Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк02. 01. Теоретические и методологические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Выполнила студентка Бурова А. Е.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вывод:
Количественный анализ:
Высокий- 8-42,1%
Средний-11-57,9%
Низкий- 0 человек
Качественный анализ:
Наметилась положительная динамика в игровой деятельности детей.
У ребенка разнообразные игровые интересы. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и новых ролей, фантазирует. Знает разные игры: подвижные, хороводные, настольно-печатные и пр., действуя по аналогии и творчески. Совместно со взрослым обыгрывают сказки.
Проблема:
Дети тяготеют к однообразным элементарным игровым сюжетам. Затрудняются придумать новый сюжет. Нуждаются в постоянной помощи для установления игрового взаимодействия со сверстниками. Затрудняются называть любимые игры. Cкудна ролевая речь.
Тема 1.3.3 Профессиональные задачи в профессиональной деятельности
1. Подбор и формулировка задач по руководству и проведению
игровой деятельности
-
совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр; -
введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей; -
использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов; -
использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью; -
изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения; -
обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам; обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям; -
наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры; -
чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли; -
регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей; -
обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
Ранний возраст (1,5 до 3 лет).
Для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт.
• организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия;
• обсуждать с детьми домашние дела взрослых;
• привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;
• обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.
● организовывать личностно-ориентированное общение с детьми.
Если необходимо пробудить игровую активность ребенка или разнообразить ее, воспитатель не указывает, что и как надо делать, а отдает предпочтение косвенным методам воздействия (игра рядом, деликатное подключение к игре, вопросы, советы, обращения от имени персонажа, и пр.). Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может быть теперь зайка хочет спать?», «Что же ты не помыла посуду?» и т.п.
Младший дошкольный возраст (3-4 года).
Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние:
– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
– поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
– создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского).
Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
-
обогащать игровой опыт ребенка; -
создавать развивающую игровую среду с целью формирования активности и самостоятельности в ее использовании; -
развивать коммуникативные качества детей.
В развернутой по инициативе детей игре в магазин, педагог дает им образец обогащения сюжета новыми линиями («Приехала машина с хлебом – что делать?»), побуждает к дальнейшему развитию действия («Какие еще продукты необходимы в магазине?»), в котором будут использоваться предметы-заместители. В разветвленной детской игре воспитатель является партнером-координатором: он посоветует, что делать в тупиковой ситуации (если на
станции скопились неразгруженные вагоны, то их следует разгрузить, а товар отправить в магазин, доставить в детский сад), вовлечет детей в игру так, чтобы предоставить каждому на выбор роли, в которых они будут взаимодействовать попарно, втроем.
Постепенно, с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла; у них формируются умение планировать игру, осуществлять ролевое взаимодействие.
Старший дошкольный возраст.
– создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения;
– формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;
– освоение ими позиции субъекта игровой деятельности;
– поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников и др.
В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.
Литература
1. Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития
ребенка._ М.: Академия, 2008
2. Каменченко А.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности
дошкольников. Учебное пособие – М.: Айрис-Пресс, 2007.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Академия,
2010 – 416 с.
4. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в
детском саду – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с.
5. Корненчева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование внеучебной
деятельности с детьми в режиме дня (мл., ср., ст., подг. гр.) – М.: Центр
педагогического образования.
6. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста – М.: Феникс, 2008
7. Михайлова Н.Л., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в
детском саду – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.
Дополнительные источники:
1. Артемова А.В. Театрализованные игры дошкольника – М., 1991.
2. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры – М.: Линка-Пресс,
2007.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.А. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста – М., 1991.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М., 1990.
5. Воспитание детей в игре / сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик – М.,
1983.
6. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей – М., 1988.
7. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных
образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова – М.:
Линка-Пресс, 2006.
8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., 1990.
9. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-
7 лет – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007. – 112 с.
10. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения
до школы» / под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой –
М., 2011.
11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшая группа) –
М., 1982.
12. Сюжетные игры в детском саду – М., 1997.
13. Федеральные государственные требования к созданию предметно-
развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной
общеобразовательной программы дошкольного образования – М., 2011.
14. Флерина Е.А. Игра и игрушка – М., 1973.
15. Чего на свете не бывает? / под ред. О.М.Дьяченко, Е.А.Агеева – М.,
1991.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978.
Интернет-ресурсы
1. http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml (республиканский
портал «Профессиональное образование»
2. http://metodsovet.su/dir/musik/ (Методический портал)
3. http:// standart/edu/ru//cataloq/aspx? Catalogld=223. (сайт «Федеральный
государственный образовательный стандарт»).
4. http://www:shool/tdu/ru - Российский образовательный портал.
5. http://www:pt dlib/ru- библиотека.
6. http://www:/nfer -pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей,
родителей и студентов.__