Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
новых, самостоятельных областей духовного бытия человека, включая филосо- фию. Философия является одной из важнейших практик духовной жизни человека,
но не единственной. Наука, религия, искусство, мораль, а несколько позднее — по- литика и право — играли и играют значительную роль в формировании культурного облика человека и общества. Безусловно, что философия выстраивала и выстра- ивает свои отношения с этими практиками человеческой культуры. Каждый тип таких отношений имеет и свою определенную специфику.
Философия и религия
Достаточно давно у человека сложились две противоположные позиции по от- ношению к религии: для одних религия выступает своеобразным «опиумом» для народа, для других — религия является основой духовности человека и общества.
Если посмотреть на первую точку зрения, то возникает ряд вопросов: почему этот
«опиум» существует так долго в истории человечества? в чем его сила? почему с ним невозможно справиться? Но если посмотреть на второе утверждение, то во- просов не становится меньше: почему под знаменами религий сжигали ученых на кострах? благословлялись религиозные войны? почему столь непримиримы могут быть межрелигиозные противоречия?
Постараемся взглянуть на данную проблему не с позиции обыденного созна- ния, а с позиции философии.
Говоря о религии, следует подчеркнуть, что она начинает возникать в нед- рах мифологического сознания. Но настоящая религия возникает с формировани- ем мировых религий (буддизма и христианства) в 1 т. л. до н. э. В этот же период происходит и формирование философии.
Прежде всего, следует различать религиозное сознание и религию.
В первом случае религиозное сознание следует понимать как нечто, сложив- шееся независимо от воли человека, как присущее имманентно человеку, как су- ществу разумному. Ведь речь идет о форме человеческого сознания. Во втором случае, говоря о религии, мы подчеркиваем ее историческое возникновение, по- скольку она есть дело рук самого человека.
Кроме того, необходимо различать не только религиозное сознание и религию,
но и религиозность как таковую. Мало признавать идею Бога и уже быть религиоз- ным человеком. Ведь Бога можно принимать лишь как простого создателя, творца,
схожего с природой. Религиозность связана с тем, что Бог мыслится не просто как творец, но мыслится как владыка этого мира и самого человека.
Наконец, нужно представлять и специфику религиозного мировоззрения, кото- рая заключается:
1) в идее Бога, как сверхприродного существа, творца и вседержителя мира;
2) в идее подчинения человека Богу и причастности к нему (через ритуалы,
молитвы и т. п.);
3) в идее Бога как источника смысла, цели и ценности человеческого бытия,
источника нравственных норм для человека;
4) в идее воздаяния и наказания за определенное поведение человека.


1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры
15
Религиозное сознание глубоко парадоксально. Это связано с тем, что по суще- ству религиозное сознание является мировоззренческим. Но, решая проблему, «что есть человек», — религиозное сознание не может выйти из противоречия: человек одновременно есть и приобщенное к Богу существо — «по образу и подобию»,
и существо, находящееся практически на положении «раба», в полном подчине- нии у Бога.
Итак, в составе религиозного сознания выделяется три аспекта:
1) базовая способность самого человеческого сознания мыслить абсолютное;
2) понимание абсолюта как Бога;
3) представления о Боге как благом творце мира и его владыке и о своей причастности к нему через душу. Эти три элемента общие для любой ре- лигии. Но в конкретных религиях есть дополнительные, специфические особенности — это и конкретные представления о Боге, формах причастно- сти и воздаяния, это и своеобразие определенных культов, обрядов, учре- ждений и т. д. Религия как социокультурное явление представляет совокуп- ность сущностных и конкретных характеристик. Над религией надстраива- ется еще теология или богословие, как некая идеология конкретной религии.
Отношения между философией и религией носят взаимный характер. Со сто- роны, например, европейской религии (в теологии) наблюдались противоположные позиции в отношениях к философии.
Позиция религиозного антиинтеллектуализма отрицала не только необходимость, но и любую возможность использования филосо- фии в теологии.
Данная позиция подчеркивает, что рассудочный подход к Богу — это проявле- ние человеческой гордыни и принижение Бога. Чтобы прийти к Богу, человеку необходима вера, а проникновение философских взглядов в религию опасно. Ведь вера, как отмечал Мартин Лютер, дана самим Богом, а разум есть «потаскуха дьявола».
