Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
угрожающих самому выживанию цивилизации, так как с учетом роста потребления ресурсов природы, технической и энергетической оснащенности давление населения на тер- риторию будет непрерывно возрастать.
При этом надо иметь в виду, что социально-демографическая ситуация в разви- том и развивающемся мире носит диаметрально противоположный характер. Всего

10.5 Перспективы современной цивилизации
181
лишь менее 5% прироста населения приходится на экономически развитые стра- ны. Причем, в большинстве этих стран уже сегодня уровень рождаемости недо- статочен даже для обеспечения простого воспроизводства их населения. Не менее
95% прироста мирового населения в ближайшие годы придется на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. С целью обеспечения основных по- требностей своего населения развивающиеся страны неизбежно будут вынуждены увеличивать свою производственную деятельность. А это, в свою очередь, означа- ет, что нагрузка на природу, достигшая предела уже в настоящее время, возрастет во много раз.
Сама демографическая ситуация и неравномерность ее проявления в разви- тых и развивающихся странах повлекла массу сопутствующих проблем, связанных не только с будущими возможностями дальнейшего экономического прогресса, но и с нравственной сферой человека:
• к этой сфере можно отнести проблему сохраняющейся высокой детской смертности в мире (прежде всего, в развивающихся странах) и не просто от отсутствия должной медицинской помощи, но и от отсутствия элемен- тарных продуктов питания;
• к этой сфере можно отнести и проблему международного усыновления де- тей, которая сегодня превратилась, в том числе, в криминальную деятель- ность определенных кругов;
• к этой сфере относится и «старая» проблема искусственного прерывания беременности;
• к этой сфере относится и проблема «легализации» однополых браков;
• к этой сфере следует отнести и нарождающуюся проблему «клонирования»
человека или отдельных его органов;
• к этой проблеме можно отнести и проблемы наркомании, СПИДа и т. п.,
напрямую влияющие на живущего человека и будущее потомство.
Вся совокупность этих проблем, связанных непосредственно с существовани- ем человеческого рода, может показаться вторичной на фоне грозящих катастроф человечеству со стороны природы. Но такой подход вряд ли оправдан. Если чело- вечеству удастся технически, научно решать обозначенные выше проблемы в отно- шениях с природой, то без внимания к самому себе, к своей «природной» и духов- ной сущности человеку не обойтись. Иначе человеку грозит потеря самого себя,
как современного вида «человека разумного».
10.5 Перспективы современной цивилизации
Кризис цивилизации абсолютно исключает возможность дальнейшего мирово- го развития по тем направлениям, по которым оно шло до настоящего времени,
ибо то, что представлялось вполне естественным и закономерным еще недавно,
в новых условиях обнаруживает перспективы общепланетарной катастрофы. Ну- жен поиск новых, альтернативных путей общественного прогресса мира в целом.
Выбор таких путей решения глобальных противоречий современной цивили- зации должен быть связан:


182
Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
• с ликвидацией оружия массового уничтожения и запрещения войн;
• решением экологических проблем, направленных на сохранение Земли (ре- сурсосберегающие технологии, воспроизводство природных ресурсов (рас- тительный и животный мир), экологическое образование, сознание);
• созданием условий, гарантирующих развитие наций и их культуры (не во- енные в виде смены режимов и насаждения «демократии», а, прежде всего,
экономические рычаги, вовлечение в мировую экономику);
• обеспечением условий существования, достойных человека. (Делиться,
чтобы выжить всем, иначе богатство личное становится бессмысленным.)
Человечество овладело такими тайнами мироздания, которые позволяют уже сегодняшнему поколению справиться с проблемами голода, крова над головой и безработицы, неграмотности и невоспитанности. При современных технологи- ях и знаниях вполне возможно реально обеспечить каждому человеку его право на достойную жизнь. Человечеству удалось справиться со страшными болезня- ми прошлого, от которых гибла большая часть нашего рода; открыть и поставить на службу новые источники энергии и средства коммуникации, уменьшить риск термоядерной зимы.
Но:
Своекорыстные интересы, близорукая политика узких группировок, невеже- ство, в которое погружены огромные массы людей, — все это многократно уве- личивает тяготы переживаемого человечеством кризиса цивилизации. Над нами нависают ужасы экологической катастрофы и новых болезней. Наркотики, голод и болезни стали уделом многих миллионов людей. Распри на этнической и рели- гиозной почве охватывают все новые и новые страны и районы. Огромные массы отчуждаются от ценностей современной культуры и науки.
Все эти проблемы при современном уровне развития науки и техники подда- ются решению, но для этого необходимы разум, воля, и солидарные повседневные действия на всех континентах и во всех странах. Теперь, когда эти и многие дру- гие опасности поджидают миллиарды людей, счет идет уже не на тысячелетия и века, а на десятилетия и годы. Недостаточно перечислить эти опасности и пре- дупреждать о них через средства массовой информации. Настало время переходить к срочным, конкретным и адресным солидарным действиям во имя человека, что- бы спасти все сущее на нашей Земле. И эта задача — не утопического свойства.
Она вполне по плечу ныне живущим, если они объединятся для этой гуманисти- ческой цели. Поддерживая прогрессивную тенденцию к интеграции в межгосудар- ственных отношениях, мы вряд ли можем согласиться с позицией тех (например,
Ортега-и-Гассет), кто считает, что нации, с их особенностями культуры, языка,
образа жизни и т. д. изжили себя в наше время и пора строить «из народов Евро- пы новую великую сверхнацию». На наш взгляд, в развитии человечества должен оставаться принцип «единства в многообразии», с тем чтобы интеграция способ- ствовала максимальному проявлению самобытности каждой этнической, религи- озной, социальной группы и позволяла раскрыть ей полностью свои творческие способности. Насилия не должно быть вовсе — ни экономического, ни военного,
ни религиозного, ни культурного.
Оценивая угрозу сложившихся и грядущих глобальных проблем для выжива- ния человечества, а в связи с этим и будущее в развитии современной цивилиза-


