Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
нимание мира, нравственных ценностей и т. д. Из этого и вытекает общий социальный смысл философии.
2. С рефлексивностью связана и критика, поэтому философия есть крити- ка эпохи. Иначе говоря, философия подвергает критике понимание суще- ствующих институтов общества, всего, что привлекает ее внимание. Вся- кая критика есть определенное взаимоотношение с тем, что критикуется.
В этом смысле философия выступает как зеркало эпохи. В философских работах можно узнать и об истории, и о праве, и о государстве, и о нравах и т. д.
3. Философия есть предчувствие нового. То есть философ не обязательно со- здает определенный социальный проект, но смысл в его работах заключа- ется в том, что в них как бы предчувствуется определенное социальное будущее. Причем философское предчувствие может реализовываться че- рез очень длительный период времени. Например, идеи государства Пла- тона или идеи братства, свободы французских просветителей до сих пор не реализованы в полном объеме.
4. Существование философии есть социальная необходимость, вытекающая из природы человеческого разума.
1.2 Генезис философии
Возникновение философии до сих пор представляет проблему, по поводу ко- торой спорят многочисленные исследователи. Эта проблематичность обусловлена тремя обстоятельствами:
1. Невозможностью однозначно определить момент возникновения филосо- фии. Хотя возникновение философии означало настоящую духовную рево- люцию, но первые философские учения не так-то легко отличить от нефи- лософских мировоззренческих образований — мифологических, религиоз- ных, а также от первоначально-научных и художественных.
2. Сказывается почти полная утрата текстов первых философов. Сохранив- шиеся фрагменты, как правило, не имеют внутренней логической связи,
имеют вкрапления в тексты мыслей позднейших авторов и многократное интерпретирование.
3. Сказывается само неоднозначное понимание философии различными ее направлениями.
Рассматривая философию как необходимое явление на определенном этапе развития человеческого разума и как социокультурное явление, следует подчерк- нуть, что философия — это лишь одно из многих проявлений человеческого духа,
лишь одно из явлений духовной жизни. Различные формы духовной культуры свя- заны, во-первых, с развитием человеческого разума и, во-вторых, — с многообра- зием его способностей.
Сумма существующих на сегодня научных знаний позволяет сделать предполо- жение, что человеческое сознание (разум) прошло ряд ступеней в своем развитии:


1.2 Генезис философии
11
1. Архаическое, становящееся, утилитарно-практическое сознание, которое ориентировочно существовало около 30 тыс. лет (с 40 т. л.–10 т. л. до н. э.).
Главной особенностью этого сознания являлось то, что оно было вплетено в реальную жизнедеятельность человека. В сознании не было ничего, что не работало бы на удовлетворение его утилитарных потребностей.
2. Первобытное мифопоэтическое сознание (10 т. л.– 3–1 т. л. до н. э.). Это эпоха неолитической революции, когда человек переходит от собирающей к производящей экономике. Сознание существует на достаточных основа- ниях: образцах и нормах поведения, прописанных в мифах.
3. Цивилизованное, многообразное сознание, возникшее в 3–1 т. л. до н. э.
и существующее сегодня.
Нас интересует момент перехода от первой ко второй ступени. Именно в этот период перехода сознания на новую ступень своего развития и происходит форми- рование мировоззренческого сознания, т. е. идей, ориентирующих, объясняющих,
направляющих. Иначе говоря, появляются некоторые идеи — составляющие опре- деленный образ жизни. Мифологическое сознание поглощает в себя утилитарно- практическую сферу. И если на первой ступени развития сознание объективно бы- ло направлено на знание (отражение вещей и их познание), то на второй ступени сознание направлено на смыслы. Мифологическое сознание — это уже аксиологи- ческое и нормативное сознание. Переключение сознания человека со «знания» на
«смыслы» — и означает возникновение духовности, духовной культуры.
Второй переход в развитии сознания (от 2-ой к 3-й ступени) — означал диф- ференциацию единого сознания, появление внутреннего многообразия сознания.
Происходит возникновение и осознание такой проблематики, как научной, фило- софской, религиозной, нравственной, эстетической и т. д.
Возникнув, эти формы духовности продолжают свое существование и по сво- им имманентным законам, и по определенным связям друг с другом. Как подчер- кивал Э. Гуссерль, духовное бытие человека вступает на путь «постоянного духов- ного обновления». Следствием этого и явилось ускоренное развитие цивилизации и культуры.
Итак мировоззренческие идеи существовали первоначально в виде мифологи- ческого сознания. Мифологическое сознание реализуется на способности разума к образно-синкретическому видению мира (поэтому его и можно называть мифо- поэтическим сознанием). Мифологическому сознанию присущи следующие харак- терные особенности.
Во-первых, оно характеризуется синкретизмом (от греч. syncretism’s — соеди- нение). Причем синкретизм может быть:
а) предметно-содержательный, т. е., например, в мифе можно выделить гео- графический, технико-экономический, социологический и космологичес- кий компоненты. И хотя эти компоненты будут представлять собой смесь реального и вымышленного — сознание их будет оценивать одинаково, рав- ноценностно;
б) жанровый, который проявляется в том, что в мифах смешаны различные жанры — героика, проповеди, рецепты и т. д.;


