Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.3 Проблема экологического кризиса
177
Поэтому, с одной стороны, создаются всевозможные международные органи- зации и международные фонды для оказания различного рода помощи (и весьма существенной) развивающимся странам в частичном решении проблем, с которы- ми они не справляются сами (как правило, по факту очередного происходящего события), а с другой стороны, развитые страны не допускают их в свои эконо- мические отношения, в свои современные технологии. Собственность и прибыль по-прежнему правят миром.
Иначе говоря, та проблема «социальной справедливости», о которой всегда говорили философы-гуманисты, становится сегодня проблемой для всего челове- чества. Тем более что в ценностной сфере всей человеческой истории, несмотря на все культурно-исторические различия и временные срывы, единый ценност- ный вектор очевиден: «космическая» справедливость древних (единство с миром);
«божественный порядок» как справедливость в рамках теологического мировоз- зрения; социальная справедливость как порядок в человеческом измерении. И вы- бор отношения к «собственности» и «справедливости» сегодня стоит уже не про- сто перед политической партией или отдельным государством, а перед человече- ством как таковым.
10.3 Проблема экологического кризиса
В принципе для философского сознания всегда было очевидным, что главные аспекты человеческого бытия — существование человека как части природы и как деятельностного существа, преобразующего природу, — находятся в диалектически противоречивой зависимости. Но слишком долго человек полагался на свой разум и свою рационально выстроенную деятельность, убеждая себя, что владеет ситуа- цией, способен «обуздать» природу в ее негативном воздействии на человека. Но технологическая цивилизация — порождение именно разума человека — поставила на повестку дня проблему экологического кризиса. Иначе говоря, противоречие в отношениях человека с окружающей его природой приобрело конфликтный ха- рактер.
Человечество — результат развития природы и ее часть. Земля, природа являют- ся не только колыбелью человеческой цивилизации, но и жизненной средой ее оби- тания. Развитие человеческого общества возможно только в гармонии с природой и по ее законам. Однако вся история человеческой цивилизации свидетельствует о том, что «завоевывая» природу в своих интересах, расширяя мощь технических средств для этой цели, человечество в значительной мере подорвало естественные основы собственной жизнедеятельности. Неблагоприятное воздействие человече- ской деятельности распространилось на биосферу, атмосферу, гидросферу, лито- сферу. Этот конфликт между обществом и природой создает угрозу появления необратимых изменений в природных системах. Рост производительных сил об- щества, быстрый рост населения планеты, бурный научно-технический прогресс являются своего рода катализаторами этих процессов.
Природа испытывает влияние общества по следующим направлениям:
• Использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства. Все настойчивее раздаются голоса о «исчерпаемости» при- родных ресурсов и необходимости применять ресурсосберегающие техно-


178
Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
логии и разрабатывать, создавать новые источники. Но человек еще только в начале пути подобного решения, а проблема, например, наличия/отсут- ствия питьевой воды стала проблемой выживания целых народов.
• Воздействие производственной деятельности людей на окружающую при- родную среду. Загрязнение природы от промышленных и бытовых отходов превысило все допустимые нормы для процесса «самовосстановления»,
«самоочистки» природы. Исчезают с лица земли не просто вырубленные человеком лесные массивы, но и реки, озера, даже моря (например, Араль- ское море).
• Демографическое давление на природу (сельскохозяйственное использова- ние земель, рост численности населения, рост крупных городов). Сово- купность этих факторов усиливает неравновесие природы, приводит к ее разбалансировке.
С какими негативными факторами своего влияния на природу человечество уже столкнулось на пороге третьего тысячелетия?
Атмосфера. Проблемы «парникового» эффекта, «озоновой дыры», кислотных дождей стали предметом пристального изучения современной науки. В настоящее время за один год человечество производит около 100 млн т химических удобре- ний, свыше 2 млн т различных ядохимикатов. Соответственно ежегодно в атмо- сферу Земли выбрасывается более 200 млн т углекислого газа, около 150 млн т двуокиси серы и около 50 млн т окислов азота. Происходит сокращение озонового слоя в связи с загрязнением атмосферы Земли озоноразрушающими веществами,
прежде всего фреоном. Прогнозы ученых весьма неутешительны: если имеющи- еся тенденции сохранятся, то уже к середине XXI века произойдет повышение среднегодовой температуры на 1,5–4,5 градуса. Такие температурные сдвиги при- ведут к таянию льдов, повышению уровня Мирового океана до 2 метров, изме- нению влажности атмосферы и т. д. И уже в начале 2005 года ряд ученых прихо- дит к выводу, что до глобальных катастроф, связанных с возможным изменением климата на Земле, осталось совсем немного, увеличение температуры всего на
1 градус. Практически достигнута критическая точка, за которой наступает со- временная, своеобразная эпоха очередного «ледникового периода». Несмотря на то, что более ста тридцати стран сегодня включились в действие «Киотского со- глашения», предусматривающего сокращение выбросов в атмосферу, человечество пока не успевает в решении данной задачи — не допустить глобального изменения климата на планете.
Земельные ресурсы. Под влиянием эрозии, засоления, заболачивания, пересы- хания, опустынивания, загрязнения и других процессов происходит неуклонное снижение плодородия почв. Эти тенденции протекают на фоне того, что ряд госу- дарств, даже с высоким уровнем развития технологий, испытывают недостаток не только в плодородных землях для производства экологически чистых продуктов питания, но и для простого проживания человека (из-за перенаселенности терри- торий).
Лесные ресурсы. Лесной покров Земли является одним из главных факторов устойчивости биосферы. Это не только традиционная сфера жизнедеятельности самого человека, но это и «легкие» Земли, это и среда обитания «братьев на- ших меньших». Нехватка лесных ресурсов для современного производства, при


