Файл: 1 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 5 1 Правовой статус беженцев в рф 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание





Введение 2

1 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 5

1.1 Правовой статус беженцев в РФ 5

1.2 Правовой статус вынужденных переселенцев 9

2 Социальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в РФ 13

2.1 Социальное обеспечение как одно из основных прав человека в социальном государстве 13

2.2 Социальные права лиц, ходатайствующих о признании их беженцами и вынужденными переселенцами 16

2.3 Гарантии прав беженцев 19

2.4 Гарантии прав вынужденных переселенцев 22

Заключение 26

Список литературы 30


Введение



Актуальность темы исследования. Провозглашение Российской Федерации социальным государством привело к тому, что на государство была возложена обязанность по защите прав и интересов граждан, создания благоприятных условий для жизни. Государство взяло на себя обязательство по защите и обеспечению прав граждан во всех сферах. Основное значение при этом приобретают вопросы социального обеспечения населения.

В рамках социального обеспечения находят свое отражение вопросы предоставления отдельных «благ», гарантий гражданам, которые относятся к категории «уязвимых». К числу таких категорий лиц следует отнести пенсионеров, инвалидов, малоимущих и др. Как известно, указанные граждане зачастую не могут обеспечить себя самостоятельно как в физическом, так и в материальном плане. В это связи государством разрабатываются меры поддержки таких групп населения, оказания им помощи.

Предоставленные гражданам права в области социального обеспечения направлены на поддержание жизнедеятельности таких лиц, создание благоприятных условий жизни. В этой связи государством формируются уполномоченные органы государственной власти, ведающими вопросами в сфере предоставления отдельных социальных прав гражданам (например, Пенсионный фонд РФ со всеми его территориальными подразделениями, Фонд социального страхования и т.п.).

К числу современных мер поддержки следует отнести назначение лицу пенсионных выплат, в том числе инвалидам, пособий по временной нетрудоспособности, социальных выплат малоимущим и др. Однако назначение и выплата указанных пособий зачастую на практике вызывает определенные недовольства, споры. Так, например, указанные споры могут возникать в связи с отказом в назначении лицу пенсии,
задержке в ее выплате, и т.п. В этом случае лицо вынуждено обращаться за защитой в компетентные государственные органы, к правозащитным организациям и т.п.

Зачастую самостоятельная защита прав граждан в области социального обеспечения является затруднительной, что связывается с постоянным реформированием действующего законодательства в данной сфере, его несовершенством. Указанные тенденции, несомненно, отражаются и на деятельности уполномоченных государственных органов (например, Пенсионного фонда РФ). Соответственно, разрешение указанных спорных вопросов требует за собой обращения к лицам, обладающим в этой сфере определенными познаниями (например, к юристам, общественным организациям и др.).

Особое значение вопросы социального обеспечения приобретают относительно тех категорий лиц, которые вынуждены скрываться на территории другого государства под угрозой применения к ним насилия, иного негативного воздействия, в том числе и со стороны государственных органов, должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на территории прежнего местожительства данного лица. В указанном случае речь идет о предоставлении социальной помощи для лиц, признанных беженцами, вынужденными переселенцами.

Беженцы и вынужденные переселенцы – особые категории граждан, которые нуждаются в повышенной защите государства. В этой связи следует признать тему настоящего исследования актуальной, значимой для всего мирового сообщества в целом.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области социального обеспечения, оказания социальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Предмет исследования – положения действующего законодательства, отражающего вопросы оказания социальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам, практика применения указанных норм, а также разработки ученых по рассматриваемому вопросу.

Целью исследования является анализ социальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


- исследовать правовой статус беженцев в РФ;

- рассмотреть правовой статус вынужденных переселенцев;

- рассмотреть социальное обеспечение как одно из основных прав человека в социальном государстве;

- исследовать социальные права лиц, ходатайствующих о признании их беженцами и вынужденными переселенцами;

- определить гарантии прав беженцев;

- изучить гарантии прав вынужденных переселенцев.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы при определении направлений совершенствования правоприменительной практики в части оказания социальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Методы изучения составили общенаучный диалектический метод познания и методы анализа и синтеза, а также сравнительно-правовой, структурно-системный и иные методы.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы.



1 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев



1.1 Правовой статус беженцев в РФ



Статус беженца с точки зрения международного права занимает правовое пространство, характеризуемое, с одной стороны, принципом суверенитета государств и связанными с ним принципами территориального верховенства и самосохранения, а с другой – конкурирующими гуманитарными принципами, вытекающими из общего международного права цели и принципы ООН и из договоров. Тем не менее, нормы международного права, регулирующие положение беженцев, еще не вполне сформированы как система правовой защиты, поскольку не обеспечивают необходимого регулирования ситуаций, которые следует считать чрезвычайными1. В известной мере они облегчают положение лиц, пострадавших от нарушений норм в области прав человека или в результате развала существовавшего ранее общественного порядка вследствие революций, гражданской розни или агрессии, но они не являются законченными, поскольку беженцам и лицам, ищущим убежища, по-прежнему может быть отказано даже в предоставлении временного убежища или временной защиты, в безопасном возвращении в свои дома или в компенсации.

Утверждение международно-правового статуса беженцев неизбежно влечет определенные правовые последствия, важнейшее из которых – обязанность государств постоянно соблюдать принцип non-refoulement (отказа от принудительного возвращения беженца туда, где ему угрожает опасность). На практике правовое обязательство уважать этот принцип при всей его безусловности и императивности, скорее всего, нелегко будет отделить от политических возможностей, диктующих выбор того или иного решения2.

Последний неизбежно зависит от политических факторов, в том числе от условий, вынуждающих людей к бегству; однако чтобы решение было удовлетворительным по ключевым моментам, нельзя полностью игнорировать пожелание человека, связанное, например, с наличием у него связей с тем или иным государством.


Важную роль в урегулировании проблемы беженцев сыграли Конвенция 1951 года3 и Протокол 1967 года4.

В российском законодательстве статус беженцев определяется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах»5. В соответствии данным законом беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений и которое получило свидетельство от соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Признание лица беженцем осуществляет Федеральная Миграционная Служба РФ (ФМС России). В этих целях лицом должно быть представлено заявление о предоставлении временного убежища либо ходатайство о признании беженцем. К указанному заявлению (ходатайству) должно также быть приложены соответствующие документы, перечень которых определен в нормах действующего законодательства РФ.

В соответствии с законодательством РФ лица, признанные беженцами, обладают следующими правами:

1. Право на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации.

2. Право на получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.

3. Право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ;

4. Право на получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.

5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.