Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Л. В. Котликова
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Томск
«Эль Контент»
2013

УДК 1(075.8)
ББК
87я73
К 734
Рецензенты:
Захарова Л. Л., канд. филос. наук, доцент кафедры философии и социологии
ТУСУРа;
Шевченко Л. В., доцент кафедры философии и социологии ТУСУРа.
Котликова Л. В.
К 734
Философия : учебное пособие / Л. В. Котликова. — Томск : Эль Контент,
2013. — 194 с.
ISBN 978-5-4332-0130-9
В учебном пособии представлена теоретическая характеристика фило- софии как целого, рассматриваются проблемы прогресса философии, а так- же структура современного философского знания. Освещены проблемы природы человека и его предназначения, приводятся возможные направ- ления и подходы в рассмотрении проблемы человека. Особое внимание уделено проблеме бытия, философской, религиозной и научной картине мира. Рассмотрены основные понятия и принципы теории познания, про- блемы свободы и ответственности личности, роль СМИ и рекламы в жизни современного человека. Отдельное место занимают вопросы многообразия культур, цивилизаций, форм социального опыта. Рассмотрены проблемы и перспективы современной цивилизации.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
УДК 1(075.8)
ББК
87я73
ISBN 978-5-4332-0130-9
© Котликова Л. В., 2013
© Оформление.
ООО «Эль Контент», 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
5
1
Теоретическая характеристика философии как целого
6
1.1 Необходимость философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7 1.2 Генезис философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10 1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры . . . .
13 1.4 Проблема прогресса философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21 1.5 Структура современного философского знания . . . . . . . . . . . . . .
23
2
Современный образ философии. Предмет философии
28
2.1 Философы о предмете философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
28 2.2 Основные подходы в понимании проблемы «образа философии» . .
32 2.3 Сциентизм как характерная особенность западноевропейского образа философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33 2.4 Современный образ философии и ее предмет . . . . . . . . . . . . . . .
35
3
Проблема природы человека и его предназначения
42
3.1 Возможные направления и подходы в рассмотрении проблемы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42 3.2 Понимание человека и представления о нем в истории философии .
45 3.3 Сущность и специфика деятельностного подхода к пониманию природы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
61 3.4 Смысл человеческого существования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
66
4
Проблема бытия. Философская, религиозная и научная картина мира 70
4.1 Бытие как философская категория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
71 4.2 Образы бытия в истории философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
72 4.3 Анализ форм бытия мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
84
5
Основные понятия и принципы теории познания
89
5.1 Гносеология и ее проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
89 5.2 Структура познавательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
93 5.3 Проблема истины и ее критерия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
99 5.4 Специфика научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 5.5 Понятие метода, его связь с практикой и теорией . . . . . . . . . . . . 110
6
Общество. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального
опыта
115
6.1 Основные концепции социальной реальности в философии . . . . . . 116


4
Оглавление
6.2 Общество как специфическая форма бытия человека . . . . . . . . . . 118 6.3 Специфика культуры и цивилизации как форм бытия социальной реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
7
Человек в мире культуры
131
7.1 Основные функции культуры в системе «человек-общество» . . . . . 132 7.2 Диалог культур в информационном обществе . . . . . . . . . . . . . . 138
8
Личность: проблемы свободы и ответственности
143
8.1 Личность как субъект свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 8.2 Свобода и необходимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 8.3 Свобода и ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
9
Человек в информационно-техническом обществе
156
9.1 Система отношений: человек — техника . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 9.2 Человек и информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 9.3 Роль «СМИ» и рекламы в жизни современного человека . . . . . . . 163 9.4 Информационное общество и культура человека . . . . . . . . . . . . . 166
10 Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Человечество перед лицом глобальных проблем
171
10.1 Основные симптомы проявления глобальных проблем современности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 10.2 Проблема войны и мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 10.3 Проблема экологического кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 10.4 Демографическая проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 10.5 Перспективы современной цивилизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Литература
185
Глоссарий
186

ВВЕДЕНИЕ
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто- граммы и специальное выделение важной информации.
Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная ин- формация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поде- литься с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведе- ния или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь чита- телю лучше понять основные идеи.
Выводы
Эта пиктограмма означает выводы. Здесь автор подводит итоги, обобщает из- ложенный материал или проводит анализ.
Контрольные вопросы по главе
Рекомендуемая литература к главе


Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИЛОСОФИИ КАК ЦЕЛОГО
Вузовская программа обучения всегда включала в себя «Философию» как не- обходимый, обязательный курс среди других общегуманитарных дисциплин. Вме- сте с тем для большей части студентов необходимость данного курса отнюдь не была и не является очевидной. Более того, нередким является изначальное оттор- жение со стороны студента данного курса, как «досадного» приложения к пред- метам выбранной им специальности. Причины такого отношения могут быть раз- личными, иметь субъективные и объективные основания. Эти причины, наконец,
обусловлены и самой ситуацией, сложившейся в XX веке, как в развитии фило- софского знания в целом, так и в изменении вектора развития общественных от- ношений в нашей стране. Все эти факторы породили соответствующий всплеск и философской рефлексии, которая в философской литературе (и в вузовской прак- тике преподавания) проявила себя в определенном «хаосе» мыслей, излишней то- ропливости и категоричности, смене позиций, пристрастий и т. д. Предпочтения,
отдаваемые философами в XX веке философской антропологии, хотя и кажутся вполне исторически оправданными, тем не менее очень часто способны исказить целостный характер и самой философии, и ее проблематики. Отсутствие четкости в понимании в рядах самих философов: что есть сегодня философия (наука? ре- флексия? мировоззрение?), каков ее предмет исследования (весь мир как целое, во всех связях и отношениях? отношения человека к миру при определении своего места в нем? внутренний мир самого человека?) — еще более усилили негативное отношение к ней со стороны студентов нефилософских факультетов. Сложившу- юся ситуацию нельзя изменить одномоментно. Поэтому, на наш взгляд, вполне обоснованной и правомерной является своеобразная помощь студенту в виде раз- ных (и по структуре, и по материалу, и по философской направленности) учебно- методических пособий, позволяющих скорректировать возникающие трудности.

1.1 Необходимость философии
7
1.1 Необходимость философии
Прежде всего, вне зависимости от своего личного отношения к философии,
попробуем просто обосновать для себя тезис необходимости не учебного курса философии, а философии как таковой.
Итак: Философия необходима. В данном случае понятие необхо- димости используется не в праксиологическом (очень нужно) и не в аксиологическом (нравственный долг), а в логическом смысле:
необходимо — значит, не может не быть. То есть философия необ- ходима и не может закончить свое существование пока есть обще- ство мыслящих людей.
Многие выдающиеся философы прошлого рассматривали философию как уко- рененную часть сознания человека.
«Философия кажется чем-то, без чего можно обойтись, — писал Ф. Гегель. —
Но весь вопрос в том, что мы называем необходимостью. Со стороны духа мы можем признать философию как раз более всего необходимой». А. И. Кант подчер- кивал: «Чтобы дух человека когда-нибудь совершенно отказался от метафизиче- ских исследований — это также невероятно, как и то, что мы когда-нибудь совсем перестали бы дышать». Именно этот тезис и попробуем доказать.
Для Канта доказательством служит, прежде всего, то утверждение, что разум- ный человек — это познающий человек. То есть разуму присуща познавательная потребность, не имеющая конца. Однако эти аргументы сами по себе являются философскими утверждениями и в строгом смысле не могут служить доказатель- ством точки зрения о необходимости философии. Другой немецкий философ, ос- нователь феноменологии Э. Гуссерль утверждал, что человека охватывает страсть к созерцанию и познанию окружающего мира без чисто практического интереса.
Это и есть философия. Однако появляется новый вопрос, почему и откуда у чело- века возникает такая страсть?
На наш взгляд, более правильной посылкой для ответа может служить пони- мание человека как не просто познающего существа, а как познающего и деятель- ностного существа. А сама деятельность человека невозможна вне познания.
Поэтому специфика человеческого разума не в том, что человек с его помощью познает, то есть, приспосабливается к окружающей среде. (Такое приспособление у животных значительно более развито.) Специфика человеческого разума заклю- чается, прежде всего, в том, что он является источником человеческой свободы.
Как свобода — человеческий разум связан с наличием самосознания (переживани- ем, осознанием своего «я»). А сама свобода осуществляется в выборе того или иного решения. Именно в этих частях человеческого разума и коренится фило- софия. Как подчеркивал Гегель, любой человек всегда находится в центре мира и иначе себя не представляет. «Все, что есть в мире, я нахожу в своем сознании».
Иначе говоря, сознание и мир нерасторжимы, а следовательно, есть возможность для возникновения философских проблем: что есть мир и каково мое место в этом мире.


