Файл: гуманитарный университет факультет социальной психологии на правах рукописи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целом, основываясь на аргументах этих и других авторов, можно утверждать: с точки зрения гуманистического подхода к человеческой природе, общим принципом здоровья является желание человека быть самим собой в любой ситуации.

Гуманистический подход оказал огромное влияние на развитие психологии, реабилитировал человека в науке и здравоохранении.

В период овладения профессией он вдохновлял и меня. Критически переосмыслив гуманистическую доктрину, я убедился, что не все ее идеи сегодня воплощаются с такой же убежденностью.

В природе естественная духовность проявляется в желании человека быть Богом, не будучи достойным им стать. Эта тенденция оформилась как культ успеха или социальная догма ­­­– по сути, одно и то же: замкнутый индивид стремится к самосовершенствованию ради эгоизма, что еще больше приводит его к бессмысленности бытия и общему снижению жизненной силы.

Неоднозначная оценка отношения к самоактуализации была получена и среди гуманистически ориентированных психологов. Так, В. Франкл утверждал: «Только в той мере, в какой человек способен осознать смысл внешнего мира», который он находит во внешнем мире».

Как бумеранг возвращается к охотнику, который его бросил, только если он промахнулся мимо своей цели. Так человек справляется с самоактуализацией только тогда, когда он допустил ошибку в своем призвании» [7, 5].

В центре гуманитарно-антропологического подхода лежит идея о возможности и необходимости восхождения человека к полноте его собственной реальности. Это выражается в ключевых понятиях: «гуманитарный» происходит от латинского humus – «почва» и humanus – «человек» и обозначает пространство происхождения человеческих качеств, способностей; «научный», как синоним термина «антропос», является местом рождения человеческой личности или духовного корня).Парадигматическое отличие и эвристическая ценность подхода заключается в том, что он раскрывает антиномию человеческой субъективности (самости): это средство для саморазвития человека; но оно должно быть духовно преобразовано им самим.

Согласно О. А. Климонтовой [11], психическое здоровье - это способность человека реализовать свой потенциал и создать устойчивую основу для развития способности реализовывать свой потенциал и справляться со стрессовыми ситуациями.

Немецкий психиатр Г. Амон рассматривает психические расстройства как динамическое состояние человека, связанное с активным использованием психомоторных функций [3]; О. В. Лебедева [13] определяет психическое здоровье как способность человека сохранять психическое равновесие и тем самым быть способным работать в любой профессии или социальной ситуации; согласно по мнению Н. А. Лиз, психическое здоровье – это скоординированное проявление всех психических функций и стабильное чувство комфорта; Уланова [24] утверждает, что человек с нормальными симптомами обладает структурой личности, последовательностью самокритики или реакции на свои действия, адекватностью, самоуправлением, организованностью, адаптивностью и другими качествами, согласно Е. А. Сергиенко [21], которая рассматривает психическое здоровье как динамический баланс психических функции, которые позволяют человеку не только успешно адаптироваться к окружающей среде, но и активно реализовывать заложенные в природе потенции.


Р. А. Стефанчук считает, что психические отклонения в контексте физического и психического развития являются частью здорового человека, его прогрессивное поведение характеризуется отсутствием каких-либо отклонений от нормального течения жизни.

В медицинской практике различают пограничные состояния: нормальные, переходные и личностно-патологические. Эти два явления считаются симптомами психического здоровья; остальные являются психическими заболеваниями.

В литературе психическое здоровье определяется как стабильное состояние личности, при котором жизненная сила и настроение находятся в равновесии.

Концепция психически здорового человека А. Маслоу считается наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья. Работа Маслоу описывает два основных компонента психологического здоровья: самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям.ь По мнению автора, необходимым условием самоактуализации является то, что человек находит правильное выражение себя, а самоактуализирующиеся люди обладают способностью принимать других, автономией, спонтанностью, чувствительностью к красоте, чувством юмора, альтруизмом, желанием улучшить человечество и склонностью к творчеству [5, с.30]. Человека, достигшего пика самореализации, можно рассматривать как живой показатель психического здоровья; согласно А. Маслоу, одним из условий развития психологически здоровой личности является стремление к гуманистическим ценностям, которые формируются через самореализацию[30].

О. В. Хухлаева утверждает, что психологическое здоровье является необходимым условием для того, чтобы человек мог полноценно функционировать и развиваться на протяжении всей своей жизни. С одной стороны, это требование для выполнения долгосрочных социальных и культурных ролей; с другой стороны, это предоставляет возможности для развития на протяжении всей жизни.

Психологическое здоровье – это формирование на протяжении всей жизни, хотя его предпосылки, конечно, создаются в внутриутробный период. Выделенное автором определение имеет широкое значение, которое затрагивает весь жизненный цикл человека.

В. А. Ананьев рассматривает психологическое здоровье как процесс в жизни человека, при котором достигается баланс между эмоциональным и интеллектуальным аспектами личности или ее различными сторонами, коммуникативными потребностями и поддерживается постоянными усилиями.


Баланс между человеком и окружающей средой основан на равновесии человека с окружающим миром, правильной регуляции поведения и деятельности М. Г. Ярошевский, П. Бейкер

Согласно различным интерпретациям, психологическое здоровье влияет на различные сферы развития человеческой личности. Таким образом, потребности между человеком и обществом могут включать коммуникативную, экономическую, социальную, семейную, профессиональную и духовную сферы. Различные аспекты личности также подразумеваются под рядом понятий, начиная от развития высших психических процессов и заканчивая социализацией личности.
1.2.Понятие адаптации личности в контексте различных теоретических направлений в психологии
«Адаптация» в психологии относится к процессу изменения психики индивида под влиянием объективных факторов окружающей среды, который позволяет ему адаптироваться к различным условиям без внутреннего дискомфорта и конфликта с окружающей средой.

