Файл: гуманитарный университет факультет социальной психологии на правах рукописи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Некоторые авторы считают, что для решения творческих задач необходима адаптация к профессиональным и социально-психологическим условиям социальной среды [13]; Г. А. Горошидзе [24], 28: «Универсального подхода к изучению адаптации с помощью психологических концепций не существует».

Согласно данным исследований, существует два основных направления в отношении адаптации. Представители обоих утверждают, что это адаптация личности из-за отчуждения социальной среды от человека (представители одного в других направлениях это отрицают).

В научных работах российских ученых, специализирующихся в области социально-психологической психологии и менеджмента, выделяются два основных типа понимания природы адаптации: окружающая среда и адаптанты.

Адаптировавшись к окружающей среде, личность изменяет свою энергию и свое свойство вступать во взаимодействие с внешней средой.

«Психология как часть человеческой деятельности действует как динамическая система, в которой субъект взаимодействует с миром и формирует косвенные отношения субъекта к предметной деятельности».

М. И. Скуби рассматривает адаптацию как процесс, в ходе которого человек принимает качественные изменения в своем отношении и ориентации (view), убеждении; он описывает это как результат качественного изменения отношения или интереса человека: они проявляются через количественные изменения в его установках и взглядах на мир.

В работах А. Просецкого и Н. Д. Никандрова 1990 года выражено мнение, что только творческие усилия могут способствовать успешной адаптации человека в этом мире, Р. М. Грановская, П. П.

Поэтому, как справедливо отмечает И.А. Мирославов, адаптация личности - это «момент... предполагающий момент активности индивида», а также включающий в себя «определенное изменение структуры личности» [13. с.116].

В современной научной литературе существуют различные подходы к содержанию процесса адаптации, которые можно связать с двумя основными направлениями: более широкой и менее определенной адаптацией.

В психологии гуманизма адаптация также рассматривается как оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой; в работах Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла целью адаптации является достижение положительного психологического здоровья, соответствия индивидуальных ценностей и социальной ценности.

Адаптационные процессы в этом подходе представлены уравнением «конфликты-фрустрации-адаптивные действия». Кроме того, давайте предположим, что конфликт возникает только тогда, когда удовлетворены основные потребности индивида: физиологические потребности, потребности в безопасности, членстве в группе, уважении, одобрении, любви, самореализации.


Впервые было выделено конструктивное и неконструктивное поведение: согласно А. Маслоу, критерии конструктивного поведения также обусловлены требованиями социальной среды, целеполаганием для решения проблемы, осознанностью поведения, наличием определенных изменений внутри личности при выражении реакции межличностное взаимодействие.

Неконструктивная реакция, направленная на устранение негативных переживаний сознания, которые на самом деле не решают проблему, но проявляют агрессию, регрессию, фиксацию, до сих пор считается аналогом защитной реакции.

По словам К. Ройдерс, неправильные реакции - это проявление психопатологических процессов.

Маслоу считает, что неструктурированная реакция характерна для здоровых людей и при определенных условиях является эффективным механизмом самоуспокоения. Этот подход эволюционировал в более современную концепцию и исследовательскую деятельность личностей.

В случае войны, терроризма, техногенного или стихийного бедствия или потери особого объекта привязанности может сформироваться так называемая защитная внешность, которая позволяет людям сохранять самоуважение и самоотверженность.

Когнитивные подходы С. Фолкмана и Р. Лазаруса основаны на концепции «когнитивно–психологической психологии» личности, согласно которой взаимодействие человека и окружающей среды может вызывать несоответствие между содержательными компонентами установок и образом реальных ситуаций. После этого реакция человека направлена на поиск способа устранения или уменьшения когнитивных диссонансов.

Когнитивный диссонанс очень часто проявляется в сфере социального восприятия, то есть восприятия человека как личности. По нашему мнению, когнитивные способности важны в психотерапевтической терапии, и предлагаются новые стратегии.

В зависимости от этих критериев уровень адаптации человека можно разделить на четыре основные категории: высокая адаптация, высокая избыточность, низкая адаптация и дезадаптация.

А. А. Нарчаджян исследовал механизмы адаптации личности к социальной проблеме, предложил общую классификацию различий в социальной и психологической адаптации в зависимости от реакций.

Нормальная адаптация предполагает стабильную адаптацию в типичных для человека ситуациях без патологических изменений в структуре и нормах социальных групп, с которыми он взаимодействует. Девиантная адаптация – это адаптация, которая не отвечает потребностям человека в данной группе или сообществе.


Патологические адаптации осуществляются с помощью патологического поведения, которое приводит к формированию синдрома неврозов и психозов.

Социально-психологическую адаптацию можно охарактеризовать как состояние взаимоотношений между личностью и группой, когда индивид продуктивно осуществляет руководящую деятельность без затягивания внешних конфликтов, удовлетворяя основные потребности общества, полностью соответствует требованиям референтных групп по отношению к нему, имеет состояние устремления и свободное проявление творческих возможностей. Это также можно охарактеризовать как состояние взаимоотношений между человеком и группой, когда человек полностью выполняет ожидаемую от него роль, которую ожидает его референтная группа, и обладает состоянием осознанности и свободы выражения творческого потенциала.