Другая точка зрения связана с религиозным интеллектуализмом,
который стремился обосновать религиозные идеи именно через разум и философию.
Представители этой позиции рассматривали разум как определенную помощь человеку на его пути к Богу, когда одной веры становится недостаточно, когда возникают сомнения. (Фома Аквинский, родоначальник томизма.) Современный томизм также придерживается этой позиции.
Отношение философии к религии и разным сторонам религиозного сознания также различное. К сущностным сторонам религии всякая философия относится в основном положительно и серьезно. К культовым сторонам — философия отно- сится критически. Во всей философии всегда обсуждались религиозные понятия
(Бог, душа, вера и т. д.). Но если теологи исходят из признания абсолютного суще-


16
Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
ствования Бога, души и т. д., то философы сами эти постулаты ставят под вопрос.
А существуют ли Бог, душа и все остальное? Отношение к религии со стороны философии тоже не было однозначным. Одни философы хотели помочь религии освободиться от тех искажений понятий, которые допускает теология, и утвержда- ли, что философия имеет право судить об истинном смысле религиозных понятий
(Спиноза, Кант). Другие — достаточно враждебно относились к религии и любому ее проявлению. (Французские материалисты 18 в., Маркс, позитивизм.) В целом отношение к религии в философии не связано с материализмом или идеализмом,
а связано с рационалистическим или иррационалистическим мышлением.
Отношение между самой религией и философией начинается там,
где религиозное сознание углубляется в поиск собственных осно- ваний, то есть пытается обнаружить себя как проблему. И когда религия обращается к возможностям и границам собственного су- ществования, она выходит не в построение новой системы рели- гиозного мировоззрения, а в рефлексивный слой — в философию
религии (Бердяев, Соловьев и др.).
Философия и наука
В течение многих веков для философии не существовало проблемы отношений с наукой, поскольку все знания до XVII века рассматривались ею как единые. Со времен Аристотеля философия считалась «главной наукой», а знаменитое изоб- ражение дерева знаний Декартом указывало, что этим деревом является именно философия, его корнями выступает метафизика, стволом служит физика, а прочие знания составляют ветви. Иначе говоря, философия мыслилась как «наука наук».
В XVII–XVIII вв. начинается бурное развитие естественных наук. С этим про- цессом идет и процесс формирования самосознания науки, которая начинает раз- водить себя и с религией, и с философией. Известный тезис Ньютона «физик —
бойся метафизика» становится, по сути, объединяющим знаменем для науки. На- ука, которая стала широкой сферой интеллектуальных сил общества, выдвинула идею о непродуктивности религиозных и философских выводов.
Со стороны философии также начинается рефлексия по вопросу о взаимоотно- шениях с наукой. Кант, например, в своих исследованиях выделяет естествознание и математику из философии и рассматривает их как самостоятельные науки. Ге- гель — отдавая философии предпочтение, ставя ее на самый высокий пьедестал,
тем не менее противопоставляет ее конкретной науке. А Спиноза пытается да- же выстроить философскую систему геометрическим способом, то есть пытается
«онаучить» философию.
В XIX веке наступление науки в сферу духа растет и широко распространя- ется идея, что научные методы — это высшее достижение человеческого разума.
В середине XIX в. возник позитивизм, который объявил философскую пробле- му — псевдопроблемой. В самой философии в этот период возникает диалектиче-
ский материализм, оставивший за философией лишь диалектику и теорию позна-


1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры
17
ния. А к началу XX века в философии возникают направления экзистенциализма,
феноменологии и др., которые стремятся отказаться от классической философии,
дающей знания о мире в целом, и переосмыслить проблематику самой филосо- фии. И как подчеркивал Карл Ясперс, философия должна отказаться от попыток строиться по научному образцу и претендовать на какое-то знание.
Таким образом, к XX веку в обществе формируются две противоположные мировоззренческие позиции, рассматривающие проблему самоопределения науки и философии.
Первое направление — сциентизм — отрицает научный статус фи- лософии.
Его представители утверждают, что философия является лишь мировоззрением и нет научных методов решения философских проблем. Более того, философия должна изменить свою проблематику и может стать наукой о языке, логике и т. д.
