Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины дс. Ф. 6 технический дизайн и эргономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Опросные методы.

План:

1. Опросные методы. Интервью (индивидуальное, групповое). Анкеты. Тестирование (валидность, надёжность).

2. Экспериментальные методы: факторная и регрессивная модели.

Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Перечислите формы опросных методик, отличающихся друг от друга.

2. Как обеспечить психологический контакт интервьюера с респондентом?

3. Что такое парафраз?

4. Определить понятие «валидность текста».

5. Определить понятие «надёжность текста».
Основная литература

1. Общая психодиагностика (Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В., М., 1987.)

2. Жуков Ю.М., Петровская А.А., Растянников П. В.Диагностика и развитие компетентности в общении, МГУ, 1990.

3. Гипперрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание. М., МГУ, 1983.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Экспериментальные методы.

План:

1. Экспериментальные методы: факторная и регрессивная модели.

2. Микроподход и макроподход.
Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Что такое экспериментальный метод исследования, как он применяется в эргономике?

2. Опишите что такое экстремальный эксперимент?

3. Чем микроподход к изучаемому объекту отличается от макроподхода?
Основная литература

1. Гостеданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982

2. Куприян А.И. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., Наука, 1981.

3. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., Наука, 1971.

4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Коррекция функциональных состояний.

План:

  1. Использование теории утомления при проектировании трудовых процессов

  2. Характеристика эмоциональных состояний оператора


Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

  1. Охарактеризуйте этапы развития функционального состояния человека на кривой работоспособности.

  2. Определите этапы развития стресса.


Основная литература

1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М., МГУ, 1997.

2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981.

3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982.

4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)

5. Эргономика / Под ред. проф. В.В. Адамчука. М., 1999.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Рабочая поза и утомление

План:

  1. Рабочая поза и утомление.

  2. Борьба со зрительным утомлением.

Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

          1. Какие основные группы показателей используются для диагностики утомления?

          2. Чем отличается перерыв в работе от паузы?

          3. Производственное утомление, его виды и причины.

          4. Приведите пример комплекса упражнений, направленных против переутомления пользователя.

Основная литература

1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М, МГУ, 1997.

2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981.

3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982.

4. Эргономика / Под ред. проф. В.В. Адамчука. М., 1999.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Эргономические требования к проектированию рабочих мест

План:

  1. Антропометрия как наука

  2. Психофизиологические требования к орудиям труда.

  3. Борьба с утомлением.

Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

  1. Что включает в себя понятие «рабочее место».

  2. На что влияет рабочая поза, рабочие движения.

  3. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту.

Основная литература


  1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М, МГУ, 1997.

  2. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель,2006.

  3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., МГУ 1979.

  4. Практикум по инженерной психологии и эргономики. / Под. ред. Ю.К. Стрелкова. М., 2003.

  5. Эргономика / Под ред. проф. В.В. Адамчука. М., 1999.



ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Разработка рабочего места по антропометрическим данным и параметрам
План:

  1. Эргономические параметры рабочего места.

  2. Основные требования при проектировании рабочих мест.

Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

  1. Расчеты, необходимые для проектирования рабочих мест.

  2. Снятие индивидуальных размеров.

  3. Проектирование рабочего места с учетом эргономических параметров.


Основная литература


  1. Богданович Л.Б., Бурьян В.А., Раутман Ф.И. Художественное конструирование в машиностроении. «Техника», 1976. (электронный носитель)

  2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., МГУ 1979.

  3. Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Методы эргономического обеспечения проектирования. С-Пб, 1994.

  4. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель,2006.

  5. Практикум по инженерной психологии и эргономики. / Под. ред. Ю.К. Стрелкова. М., 2003.

  6. Эргономика / Под ред. проф. В.В. Адамчука. М., 1999.

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. 8. 1 Рекомендуемая литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ.

  2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

  3. Анастази А. Психологическое тестирование в 2-х томах. Т 1, Педагогика,

  4. 1982.

