Файл: 1 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 5 1 Правовой статус беженцев в рф 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Конституции РФ право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, в виде пенсий, пособий, социального обслуживания.

В свою очередь, отношения по социальному обеспечению представляют собой часть общественных социальных отношений. В качестве таковых они связаны с обеспечением людей жизненными средствами, расширенным воспроизводством человека как производительной силы. Через институты социального обеспечения происходит обеспечение жизненными средствами определенных категорий людей: достигших пенсионного возраста, инвалидов, временно потерявших трудоспособность, семей с детьми, безработных, малообеспеченных и др. Социальные отношения базируются на экономических отношениях и обусловлены ими.

В политическом аспекте социальное обеспечение отражает цели социальной политики государства в данной области. Будучи политическими, но характеру, отношения но социальному обеспечению тесно взаимосвязаны с экономическими и социальными отношениями как элементами структуры социального обеспечения. Экономические отношения, являясь в данной структуре основными, через механизм интересов оказывают на политические отношения определяющее влияние. Связь же политических и социальных отношений выражается в следующем. Социальные отношения определяют содержание и направленность политических отношений. В рамках же политических отношений решаются текущие социальные проблемы. Социальная политика выступает формой организации социальных отношений15.

Одним из важнейших элементов структуры социального обеспечения как системы общественных отношений выступают правовые отношения. Их значение обусловлено ролью права в достижении целей социального обеспечения. Содержание правовых отношений в структуре социального обеспечения определяется входящими в нее экономическими, социальными, политическими отношениями. Правовое воздействие на отношения по социальному обеспечению (экономические, социальные, политические) ограничено характером взаимоотношений экономики, социальной сферы, политики и права. Как известно, право вторично по отношению к экономике и в конечном счете зависит от базиса. Поэтому взаимодействие правовых и экономических отношений определяются взаимоотношениями экономики и права


Компонентами рассматриваемой системы являются ее части (государственная и негосударственная) и подсистемы (финансирования, управления, субъектов обеспечения, видов обеспечения, правовая), направленные на реализацию прав граждан в сфере социального обеспечения. Каждая из них образует относительно самостоятельную систему с собственным внутренним составом, в то же время все они активно взаимодействуют, в результате чего осуществляется нормальное функционирование системы в целом16.

Учитывая особое положение, в котором находятся лица, признанные в установленном законом порядке беженцами, современный законодатель исходит из необходимости предоставления данной категории лиц отдельного ряда социальных гарантий, в том числе и право на социальное обеспечение.

Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать право каждого на получение определенной поддержки, помощи со стороны государства лицам, нуждающимся в получении такой поддержки. Современный законодатель определяет право каждого на получение социального обеспечения, а потому данное право может быть реализовано не только гражданами РФ, но и лицами, не имеющими российского гражданства и находящимися на территории РФ (например, иностранным гражданам, беженцам и др.). В свою очередь, система социального обеспечения состоит из множества структурных элементов, что позволяет не только учесть специфику возникших отношений, но и создать действительные условия для предоставления различным категориям лиц отдельных мер поддержки в рамках социального обеспечения.


2.2 Социальные права лиц, ходатайствующих о признании их беженцами и вынужденными переселенцами



Для лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, вынужденными переселенцами, а также членов их семей, в соответствии с положениями действующего законодательства закреплено право на размещение в Центре размещения вынужденных переселенцев (далее – Центра). Указанный Центр представляет собой место, предназначенное для временного пребывания обозначенной категории лиц.

Центр является государственным учреждением, находящимся в подведомственности Федеральной миграционной службы. Правом на пользование услугами Центра наделены лица, получившие свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем, а также члены их семьи. Кроме того, данные лица могут воспользоваться услугами Центра в том случае, если у них отсутствует возможность самостоятельно определить собственное место жительства либо пребывания на территории РФ.

В рамках Центра соответствующим лицам предоставляется ряд услуг, среди которых:

- содействие в адаптации;

- организация и предоставление питания, бытового обслуживания;

- обеспечение медицинской помощи, проведение медицинского осмотра;

- оказание помощи в регистрации размещенных лиц по месту их пребывания;

- содействие в обеспечении несовершеннолетних детей местами в общеобразовательных учреждениях;

- оказание помощи в трудоустройстве17.

Прием в данный Центр осуществляется по выданному Федеральной миграционной службой направлению.

Следует отметить, что услугами рассматриваемого Центра могут воспользоваться лица, прошедшие медицинский осмотр. При наличии определенных заболеваний в предоставлении услуг Центра может быть отказано.

Для каждого размещенного лица предоставляется койко-место, постельные принадлежности, предметы личной гигиены, а также талоны на трехразовое питание. Также указанным лицам в соответствии с положениями действующего законодательства предоставляется бесплатная медицинская, лекарственная помощь.


Необходимо учитывать, что услуги Центром оказываются на возмездной основе. Размер платы устанавливается уполномоченным государственным органом. При этом особо оговаривается, что размер платы за услуги Центра не должны превышать стоимости проживания в гостинице либо в общежитии.

Для отдельных категорий граждан уполномоченный государственный орган может установить льготы по оплате услуг Центра. В частности, такие льготы могут быть установлены для пенсионеров, малообеспеченных лиц, многодетных семей и др.

Наряду с указанным правом лица, ходатайствующие о признании их беженцами, вынужденными переселенцами, имеют право на обеспечение со стороны государства помощи в проезде, провозе багажа. Данное право также может быть реализовано лицами, имеющими свидетельство о регистрации ходатайства о признании их беженцами, вынужденными переселенцами, члены их семей.

За отдельной категорией указанных лиц закрепляется право на компенсацию произведенных расходов в связи с проездом и провозом багажа. В частности, таким правом наделяются одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и др.

Государство также оказывает помощь лицам, ходатайствующим о признании их беженцами, вынужденными переселенцами в трудоустройстве. В этом случае учитывается, что данные лица в ряде случаев могут подвергаться дискриминации со стороны работодателей по причине отсутствия у таких лиц регистрации по месту жительства18.

Лица, ходатайствующие о признании их беженцами, вынужденными переселенцами, на равных началах имеют право получить содействие в трудоустройстве, при направлении на профессиональное обучение.

Также за рассматриваемой категорией лиц закрепляется право на получение бесплатного медицинского обслуживания наравне с гражданами РФ. Данные лица имеют также право на социальное обеспечение, социальную защиту. Для лиц, признанных беженцами, вынужденными переселенцами в установленном законом порядке, установлено право на получение пенсии, иных социальных выплат на общих началах, определенных в нормах действующего законодательства.

Таким образом, за беженцами, лицами, ходатайствующими о признании их беженцами, вынужденными переселенцами, в соответствии с положениями действующего законодательства закрепляется ряд социальных прав. Среди таких прав могут быть названы: право на размещение в Центре временного размещения,
право на содействие в переезде, перевозе багажа, право на медицинское, социальное обслуживание и др. Соответствующие права по общему правилу предоставляются на общих началах с гражданами РФ (например, право на бесплатное медицинское обслуживание). Данные права закрепляются не только за беженцами, лицами, ходатайствующими о признании их беженцами, но и за членами их семей.