Второе направление — антисциентизм — также отрицает научный статус философии, но на другой основе.
Его представители считают, что философия имеет дело с глубокими проблема- ми, но она не может являться наукой, поскольку сами ее проблемы носят трансцен- дентный (от лат. transcendent — переступающий, выходящий за пределы «опыта»)
характер.
Таким образом, в связи с экспансией научного познания, для философии остро возникла проблема самоопределения. Прежде философия считала, что ей доступ- но знание о мире в целом. А теперь наука выдвинула и подкрепляла в практике тезис о том, что именно научными способами и методами может быть познано все существующее в мире.
Каким же образом можно и нужно рассматривать сложившиеся в реальности взаимоотношения науки и философии?
Безусловно, что философия и наука, являясь двумя существующими объектив- ными духовными явлениями, не сводимы друг к другу и имеют свое своеобразие и специфику.
Базой философского сознания, и это уже подчеркивалось прежде, выступает способность сознания к рефлексии.
Базой научного сознания является рассудочно-аналитическая способность че- ловеческого сознания. То есть наука, стремясь к анализу, расчленяет целостность окружающего мира, выделяя интересующий объект познания. Конечно, наука спо- собна и синтезировать знания, но только опираясь на полученные данные анализа,
идя от частного к обобщающим выводам. Философское же мышление характе- ризует противоположное — стремление идти изначально от целого, поскольку его интересует проблема, что есть мир в целом.


18
Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
В таком случае и вектор движения философского и научного мышления ока- зывается противоположным:
• наука движется к конкретному;
• философия движется к общему, целому.
Наука и философия, кроме того, развиваются по разным законам:
• наука — однопорядково (количественные и качественные изменения, скачки);
• философия в своем развитии имеет не только накопление знаний, как в на- уке, но и смену мировоззрений, идеологий, норм и т. п.
Наконец, и «конечный продукт» философских и научных изысканий отличает- ся друг от друга:
• продуктом научного мышления выступают знания и ничего более;
• философия также включает знание, но в ней, кроме того, заключаются и мировоззренческие моменты, и нормативные моменты, и оценочные моменты.
Таким образом, наука и философия, безусловно, разные явления. Но, будучи разными, они имеют и общее. Общим, например, является то, что и философия,
и наука есть формы человеческой духовной деятельности. Их связь и в том, что они принадлежат сфере интеллектуальной деятельности. Поэтому наука и философия не случайным образом, не в силу желания и воли людей, а в силу указанных выше объективных причин, находятся в отношении взаимодействия друг с другом. Эти взаимодействия проявляют себя в том, что философия всегда должна была учи- тывать достижения конкретного знания (хотя само учитывание, безусловно, было разным на разных этапах развития философии). С другой стороны, и наука всегда испытывала влияние философии. Достаточно эмпирически проследить: чем выше ранг ученого, тем больше философии в его сочинениях. (Например, И. Ньютону принадлежит знаменитый трактат: «Математические начала натуральной филосо- фии», а В. Гейзенбергу — «Физика философии».) Философия и естествознание на- ходятся в отношениях дополнения друг друга. Признавая закономерность связей философии и науки, следует иметь в виду и их неоднозначность. Когда мы отмеча- ем тот факт, что философия выполняет определенную методологическую функцию по отношению к науке, следует учитывать, что это воздействие может быть как позитивным для науки, так и негативным. Все зависит от того, какая философия используется, какие идеи (отсталые или опережающие жизнь) в ней содержатся,
какие мировоззренческие установки она дает исследователю. Наука, в свою оче- редь, также способна или «продвинуть» философию (Г. Галилей) или навредить философии (кризис конца 19 века).
Философия, эстетическое сознание и искусство
Если мифологическое и религиозное сознание базируются на вере, философ- ское — на рефлексии, а научное — на логическом, рассудочном свойстве сознания,
то и эстетическое сознание имеет какое-то базовое свойство сознания. Таким базо- вым свойством человеческого сознания является способность переживания красо- ты и безобразного и потребность в красоте. Эта способность эмпирически выгля- дит как фундаментальная. Эту потребность (через мифы) мы можем фиксировать