В новейшей психологической науке процессы адаптации интенсивно изучаются в связи с проблемами межкультурного взаимодействия, миграции и социальных трансформаций: Г. М. Андреева, П. М. Бассин, Ф. Б. Березин, Дж. Барри, Н. Н. Лебедева; Ю. А. Мулдашева, А. П. Гумилев, Л. В. Василюк, Е. Е. Василюка.

В физиологию термин «адаптация» был введен из биологии. Соответственно, в биологической науке это означает реакцию адаптации органов чувств к воздействию соответствующих раздражителей и наоборот. Значение сохранения гомеостаза остается особенно ясным для психологии – это проявляется во всех психологических концепциях, которые направлены на анализ взаимоотношений индивидов.

На уровне социально-психологического анализа адаптация выступает как приспособление индивида к новым группам. В современной российской социологии проблема адаптации занимает серьезное место среди практических или теоретических исследований.

Психоаналитический подход различает несколько типов адаптации: процесс и результат. Процесс берет в себя активацию защитных реакций, в результате которых получается новейшее личностное приобретение для более затрудительной ситуации; он работает с концепцией адаптивности. В развитии адаптации предприимчиво меняются как личность, так и окружающая среда: процесс адаптации регулируется «Я», а в процессе адаптации регулируется функционирование человека.


Такие явления, как сила Самости и «ограничения самости», описанные психоаналитиками, также влияют на процесс адаптации.

Интеракционисты, напротив, сосредотачиваются на другой стороне адаптации. Они приписывают адаптивное поведение хорошо организованным техникам или образам жизни человека и позволяют ему адаптироваться к новым условиям; это означает: успешное принятие решений (установок), ясность в определении будущего).

Л. Филлипс считает, что признаки эффективной адаптации: способность устанавливать интимные и эмоционально насыщенные отношения в сфере личных взаимоотношений; способность тонко отражать изменения в отношениях.

В интеракционистской концепции адаптации организм приспосабливается к условиям окружающей среды. Для представителей этого направления адаптивность проявляется в принятии и эффективном реагировании на те социальные ожидания, которым человек соответствует в соответствии со своими взглядами; гибкости реакции по поводу новых и потенциально опасных ситуаций или возможности их развития.

Т. Шибутани считает, что следует проводить различие между ситуационной адаптацией и общей адаптацией к повторяющимся ситуациям как общей чертой (определения).

Ж. Пиаже рассматривает адаптацию в виде двух взаимосвязанных операций: аккомодации (усвоение правил окружающей среды, ее «преобразований») и ассимиляции («отдача себя», трансформация окружающей среды).

Это процесс познания, в ходе которого определяется баланс между организмом и окружающей средой. Равновесие достигается посредством операций аккомодации, которые включают адаптацию своих действий к внешнему миру, ассимиляцию – наполнение внешнего мира для человека его представлениями о внешнем мире в соответствии с законами человеческого разума.

Специфическую идею адаптации можно проследить в работах У. Джеймса, которую он изложил на основе изучения трансперсонального опыта: некоторые различия между нами и окружающим миром условны; следовательно, возможны различные адаптивные реакции [1]. При таком подходе процесс адаптации протекает непрерывно и зависит от границ, в пределах которых индивид воспринимает себя. Этот метод Джеймса заложил основы для изучения восприятия человеком своего места среди других людей: концепцию понимания человеком своего самоопределения как критерия и возможного фактора адаптации. В начале исследования идентичности он задал вопрос, который определил дальнейшее направление исследования: «Может ли человек, встав утром с постели, сказать мне что-то похожее на этого человека вечером?


В психологии изучаются различные виды адаптации, свойственные определенной профессиональной сфере или сферам человеческой деятельности. Феномены адаптации в психологической литературе рассматриваются на разных уровнях: групповом и личностном; уровне социальной среды и т.д. Итак, существуют виды адаптации по характеру протекания (нормальная и патологическая); отнесение к содержанию деятельности - в учебной, трудовой или игровой деятельности; адаптация, основанная на культуре других народов.

Типы различаются в зависимости от продолжительности, сложности и направленности процесса адаптации к индивидуальным или социальным психическим явлениям. Например, сенсорная адаптация означает адаптивное изменение чувствительной функции органа чувств под воздействием раздражителя, действующего на орган чувств; социальная адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (социальная подготовка).

Анализ адаптационных функций основан на представлениях о важности адаптации в биологии, например, при изучении стресса. Физиологические функции адаптации связаны с идеей устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Впервые Се Ли предложил определить адаптационный синдром как совокупность реакций организма, которые выполняют защитные функции в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

Некоторые исследователи отмечают биполярное значение адаптации, ее разнообразие в зависимости от ситуации: от тех ситуаций, когда индивиды успешно справляются со своей жизнью и могут принять новое окружение или не полюбить его. Некоторые исследователи отмечают биполярное значение адаптации, ее разнообразие в зависимости от ситуации: от тех ситуаций, когда индивиды успешно справляются со своей жизнью и могут принять новое окружение или не полюбить его.

Грузинская школа психологии связывает понятие «адаптация» с термином «установка» как необходимое связующее звено между действием окружающей среды и психической активностью при подготовке к определенной деятельности.

Ш. А. Надирашвили [15] рассматривает отношение как благоприятный механизм адаптации индивидов к окружающей среде.

Социологический подход рассматривает адаптацию как процесс взаимодействия между человеком и социальной средой. Субъективный аспект этого процесса понимается в ассимиляции индивида с основными правилами общества. Социологический подход рассматривает адаптацию как процесс приспособления человека и его поведения к новой социальной роли.