Файл: 1 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 5 1 Правовой статус беженцев в рф 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Гарантии прав беженцев



Одной из основных гарантий, установленных для беженцев, признается предусмотренный Конвенцией о статусе беженцев запрет на высылку беженцев за пределы территории государства-пребывания, а также запрет на принудительное возвращение в страну, откуда прибыло указанное лицо. В этом случае следует признавать, что на территории другого государства, откуда прибыло конкретное лицо, были созданы условия, угрожающие жизни либо свободе человека в зависимости от таких факторов, как религиозная, расовая, гражданская, социальная принадлежность, политические убеждения.

Вместе с тем, применение указанной гарантии огранивается относительно отдельного круга лиц. В частности, речь идет о тех беженцах, которые предоставляют опасность, угрозу безопасности страны их пребывания. Также рассматриваемая гарантия не предоставляется лицам, которые на основании вступившего в законную силу решения суда были признаны виновными в совершении особо тяжкого преступления.

Устанавливая исключения из реализации, обеспечения гарантии по запрету на высылку беженцев с территории, на которой пребывают такие лица, законодатель исходит из преимущественного признания потребности в обеспечении безопасности всего государства, населения страны, проживающего на территории такого государства. В этом случае конкретного интересы государства, общества ставятся в превосходство над интересами отдельного лица – лица, желающего получить статус беженца, либо лица, обладающего указанным статусом.

Принцип невысылки беженцев в страну своего прежнего местожительства находит свое отражение и в иных международных актах. Среди них: Конвенция ООН против пыток 1984 года19, Конвенции ОАЕ по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке 1969 года20 и др.

Аналогичное положение находит свое закрепление и в нормах отечественного законодательства (ст. 10 Федерального закона «О беженцах»).

Рассматриваемая гарантия сохраняет свое значение и в случаях, когда лицу было отказано в предоставлении статуса беженца либо статус беженца был утрачен в связи с наличием к тому определенных оснований. Сюда же относятся и случаи, когда лицо было лишено в принудительном порядке статуса беженца. При наличии указанных обстоятельств государство также берет на себя обязательство не возвращать лицо помимо его воли на территорию государства гражданской принадлежности (прежнего местожительства) в случае,
если свое сохранение получают обстоятельства, которые послужили основанием для выезда лица за пределы территории государства и получения (заявления ходатайства о получении) статуса беженца.

Следует отметить, что лицо, которому было отказано в предоставлении статуса беженца, а также лицо, статус беженца которого был прекращен на основании решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, вправе обжаловать соответствующие действия (бездействия) и решения указанных лиц. Данное право может быть реализовано как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке. Административный порядок обжалования действий (бездействий), решений должностных лиц предполагает обращение заявителя в вышестоящий государственный орган либо к вышестоящему должностному лицу21.

В соответствии с положениями действующего законодательства устанавливаются сроки, в пределах которых лицо может обжаловать рассматриваемые действия (бездействия), решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Продолжительность указанных сроков составляет:

- три месяца – при отказе в признании лица беженцем;

- один месяц – при получении лицом письменного уведомления о принятом решении либо при неполучении ответа в письменной форме на представленную жалобу.

До момента принятия уполномоченным органом, должностным лицом решения по представленной беженцем жалобе данное лицо, а также члены его семьи вправе использовать предоставленные им права, а также исполнять возложенные на них обязанности в общем порядке (кроме исключений, прямо предусмотренных законом).

Лицо обязано покинуть территорию РФ в случае, если по результатам рассмотрения жалобы было принято одно из следующих решений:

- отказано в рассмотрении ходатайства;

- отказано в предоставлении лицу статуса беженца;

- утрата статуса беженца по основаниям, предусмотренным законом;

- использовано право на обжалование действий (бездействий), решений государственного органа, должностного лица.


Исполнение указанной обязанности осуществляется лицом, а также членами его семьи в установленные сроки – в течение трех рабочих дней, исчисляемых с момента получения уведомления о принятии одного из обозначенных решений уполномоченным государственным органом либо должностным лицом.

