Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

188
Глоссарий
Дуализм — философское направление, исходящее из признания равноправны- ми, не сводимыми друг к другу и не зависящими друг от друга двух начал — иде- ального и материального.
Духовная культура — это процесс деятельности людей и результаты их деятель- ности в духовном производстве, в духовной сфере быта и в изменении духовной природы человека.
Закон развития общества — внутренняя, существенная, устойчивая и повторя- ющаяся связь общественных явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Идеализм — философское направление, противоположное материализму, утвер- ждающее, что сознание, мышление, психическое — первично, определяюще, а ма- терия, природа, физическое — вторично, производно. Причем, объективный иде-
ализм признает духовное первоначало вне и независимо от человеческого созна- ния, а субъективный идеализм — на первый, определяющий план выносит сознание субъекта (отдельного человека или людей вообще).
Индивид — понятие применимо тогда, когда мы хотим выделить отдельного че- ловека как представителя рода человеческого. Понятие «индивид» включает как общие (свойственные роду человеческому), так и индивидуальные качества.
Индивидуальное сознание — сознание индивида, личности как представителя социальной общности, сочетающего в себе общие (групповые) и индивидуальные интересы, взгляды, представления.
Индивидуальность — означает единичные, неповторимые черты и свойства че- ловека (как существенные, так и несущественные).
Индустриальное общество — общество, основанное на развитии крупного про- мышленного производства, формирующее соответствующие модели рынка, по- требления, социальной организации, науки и культуры.
Информационное общество — философско-социологическая концепция, исхо- дящая из членения всемирной истории на основе стадий или технологических эпох: аграрная, промышленная, сфера услуг и, наконец, информационная. Послед- няя характеризуется смещением акцента в развитии человечества на производство и потребление информации на основе «глобальной электронной цивилизации».
Иррациональное — то, что не может быть постигнуто разумом, выражено в ло- гике, в понятиях, в системной упорядоченной форме. К сфере иррационального может быть отнесен широкий спектр проявлений человеческого внутреннего ми- ра: эмоции, страсти, переживания, состояния сознания, интуиция, воля, различного рода озарения и духовные экстазы.
Истина — соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Истина всегда конкретна.
Культура — есть общественное явление, которое выступает мерой и способом реализации сущностных сил человека как социального субъекта в его деятельности и в созданных в результате этой деятельности продуктах материального и духов- ного производства.


Глоссарий
189
Личность — под личностью следует понимать совокупность определенных со- циальных качеств индивида как субъекта деятельности. В понятии «личность»
выражается социальная сущность человека, которая является производной от тех конкретно-исторических условий, в которых человек формируется.
Логическое познание — вторая ступень в познании действительности человеком посредством абстрактного мышления, которое осуществляется в форме понятий,
суждений, умозаключений.
Материализм — одно из двух противоположных философских направлений, ко- торое исходит из первичности материи, природы, бытия, а сознание, мышление рассматривает как свойство материи.
Материальная культура — это процесс деятельности людей и результаты их деятельности в материальном производстве, в материальной сфере быта и в изме- нении физической природы человека.
Материя — философская категория, являющаяся центральной для различных материалистических систем и, прежде всего, диалектического материализма, где она трактуется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и су- ществующая вне и независимо от человеческого сознания. Понятие материи не отождествляется с каким-либо ее конкретным видом или свойством.
Метафизика — противоположный диалектике философский метод, рассматри- вающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Метафи- зика — результат односторонности в познании, абсолютизации отдельных сторон и моментов познавательного процесса.
Метод — (в философии) — способ построения и обоснования системы фило- софского знания; совокупность приемов и операций практического и теоретиче- ского освоения действительности.
Мировоззрение — система взглядов человека на мир и свое место в нем, оценка этих взглядов и использование результатов оценки в своей практической деятельности.
Монизм — способ рассмотрения явлений мира, исходя из какого-то одного нача- ла, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Существует как материалисти- ческий, так и идеалистический монизм, в зависимости от того, какое первоначало кладется в основу теоретического построения — материальное или идеальное.
Натурфилософия — (философия природы) стремится объяснить как неживую,
так и живую природу во всем разнообразии связей и закономерностей ее явлений.
Наука — 1) одна из форм общественного сознания; 2) сфера человеческой де- ятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Научная революция — качественное изменение методов теоретического иссле- дования и типа мышления.
Научно-техническая революция — качественный скачок в развитии современ- ных производительных сил, характеризуемый превращением науки в ведущую си-