С другой стороны, адаптация - это социально-психологический процесс, который при благоприятных условиях приводит индивида в состояние адаптации. Во время жизненного кризиса для человека характерно искажение мыслей и отношения к самому себе и миру в целом. Существует иная форма психологического вреда, которая нарушает нормальную психику, вызывая психический дискомфорт, невроз и другие заболевания.

Согласно Фрейду, сильные переживания за короткий промежуток времени вызывают следующее: «Человек находится в состоянии сильной тревоги и неспособен думать или действовать в соответствии со своим душевным состоянием». Другими словами, чрезвычайно важные изменения в поведении рассказывают об адаптации человека в конкретной ситуации.

В серии экспериментов были изучены субъективные представления о различных стрессовых событиях, а также их значение на жизненном пути. Используя метод многомерного масштабирования и процедуру многостороннего анализа личности испытуемых, было установлено, что важные жизненные события, удаленные от них, оказывают одинаковое влияние на адаптивное поведение человека. Кроме того, ученые выяснили, что использование различных терминов вызывает у испытуемого различные цепочки мнемических и эмоциональных ассоциаций.

«Техника жизни» - это новое понятие, введенное немецкими учеными X. Томом и В. Лером. В этом термине авторы различают сложную поведенческую активность человека и многочисленные проблемы его повседневной жизни, которые возникают.


Первая техника жизни сочетает в себе действия, направленные на достижение успеха, и практическое изменение текущей жизненной ситуации. Эта деятельность основана на высоком уровне саморегуляции, интенсивном поиске релевантной информации в глубоком раздумье, вовлечении других людей во взаимодействие с самими собой.

Вторая базовая техника жизни имеет столь же выраженный адаптивный характер и заключается в поведении, направленном на адаптацию к существующим нормам поведения.

Все три жизненные техники направлены на межличностные аспекты взаимодействия людей в сложных жизненных обстоятельствах: адаптацию к своим возможностям и потребностям других, принятие ситуации как ее положительных или отрицательных аспектов (acceptance).

Как неадаптивные поведенческие реакции, согласно X. Тем не менее, есть те, которые затрудняют адаптацию к жизненным трудностям: безропотное смирение и депрессия; использование механизмов психологической защиты, подавление мыслей об источнике возникающих трудностей или широко используемые механизмы психологической защиты.

В результате теоретическая модель «техники жизни» позволяет нам в полной мере отразить как основные паттерны реакции, позволяющие человеку адаптироваться к трудностям бытия; так и неадаптивные проявления поведения.

Анализ развития понимания человеком процесса адаптации и различных концепций, проведенный в данной работе, позволяет нам обосновать акцент на поведении в исследованиях адаптации и определить направления дальнейших исследований: определение понятия адаптивного поведения, выявление его структуры и детерминант, влияние когнитивных представления и индивидуально-психологические характеристики о ситуации адаптации, рассмотрение адаптивного поведения как возможности для развития личности, определение адаптивных личностных ресурсов и компетенций, методы оправдали акцент на поведении в исследовании и позволили нам определить направления дальнейших исследований.

1.3.Механизмы и факторы сохранения психологического здоровья личности и ее адаптации к изменениям
В психологии здоровья изучаются психологические факторы, влияющие на состояние здоровья человека в окружающей среде. Методы исследования используются во всех смежных областях психологической науки, гуманистической и социальной психологии.

В настоящее время проблема здоровья, понимаемая в широком смысле, является актуальной и перспективной. На наш взгляд, особенно важны вопросы адаптации детского организма к различным факторам окружающей среды из-за недостаточного развития функциональных систем.


Адаптационные возможности – это запас функциональных ресурсов, которые постоянно расходуются на поддержание баланса между организмом и окружающей средой.

Адаптивная адаптивная деятельность требует затрат энергии, и поэтому мы можем говорить о «цене» адаптации. В теории функциональных систем организма П. К. Анохина целью поиска являются не проявления и признаки заболеваний в их обычной классификации по заболеваниям органов или тканей, а нарушения системы функций живого существа.

В настоящее время концепция гомеостаза важна для анализа активных жизненных процессов, происходящих на разных уровнях биологической системы. В живой системе способность сбалансировать окружающую среду является важной характеристикой. Процесс адаптации организма к условиям окружающей среды зависит от взаимодействия между управляющим и исполнительным контурами управления, что позволяет организму адаптироваться к условиям внешнего мира с учетом роли каждого из них в осуществлении адаптивных реакций биосистемы.

Человеческое тело – это совокупность взаимосвязанных и подчиненных органов, взаимодействие которых обусловлено их функционированием как единого целого.

Генотипическая адаптация формируется в процессе эволюции человека на основе наследственной изменчивости, мутаций и естественного отбора. Ее достижения закреплены генетически или унаследованы после его смерти.

Структурный след – это комплекс структурных изменений, которые обеспечивают расширение связи, ограничивающей функцию клеток. Эта реакция необходима для образования нового структурного конца структуры и тем самым увеличивает физиологическую емкость соответствующих систем организма в целом.

Адаптивные реакции приобретают новое качество в виде устойчивости к гипоксии, холоду и физическим нагрузкам. По сути, это свойство является основой для закаливания организма путем укрепления здоровья во время физических упражнений.

Адаптация к физической работе основана на приспособительных реакциях организма на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды.

Г. Селье назвал адаптационным синдромом, или состоянием адаптации к стрессу в организме человека. По словам Селье, никакая активная деятельность невозможна без нервов, и смерть эквивалентна полной свободе от них.