управления социальным развитием, предполагающий анализ состояния социальной среды организации, учет воздействующих на нее факторов, разработку проектов и программ, рассчитанных на перспективное использование потенциальных возможностей.
Должны приниматься во внимание положение дел не только в самой организации, но также обстановка в отрасли и регионе, ситуация в стране.
Существенную сторону деятельности социальной службы составляет использование разного рода стимулов, побуждающих коллектив к активной работе по выполнению целевых программ и планов социального развития, повышению результативности солидарных усилий. Сюда входит материальное и моральное поощрение тех, кто проявляет в деле социального развития полезную инициативу, показывает добрый пример.
Обязанностью социальной службы являются постоянный контроль за практической реализацией намеченных социальных мероприятий, информирование коллектива о переменах в социальной среде организации. Осуществление этих функций связано с получением, анализом и обобщением сведений, касающихся социального развития, экспертизой условий труда и быта работников, подведением итогов, оценкой экономической и социальной эффективности улучшений, достигнутых, в социальной среде организации.
Список используемых источников
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом – М.: Инфра-М, 2011. – С.29.
2. Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство: Учебно-практ. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2011. – 356 с.
3. Броймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 458 с.
4. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – М.: Феникс, 2011. – 348 с.
5. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов. Учеб. пособие. /О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова. Под ред.Н.И. Кабушкина. – М.: Новое знание, 2012. – 360 с.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2011. – С.317.
7. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А., Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебное пособие.- Мн.: Новое знание, 2013.-216с.
8. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие- Мн.: Новое знание, 2014.-432с.
9. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2012. – С. 183.
10. Макарова И.К. Управление персоналом: Схемы и комментарии. – М.: Юриспруденция, 2012. – 96 с.
11. Никифоров А.Н. О регулировании оплаты труда // Общество и экономика. – 2011. – № 7–8. – С. 195 – 208.
12. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2011. – С.83.