190
Глоссарий
лу производства, внедрением автоматического управления и изменением техноло- гических методов производства.
Научно-технический прогресс — единое развитие науки и техники.
Ноосфера — сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Ноосфера — новая, высшая стадия биосфер, связанная с возникновени- ем и развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход про- цессов ближайшей сферы Земли, глубоко изменяя ее в своей деятельности. (При- чем результаты этой деятельности ведут не только к положительным, но и нега- тивным проявлениям для жизни самого человека.)
Общественно-экономическая формация — (в марксистской философии) катего- рия, характеризующая определенную ступень развития общества, которой прису- щи особый способ материального производства и соответствующие ему социаль- ная структура и идеологическая надстройка
Общество — это самоорганизующаяся, сложно динамическая система отноше- ний людей к природе и между собой, складывающаяся на основе разнообразных видов деятельности по удовлетворению их индивидуальных и групповых потребностей.
Объект — понятие, служащее для обозначения вещи или предмета, а с ХVIII в. —
то, что противостоит субъекту в познавательной и практической деятельности.
Онтология — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фун- даментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Открытое общество — понятие, введенное К. Поппером и обозначающее де- мократическое общество, которое характеризуется плюрализмом в экономике, по- литике, культуре, развитыми структурами правового государства, а также готов- ностью изменять свои государственные институты сообразно реальным потребно- стям людей.
Относительная истина — категория, характеризующая процесс развития по- знания. Научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться,
углубляться, заменяться новыми.
Отражение — есть всеобщее свойство материи, и означает способность реаги- ровать определенным образом на воздействия извне. Каждой форме структурной организации материи, каждой форме движения материи, связанной с этой органи- зацией, соответствует и своя особая форма отражения: механическая, физическая,
химическая, биологическая, социальная.
Панпсихизм — философская концепция о всеобщей одушевленности природы.
Пантеизм — философское учение, отождествляющее бога и мир.
Парадигма — понятие, означающее совокупность теоретических, методологи- ческих и иных установок, принятых научным сообществом на каждом этапе раз-


Глоссарий
191
вития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта)
при решении научных проблем.
Познание — вид человеческой деятельности, связанный с активным целенап- равленным отражением действительности в сознании человека.
Политическая организация общества — это система институтов, организаций и учреждений, регулирующих политические взаимоотношения между классами,
нациями, государствами.
Природа — в широком смысле — весь материальный мир в многообразии его форм (включая и человеческое общество); в узком смысле — внешняя среда как со- вокупность физико-химических, биологических явлений и процессов, образующих естественные условия существования и развития общества. Понятие «природа»
употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных челове- ком материальных условий его существования — «второй природы».
Производство — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. Произ- водство есть вечное естественное условие человеческой жизни — основа всей че- ловеческой истории.
Пространство и время — формы бытия материи, ее неотъемлемые коренные свойства. Пространственные отношения выражают, с одной стороны, порядок од- новременно существующих событий, а с другой — протяженность материальных объектов. Временные отношения — это порядок сменяющих друг друга событий,
а также их длительность.
Рационализм — учение в теории познания. Согласно которому логическое мыш- ление рассматривается как «чистое мышление», якобы независимое от чувствен- ных данных (опыта).
Реальность — (от позднелатинского — realis — вещественный, действительный).
Понятием реальность обозначается все существующее в мире. Различают объек-
тивную реальность — все существующее в мире независимо от сознания; и субъ-
ективную реальность — сознание человека, общества.
Релятивизм — разновидность метафизического способа мышления, признаю- щего в процессе познания только относительную истину.
Рефлексия — способность человеческого мышления осознавать свои собствен- ные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания.
Самосознание личности — способность человека понимать и оценивать себя как личность. Важно, чтобы самосознание было адекватно действительному поло- жению вещей. На процессе формирования личности одинаково вредно сказывают- ся как недооценка, так и переоценка своих способностей.
Свобода личности — означает активное и сознательное воздействие человека на условия жизни, его способность достигать свои цели, осуществлять свои пла- ны. Свобода личности определяется: 1) степенью господства данного общества над силами природы (степенью ее познания и овладения); 2) характером обще-