Файл: 1 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 5 1 Правовой статус беженцев в рф 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Право на пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.

7. Право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации и др.6

Особо следует подчеркнуть, что беженцы наделяются правом на получение социального обеспечения. Более подробно указанное право и его содержание будет рассмотрено в последующих параграфах настоящей работы.

Лица, признанные беженцами на территории РФ в соответствии с законодательством, обязаны:

1. Соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

2. Своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом.

3. Соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения и др.7

Таким образом, под беженцами понимаются лица, которые в результате происходящих определенных событий были вынуждены покинуть территорию государства своего постоянного проживания, а также вынуждены искать убежище на территории другого государства. Необходимость изменения места проживания связывается с наличием обстоятельств, которые указывают на существование опасений, угроз, что соответствующее лицо может стать жертвой в результате применения к нему насилия, иных мер принудительного воздействия со стороны государственных органов, должностных лиц и др. При этом мотивы указанного принудительного воздействия должны иметь исключительно дискриминационный характер – принадлежность лица к какой-либо социальной группе, принадлежность к определенной расе, гражданству и т.п.

1.2 Правовой статус вынужденных переселенцев



Близким по своему правовому статусу к беженцу признаются вынужденные переселенцы. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»8 вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Как исключение статус вынужденных переселенцев могут иметь иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ и изменившие место жительства не добровольно, а под давлением названных обстоятельств. Законодательство предусматривает также возможность получения статуса вынужденного переселенца теми гражданами РФ, которые были гражданами СССР, имели статус беженца в Российской Федерации, а затем утратили этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, но не обустроились в Российской Федерации в период действия статуса беженца.

Для признания лица вынужденным переселенцем необходимо его обращение с соответствующим ходатайством в орган миграционной службы по месту предполагаемого поселения. Так, Д. было отказано в предоставлении статуса вынужденного переселенца в связи с нарушением им положений ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Д. превысил срок пребывания на территории Российской Федерации на шесть суток, что составило в общей сумме 96 суток.

При рассмотрении материалов дела судом было установлено, что Д. является гражданином Республики Казахстан. На территории России у Д. имеется невеста. Однако в суд не было представлено каких-либо доказательств
, подтверждающих наличие стойких семейных связей у Д. на территории России. Учитывая факт нарушения Д. положений действующего законодательства, суд признал решение миграционного органа об отказе в предоставлении Д. статуса вынужденного переселенца законным9.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Права гражданина в рассматриваемом качестве весьма ограничены. Он имеет право самостоятельно выбрать место жительства и претендовать на содействие в проезде к новому месту жительства. В условиях свободы передвижения и выбора места жительства это практически означает выбор из тех населенных пунктов, которые предлагаются территориальным органом исполнительной власти, включая получение направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а содействие в проезде сводится к организационной помощи и материальной помощи только малообеспеченным лицам10.

Другие права вынужденного переселенца вытекают из полномочий органов исполнительной власти оказывать ему помощь и содействие различного рода, распространяются на группы названных лиц и не имеют субъективного характера.

Таким образом, вынужденный переселенец имеет право:

1) выбрать место жительства на территории РФ;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания11.

Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с миграционного учета и в течение одного месяца встать на миграционный учет;

4) проходить ежегодный миграционный переучет12.


В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это, как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.

Таким образом, под вынужденными переселенцами следует рассматривать граждан РФ (а в исключительных случаях иностранных граждан, лиц без гражданства), покинувших территорию российского государства вследствие применяемого в отношении него, членов его семьи насилия, либо если указанные лица подверглись на территории России преследованию по дискриминационным мотивам.

2 Социальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в РФ



2.1 Социальное обеспечение как одно из основных прав человека в социальном государстве



Социальное обеспечение – это сложная система экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисемейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказание бесплатных медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств13.

Социальное обеспечение является одним из направлений социальной политики государства, цель которой заключается в стабилизации социально-политической обстановки и вовлечении в общественную жизнь социально слабых слоев населения.

В соответствии с международно-правовыми актами право на социальное обеспечение рассматривается как естественное, неотчуждаемое, принадлежащее человеку в силу его рождения как человека. Каждый человек должен обладать этим правом без каких бы то ни было различий в зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Признанием права на социальное обеспечение в качестве одного из основополагающих прав человека мировое сообщество подчеркивает, что достоинство человеческой личности, свободной от страха и нужды, является наивысшей социальной ценностью, тем идеалом, к достижению которого должны стремиться все государства14.

Право на социальное обеспечение представляет собой один из способов обеспечения такого жизненного уровня человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Для этого в международно-правовых актах закрепляется право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по объективным обстоятельствам, а формы, виды и условия такого обеспечения устанавливаются в национальном законодательстве.