8
Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
Необходимость философии вытекает не просто из свободы, а из противоречия свободы и несвободы. В чем заключается данное противоречие?
С точки зрения современной науки синергетики (наука о самоорганизации),
человеческий разум обладает автопоэзисом, т. е. внутренней имманентной актив- ностью, самоорганизуемостью. И эта специфика разума и является основой для свободы выбора.
Однако человек как деятельностное существо — свободно выбранное — продол- жает выбор в своей деятельности. При этом разум вынужден фиксировать, что не всякий выбор может быть фактически реализуем. Когда разум человека наталки- вается на данное обстоятельство, он обнаруживает два типа препятствий:
а) в объекте — вещах, явлениях, которые, оказывается, существуют не в самом сознании, а отдельно от него;
б) в субъекте, — когда существует другой свободный человек, тоже выбираю- щий и мешающий реализации моего выбора.
Выстраивая отношения с объектом (субъектно-объектные отношения), свобод- ный разум человека стремится его познать, преобразовать и использовать в сво- их интересах, для достижения своих целей. То есть формируются гносеологиче- ские, познавательные отношения. Во втором случае, в возникающих субъектно- субъектных отношениях мало просто познать сознание и свободный выбор друго- го человека. Необходимо понять, убедить, привлечь на свою сторону это другое сознание, т. е. выработать какие-то нормы, предписания, требования и т. п. Фор- мируются аксиологические и праксиологические отношения. То есть человек ста- новится человеком, не просто выбирающим по своему желанию и усмотрению,
а человеком, выбирающим на основе каких-то оценок. Конечно, при этом утрачи- вается какая-то часть свободы выбора. Но в этом и специфика отношений в обще- стве, в отличие от отношений в животном мире. Именно здесь, при формировании тех или иных оценок и возникает иерархия мировоззренческих идей.
Начинают формироваться идеи ориентации (должно поступать так, а не иначе), идеи оправдания (поступать так, потому что. . .),
идеи обоснования (поступать так, потому что, потому. . .). Возник-
новение этих мировоззренческих идей и есть начало для возникно-
вения философии.
Мировоззренческое сознание — есть сознание, оправдывающее и обосновыва- ющее основы человеческого бытия.
Первой формой мировоззренческого сознания выступает мифологическое со- знание. Мифологическое сознание еще не есть философия. Разум пока еще удо- влетворен достаточными основаниями, на которых построено мифосознание, т. е.
нет еще обращенности сознания к самому себе. Однако в определенный момент развития человеческий разум начинает познавать мифосознание, размышлять, де- лать выбор. То есть разум в этом познании фактически обращается к самому себе,
так как мифосознание есть часть этого разума. В этом познании разум осознает неудовлетворительность конечных (достаточных) объяснений. Идет поиск новых,


1.1 Необходимость философии
9
иных объяснений окружающего мира и самого человека в нем. Это и есть начало философии.
Если данную ситуацию движения разума к самому себе попытаться предста- вить на уровне обыденного сознания, то вполне уместно обратиться к такому при- меру, как этапам развития этого «разума» у родившегося, а затем формирующе- гося ребенка. Если первый этап «разумности» ребенка вплетен непосредственно в его утилитарно-практические потребности, то очень скоро (в масштабах челове- ческой жизни, а не человечества как такового), он начинает функционировать на достаточных основаниях — определенном подражании поступкам, оценкам, нор- мам героев мира сказок (мифов). И данное восприятие сказочного и реального мира как естественной среды своего обитания не вызывает в сознании ребенка никаких противоречий до определенного возраста. А затем происходит «взрыв»
сознания, появляются первые «почему?», которые, расширяясь, втягивают в свою орбиту и весь окружающий ребенка мир, и всю его деятельность, и его самого.
Это проснувшееся «почему?» и есть начало рефлексии человеческого разума.
Э. Гуссерль отмечал, что возникновение философии есть прорыв к совершенно новой духовной структуре. Духовное бытие человечества вступает на путь посто- янного духовного обновления. То есть, человеческий разум перестал быть успоко- енным в найденных объяснениях. Когда сознание человека встает на путь само- познания, у философии возникает черта рефлексивности, иначе говоря, возникает контроль за тем, как идут рассуждения о предмете познания. Таким образом, в фи- лософии человеческий разум обретает самокритическое сознание.
Поэтому философия всегда есть по сути критика всего того, что
привлекает внимание человеческого разума. Отсюда и ее значи-
мость для человека и общества.
Таким образом, рефлексивность и критичность являются характерными осо- бенностями философского сознания.
Подчеркнем также, что, возникнув в результате несогласия с достаточными основаниями мифологического сознания и ведя поиск новых ответов, философия и не может найти этих предельных оснований или окончательных ответов. Ведь разум не может сам себе приказать остановиться или умереть, он (как и все в мире)
находится в постоянном развитии. Поэтому все ответы философии являются лишь временно удовлетворяющими. Но эти ответы философии нельзя рассматривать как заблуждение или бессмыслицу. Это моменты свободного духовного поиска, кото- рый на определенном этапе способен удовлетворять людей. А философское созна- ние, являясь частью человеческого разума, и впредь будет существовать в силу существования самого разума. Однако следует понять, что хотя философия необ- ходима в своем существовании, но в ней имеет место момент случайности. Как и все в обществе, философия имеет вероятностный или стохастический характер.
Из всего сказанного вытекают следующие выводы:
1. Философия, в силу рефлексивности, выступает как самосознание обще- ства. Иначе говоря, содержанием философии является не эмпирическая действительность как таковая, а ее отражение в сознании, т. е. научное по-