10.3 Проблема экологического кризиса
179
одновременных сохраняющихся в них потребностях — повлекла за собой «хищни- ческое» отношение к ним со стороны человека. Сведение лесов — это разрушение экосистем со всеми вытекающими отрицательными последствиями.
Водные ресурсы. Уже сегодня большинство стран мирового сообщества стал- кивается с серьезными водоресурсными проблемами, связанными с дефицитом пресных вод. Почти 2 млрд людей живет в условиях недостатка воды, и в осо- бенности чистой. Подавляющая часть населения сосредоточена в развивающихся странах.
Выделение всех затронутых факторов не означает, что они существуют от- дельно друг от друга и накопление изменений в одной сфере не влияет на другую природную сферу. Природа едина, в ней все взаимосвязано и взаимообусловлено.
Если мы прежде отметили, что на глазах одного поколения сегодня кардинальным образом меняются технологии в современной цивилизации, то и на глазах одного поколения становятся заметными изменения в природе. Мы отметили негативное влияние человека на природу. Но этот негатив, прежде всего, касается жизни само- го человека в природе. Даже если происходят планетарные катаклизмы наподобие ледникового периода, то ведь сама природа не исчезает. Она вносит изменения в свои структуры и элементы и выстраивает их новое соотношение. Исчезнуть мо- жет сам человек, место его обитания (как Атлантида). Но в современном варианте своего исчезновения человеку некого будет винить, кроме самого себя.
Глобальная катастрофа конца 2004 г. в юго-восточной Азии, которая унесла по некоторым подсчетам (точные цифры вряд ли будут возможны) в течение несколь- ких минут более 300 тысяч жизней, вполне может рассматриваться в ряду очеред- ных «предупреждений» человечеству со стороны природной стихии.
Итак, человеческое общество стоит перед необходимостью осознания пробле- мы экологического кризиса и выработки определенной стратегии своих действий.
Как представляется, именно осознание остроты и масштабности экологиче- ских проблем, выявление их глобального и регионального характера, создание экологического образования и просвещения формируют предпосылки для экологи- ческой культуры, в рамках которой взаимоотношения человека и природы должны приобрести нравственную ценность.
Современная ситуация такова, что следует говорить о возникновении постма- териальных ценностей, когда все большее значение приобретают ценности, связан- ные с новым пониманием «качества жизни» — с более «экологичным» отношением к окружающему нас миру. В рамках возникшей и распространяющейся сегодня концепции «экологизма» существуют три основных подхода к осмыслению эколо- гических проблем.
1. Консерватизм — заключается в оптимизации технологии управления при- родопользования.
2. Природоохранный подход — предполагает сохранение природы как само- стоятельной ценности.
3. Экоцентризм — научное направление, опирающееся на стремление рассмат- ривать экологические проблемы с точки зрения социальной философии,
социальной экологии, социологии, политологии, для выработки целостной картины поведения социального человека в его отношениях с природой.


180
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Но все эти подходы должны быть взаимосвязаны, поскольку, в конечном счете,
рассматривается одна и та же проблема: сохранения человека в среде его обитания,
или сохранения природы как среды обитания человека. Только общими усилиями,
а не противопоставлением этих усилий можно решать глобальные проблемы.
В свое время просветители-гуманисты, выступая с позиций необходимости да- вать людям образование, «просвещать» их, преследовали единственную цель: «зав- тра мир может стать лучше». Вероятно, сегодня именно с этих позиций следует рассматривать и экологическое образование с существенной, правда, поправкой:
«завтра мира может не быть вовсе». Главная задача экологического образования сегодня — это «наведение порядка» в головах людей, поскольку иначе невозмож- но преодолеть разногласия между человеком и природой. Поэтому экологическому образованию предстоит решить три основных и взаимосвязанных задачи:
1. Формирование адекватных экологических представлений, то есть пред- ставлений о взаимосвязях в системе «Человек-Природа». Система таких представлений позволит личности четко уяснить, что происходит в мире природы между человеком и природой и как следует поступать с точки зрения экологической (а не экономической) целесообразности.
2. Формирование отношения к природе, поскольку само по себе наличие эко- логических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведе- ния личности. Выбор целей, стратегии своей деятельности в любой ее фор- ме человек должен научиться проводить с позиции экологической (а не иной) целесообразности.
3. Формирование системы умений и навыков (технологий) у человека в его взаимодействиях с природой. Чем разностороннее будет сформирована эта система с использованием современных технологий, чем большим будет выбор человека возможных, но экологически целесообразных своих дей- ствий, тем успешнее будет решаться задача сохранения среды обитания.
Следовательно, задача экологического воспитания, прежде всего, связана с по- требностью формирования новых психологических и ценностных установок «эко- логической» личности. Уход от прагматизма в отношениях с окружающим миром для человека не столь уж прост, но выбор остается за самим человеком.
10.4 Демографическая проблема
Численность населения Земли сегодня составляет 5,6 млрд человек. К 2025 го- ду она, по прогнозам, достигнет 8,5–10 млрд человек, т. е. увеличится почти в два раза. Поэтому последствия относительного и абсолютного прироста населения приобрели такую актуальность, что получили статус глобальной проблемы. Имен- но народонаселение рассматривается многими как один из факторов, не только препятствующих удовлетворению материальных потребностей, но и