10.5 Перспективы современной цивилизации
183
ции, необходимо подчеркнуть и роль философии, ее возможности и перспективы при решении всего комплекса обозначенных проблем.
Следует отметить, что философия конца XX века (и особенно российская фи- лософия) испытывает определенный кризис. В истории философии такие ситуации не раз имели место. Основные причины современного кризиса философии можно свести к следующим:
• обостряется недоверие к старому типу рациональности: требуется выра- ботка новой концепции познания, истины;
• необходима выработка новой системы ценностей (общечеловеческих),
нравственное осуждение войны в любой форме;
• необходимо понять суть ускорения общечеловеческого прогресса; понять законы развития общества и научиться жить в ладу с ними;
• требуется осознание ограниченности и ущербности технократической культуры и цивилизации: нужен поиск новых оснований для них;
• необходима отработка категориального аппарата, соответствующего новым субъектам научного исследования.
Самое, пожалуй, главное, что предстоит сделать философии, — это помочь сформировать новое мировоззрение человеку, осознавшему свое единство с приро- дой, стремящемуся избежать надвигающуюся гибель человеческой цивилизации,
меняющему свои ценностные ориентиры. Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что философия начала XXI века, находящаяся сама в сплошных противоре- чиях, сомнениях, спорах, постоянной рефлексии и т. д., не успевает за ускорив- шимся временем протекания событий современной цивилизации. Нельзя изменить мировоззрение человека в масштабах всего человечества, не выработав основные принципы нового мировидения и миропонимания. Но выработка таких основопо- лагающих принципов требует времени. А времени у человечества практически не остается. Получается замкнутый круг, выход из которого дано (или не дано) найти только самому человеку.
Выводы
Технический мир, утверждал в свое время Карл Ясперс, является настолько огромным, что овладеть им, господствовать над ним, даже обозреть его человеку уже не удастся никогда. Человеку остается только подчиниться этому миру, —
и к этому его принуждает его же собственное рациональное «Я». Но так хочет- ся оставить последнюю надежду человеческому разуму и разумной человеческой деятельности!

184
Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Контрольные вопросы по главе 10 1. Имеет ли место историческая закономерность в развитии общества?
2. Как проявляет себя сознательная деятельность людей в общественном развитии?
3. В чем суть формационного подхода к анализу общественного развития?
4. В чем заключается специфика цивилизационного критерия для анализа социально-исторического процесса?
5. Каковы сущность и причины возникновения глобальных проблем совре- менности?
6. Глобальные проблемы современности — предпосылка или результат обще- ственного процесса?
7. Какая из глобальных проблем, по Вашему мнению, является наиболее ост- рой на данном этапе развития общества? Обоснуйте ответ.
8. Какие возможные пути решения глобальных проблем современности ви- дите непосредственно Вы? Обоснуйте ответ.
9. Какова, на Ваш взгляд, задача философии в условиях обострения глобаль- ных проблем современности? Обоснуйте ответ.
10. В чем проявляется влияние современной НТР на окружающую среду?
11. Назовите основные направления влияния природы на общество.
12. Какие первоочередные задачи по охране природы стоят перед современ- ным обществом?
13. Какую роль играет экологическое просвещение в нравственном развитии личности?
14. Что такое «демографический взрыв»? Когда возник, для каких стран ха- рактерен?
15. Должна ли Россия развиваться по пути европейской цивилизации? Обос- нуйте ответ.
16. Каково, на Ваш взгляд, ближайшее и отдаленное будущее человечества?
Обоснуйте ответ.
Рекомендуемая литература к главе 10
[1]
Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценно- сти // Вопросы философии. — 1990. — №8.
[2]
Бердяев Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. — М., 1990.
[3]
Бестужев—Лада И. В. Альтернативная цивилизация: почему и какая? /
И. В. Бестужев—Лада. — М., 1997.