Таким образом, современный законодатель, руководствуясь нормами международных договоров, соглашений, определил для беженцев гарантию на невыдачу их другому государству (государству прежнего местожительства), если имеются сведения о том, что на территории указанного государства соответствующее лицо будет подвергнуто преследованию по дискриминационным мотивам. Дополнительной гарантией реализации указанного положения выступает право беженцев обжаловать решение, действие (бездействие) уполномоченного государственного органа, должностного лица об отказе в рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, об отказе в предоставлении указанного статуса лицу, а также при утрате либо лишении лица статуса беженца.


2.4 Гарантии прав вынужденных переселенцев



В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по соответствующим обстоятельствам. Также данная категория лиц не может быть переселена без согласия в другой населенный пункт.

Необходимо отметить, что для вынужденных переселенцев устанавливаются те же гарантии защиты, реализации прав, что и для беженцев. Вместе с тем, при реализации предоставленных вынужденным переселенцам прав возникают определенные проблемы.

Чтобы решение о предоставлении статуса принималось на основе объективных данных, ответственным лицам необходимо иметь надежные источники информации о положении в местах исхода переселенцев. Неправительственные организации основным источником информации называют Управление Верховного комиссара ООН. А по сведениям, полученным из самих представительств УВКБ ООН, за информацией к ним чаще обращаются правозащитники и юристы, оказывающие помощь вынужденным переселенцам, а не миграционные службы. Довольно редко органы миграции учитывают мнение экспертов, ученых; их оценки, к сожалению, не принимаются во внимание22. Власти, определяя статус, с большим доверием относятся к полученным из страны исхода сведениям, которые не могут служить адекватной информацией и должны использоваться с большой осторожностью.

Не всегда очевидна возможность обжалования отказа в предоставлении статуса вынужденного переселенца и доступность процедуры обжалования. В частности, на постсоветском пространстве нет традиции обращения в суд. Такой образ действий представляется не слишком этичным23.

Особенно важным становится квалифицированное применение критерия определения статуса вынужденного переселенца: создание эффективных, детально разработанных процедур, позволяющих наиболее точно выяснить, удовлетворяет ли заявитель определению Конвенции 1951г.

Основная часть процедуры определения статуса вынужденного переселенца - доказательство того, что ходатайствующий действительно соответствует определению данного статуса.


Отказ в предоставлении статуса чаще всего связан с тем, что заявитель не предоставляет сведений об угрозе жизни, насилии или дискриминации, либо указывает иные мотивы миграции. Во многих случаях в ходатайствах указываются экономические мотивы миграции, что не является оснований для признания статуса.

Особую сложность вызывает доказывание дискриминации, которая допускалась в отношении заявителя. Как правило, проверка фактов преследования проводится через посольства РФ в тех странах, откуда прибыл мигрант. Учитывая заинтересованность местных властей представить ситуацию в лучшем свете, такого рода проверки заканчиваются отписками24.

Существует так же острая проблема в своевременности обращения мигрантов о продлении статуса. Продление статуса дает возможность пользования льготами, которые для неимущей части мигрантов чрезвычайно важны. В тоже время, необходимо признать, что для большинства вынужденных переселенцев, не получивших за период проживания необходимой и законной помощи, право на продление статуса является справедливым и правомерным.

Как правило, проблемы продления статуса связаны с не информированностью мигрантов. В связи с этим, необходимо признать, что часто отсутствует последовательная работа по разъяснению мигрантам правовых вопросов. Нет также постоянной работы по правовому консультированию мигрантов.

В этой связи должны быть приняты следующие меры:

- необходимо предусмотреть практику проведения личных бесед с лицами, ходатайствующими о признании их вынужденными переселенцами, что позволило бы установить основания, причины для наделения указанных лиц статусом вынужденного переселенца;

- при наделении лица статусом вынужденного переселенца следует учитывать социальную, политическую ситуацию, которая сложилась на территории того государства, где лицо подверглось насилию либо преследованию по дискриминационным мотивам;

- необходимо уделять особое внимание сотрудников миграционной службы в части разъяснения вынужденным переселенцам их прав, способов реализации данных прав. Эффективными в данной части будут признаны меры, направленные на оказании общественными организациями помощи вынужденным переселенцам в рассматриваемой части.