12

Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
в) модальный, т. е. имеющиеся в мифах суждения могут быть разной модаль- ности (вероятности) — необходимостные, должные и т. п.
Во-вторых, оно характеризуется образностью. Эта образность позволяет гово- рить о мифопоэтичном сознании. Воображаемое и действительное связаны в ми- фологическом сознании воедино. Человек не верит в миф, а живет в мифе, при- нимает его как должное. (Как, например, ребенок воспринимает сказки до опреде- ленного возраста.)
В-третьих, оно характеризуется беспроблемностью. И в мифе нет загадок,
и миф сам не ставит проблем. «Все было ясно для первых людей. Тайны природы для них были яснее, чем для нас».
В-четвертых, оно характеризуется традиционностью. Миф сохраняется, пере- ходя по традиции из поколения в поколение. Причем этот переход осуществляется без всякой критичности.
В-пятых, оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям. То есть это сознание не замечает каких-либо расхождений в содержании различных мифов,
не принимает идей чуда или невероятности и т. п.
Таким образом, мифологическое сознание оправдывает и предписывает опре- деленный образ жизни человеку, но не в виде долженствования, а в виде образцов
(героев мифа), которым необходимо следовать.
Мифологическое сознание следует рассматривать не как низшую ступень че- ловеческого развития, а как необходимую ступень в этом развитии.
Переход к цивилизованному сознанию можно рассматривать как «большой взрыв» мифологического сознания. Начинают формироваться различные области сознания: утилитарное, научное, эстетическое, религиозное, философское, нрав- ственное. Идет не только образование, но и развитие этих областей сознания. При- чем различные области сознания по мере развития удаляются друг от друга, и это удаление — выступает одной из причин кризиса духовной культуры, который че- ловечество начнет осознавать лишь с середины 19 века. Раскол мифологического сознания был обусловлен объективным ходом событий: развивалась человеческая деятельность, развивался разум человека, менялись его отношения с окружающим миром. Беспроблемное мифологическое сознание с его достаточными ответами пе- рестает удовлетворять изменившиеся запросы человека. И появляется философия,
которая, по выражению Х. Ортега-и-Гасета, демонстрирует, что «человек потерял веру и впал во всеобъемлющее сомнение. . .».

(Ортега-и-Гасет Х. Что такое философия? — М., 1991.).
Философия проблематизирует мировоззренческие представления мифологиче- ского сознания. И вместо ответов без вопросов (в мифе) возникают вопросы без ответов — философия. Возникает теоретическая рефлексия, поскольку философия есть теоретическая и критическая рефлексия над мировоззренческими представлениями.
Философия возникает вместе с возникновением зачатков научного знания. Ста- новление науки и философии как некой единой нерасчлененной формы теорети- ческого освоения мира выражается формулой: «От мифа к логосу». Философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знания о природе (необхо- димость которых объяснялась не только возросшим «любопытством» разума, но и потребностями человеческой деятельности и общественного развития) — отдель- но от философии. Первые античные философы были и математиками, и физиками,

1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры
13
и историками. Их научные представления определяли постановку и решение ими философских проблем. Возникновение научного знания вводит в сферу вопроша- ющего мышления проблему истины и способов ее достижения. А это, в свою очередь, влекло за собой рассмотрение отношений между субъектом (человеком)
и объектом (миром), отношений мысли к действительности, субъективного и объ- ективного в знании. Рассмотрение этих отношений становилось уже делом философии.
Таким образом, разрушение мифологического сознания приводит к расколу ре- ального бытия и бытия осознаваемого. Это ведет к появлению гносеологической проблематики: что такое бытие, как его можно познать, насколько истинными мо- гут быть знания о нем и т. п. Появляется специфический философский язык для обсуждения и осмысления всей этой совокупности новых проблем. Несмотря на своеобразие путей возникновения, философия возникла как единство четырех ас- пектов: онтологических, гносеологических, аксиологических (в этике, эстетике)
и практически — преобразовательного.
В онтологии фиксируется и определяется существование «объекта», его виды и формы, наиболее общие свойства, закономерности бытия.
В гносеологии предметом исследования выступает знание (незнание) об объ- екте; выявляются критерии истинного знания, его формы; условия и способы пе- рехода от познания к знанию, и наоборот.
В аксиологии фиксируется и определяется ценность соответствующего объ- екта, а предметом исследования выступает ценность (антиценность); выявляются критерии подлинных ценностей, их основные виды, способы функционирования,
их социально-историческая обусловленность.
В праксиологии предметом исследования выступает активность социального субъекта, его деятельные способности и формы их реализации; пути формирова- ния смыслов социальной жизнедеятельности.
Ни одна другая область знания не включает в таком единстве все эти аспекты.
Поэтому философия выступает и как мировоззрение, как самый общий взгляд на мир; и как теория познания; и как общая методология теоретического мышления.
Итак, философия есть попытка преодоления мифологического сознания сред- ствами интеллекта. Философия впитала в себя мировоззренческие идеи, превратив их в мировоззренческую проблематику. Между философией и мифологией есть и преемственная связь, прежде всего, в общности содержания многих проблем. Но философия решала эти проблемы на новой социальной и познавательной основе и новыми способами. Возникновение философии представляло:
а) возникновение нового типа мировоззрения;
б) скачок в развитии человеческого мышления — возникновение теоретиче- ского мышления.
1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры
В предыдущем разделе мы уже подчеркнули, что ломка мифологического со- знания, вызванная к жизни объективными причинами изменившегося уровня раз- вития человеческой деятельности и человеческого разума, привела к появлению