ЛИТЕРАТУРА
[1] Вечканов В. Э. Философия : учеб. пособие для вузов / В. Э. Вечканов,
Н. А. Лучков. — М. : Кнорус, 2012.
[2] Губин В. Д. Философия : учебник / В. Д. Губин. — М. : Проспект, 2010.
[3] Кохановский В. П. Философия : учебник для вузов / В. П. Кохановский. — Ро- стов н/Д. : Феникс, 2012.
[4] Кохановский В. П. Основы философии / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш. —
М. : Кнорус, 2013.
[5] Лаврененко В. Н. Философия : учебник / В. Н. Лаврененко. — 5-е изд. — М. :
Юрайт, 2012.
[6] Миронов В. В. Философия : учебник для вузов / В. В. Миронов. — М. : Про- спект, 2013.
[7] Рычков А. К. Философия / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. — М. : Элит, 2005.
[8] Родзинский Д. Л. Философия в вопросах и ответах / Д. Л. Родзинский. — М. :
ПСИН, 2009.
[9] Спиркин А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. — 2-е изд. — М. : Гардарики, 2006.
[10] Толтыкен В. Е. Основы философии / В. Е. Толтыкен. — Ростов н/Д. : Феникс,
2013.

ГЛОССАРИЙ
Абсолютная истина — понимается: 1) как исчерпывающее знание об объекте;
2) как предел, к которому стремится наше знание; 3) как момент абсолютного,
непреходящего знания в составе относительного знания.
Агностицизм — философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей; огра- ничивает роль науки лишь познанием явлений, разрывая сущность и явление, огра- ничиваясь ощущениями.
Антисциентизм — характерная для общественного сознания ХХ в. философско- мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике на- уку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс.
Антропология (философская) — философское учение о человеке, человеческом бытии, не сводимом только к социальным и биологическим свойствам и каче- ствам. Человек — существо универсальное. Философская антропология стремится показать целостность человека, взятого в единстве его телесности, воли, эмоций и разума.
Антропоморфизм — наделение природных вещей и предметов деятельности людей человеческими чертами, придание им человеческого облика.
Антропоцентризм — трактовка человеческого бытия как цели мирового про- цесса, а позиции человека в мире как центральной.
Архетип — 1) прообраз, первоначальный образ, идея (у Платона — эйдос);
2) структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем лю- дям (в аналитической психологии К. Юнга).
Бессознательное — понятие, используемое рядом психологических концепций для обозначения мотиваций личности, не проходящих через ее сознание, некие автоматизмы поведения.
Биосфера — активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность жи- вых организмов (в том числе человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения.


Глоссарий
187
Бытие — все существующее (сущее как таковое): природное бытие, социальное бытие, бытие человека, духовное бытие.
Волюнтаризм — направление философской мысли, преувеличивающее значи- мость волевых начал в деятельности людей.
Воля — сознательное и свободное устремление человека к осуществлению оп- ределенной цели, которая для него представляет определенную ценность.
Географическая среда — совокупность предметов и явлений живой и неживой природы, вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественного производства, и составляющих необходимое условие существования и развития человеческого общества.
Герменевтика — 1) искусство истолкования текстов; 2) направление филосо- фии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связан- ные с ней проблемы языка.
Гносеология или (и) Эпистемология — теория познания; раздел философии,
в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Государство — аппарат управления обществом, наделенный властью, опираю- щийся на силу закона или на органы принуждения.
Гуманизм — (лат. — человечный) — совокупность взглядов, выражающих уваже- ние к достоинству человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии.
Содержание понятия «гуманизм» носит конкретно-исторический характер.
Движение — внутренне присущее материи, неотъемлемое ее коренное свойство
(атрибут), способ ее существования. Движение неразрывно связано с материей,
не существует без нее, оно вечно, несотворимо и неуничтожимо, т. е. не может исчезнуть и не может быть создано из ничего. В широком смысле движение — это всякое изменение, оно охватывает все процессы, происходящие во Вселенной.
Детерминизм — система философских взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира.
Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Дискурсивный (от позднелат. — discursus — рассуждение, довод) — рассудочный,
опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непо- средственного, созерцательного, интуитивного). Дискурсивное знание предпола- гает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное.
Догматизм — метафизический способ мышления, признающий в процессе по- знания только абсолютную истину и отрицающий относительную. Догматизм мо- жет проявляться и в деятельности людей.