  5. Богданович Л.Б., Бурьян В.А., Раутман Ф.И. Художественное конструирование в машиностроении. «Техника», 1976. (электронный носитель)

  6. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М, МГУ, 1982.

  7. Гипперрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание. М., МГУ, 1983

  8. Гостеданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982

  9. Жуков Ю.М., Петровская А.А., Растянников П. В.Диагностика и развитие компетентности в общении, МГУ, 1990.

  10. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., МГУ 1979.

  11. Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Методы эргономического обеспечения проектирования. С-Пб, 1994.

  12. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1984.

  13. Коняев Н.М., Лебедев В.А.Что такое эргономика? М., 1986.

  14. Куприян А.И. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., Наука, 1981

  15. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек. М., МГУ, 1990.

  16. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981.

  17. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982

  18. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)

  19. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., Наука, 1971

  20. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель,2006.

  21. Практикум по инженерной психологии и эргономики. / Под. ред. Ю.К. Стрелкова. М., 2003.

  22. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

  23. Шмид М. Эргономические параметры. М., 1980.

  24. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М., 2001.

  25. Эргономика / Под ред. проф. В.В. Адамчука. М., 1999.



1. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная техническими средствами обучения, позволяющими использовать видео и мультимедийное обеспечение дисциплины.

Для проведения практических занятий могут быть использованы кабинет графики, компьютерный класс.

1. 10. Примерные зачетные тестовые задания
Тест по предмету «Технический дизайн и эргономика»

Инструкция: Внимательно прочтите вопрос. Выберите из предложенных вариантов верный ответ. Вставьте ответ в тестовую таблицу.

Время выполнения 60 минут
Вариант 2


  1. Какой установкой пользуются при проектировании новой техники?

  1. «Рассчитаем и теоретически проверим каждый элемент проекта отдельно, затем соберем и сразу реализуем на практике».

  2. «Заранее теоретически рассчитаем и проверим весь проект, а потом воплотим его в жизнь».

  3. «Выполним элементы проекта, проверим их на практике отдельно друг от друга, затем соберем и воплотим весь проект».




  1. Какие действия предусматривает определение степени соответствия изделия эргономическим требованиям?

  1. Изучение условий эксплуатации.

  2. Определение роли человека в работе машины.

  3. Все выше перечисленные действия.



  1. Что включают в себя эргономические исследования?

  1. Оценку организации действий человека.

  2. Оценку позы оператора и ее изменения.

  3. Распределение функций между человеком и машиной.




  1. Какой из подходов к разработке искусственного интеллекта ориентирован на неформализованные процедуры?

  1. Традиционный.

  2. Гибридный.

  3. Технократический.




  1. На каком этапе можно произвести эргономический анализ?

  1. На этапе технического задания.

  2. На этапе проектирования.

  3. На любом этапе.




  1. Какие факторы способствуют появлению утомления?

  1. Факторы, связанные с использованием техники.

  2. Факторы, связанные с нарушением режима труда и отдыха.

  3. Все выше перечисленные.




  1. Чем определяется организация отдыха?


  1. Характером работы и условиями быта человека.

  2. Склонностями человека, характером работы и условиями быта человека.

  3. Условиями быта человека и склонностями человека.




  1. Что относят к гигиеническим факторам?

    1. Освещенность, влажность, температуру, давление.

    2. Размеры и форму тела работающего человека.

    3. Силовые, скоростные энергетические, зрительные возможности человека.




  1. Что относят к психологическим факторам?

    1. Размеры и форму тела работающего человека.

    2. Силовые, скоростные энергетические, зрительные возможности человека.

    3. Особенности восприятия, памяти, мышления, моторики человека.




  1. Кто из ученых внес большой вклад в развитие отечественной эргономики?

    1. Ю.К.Стрелков, Н.С.Пряжников, А.Н.Романов.

    2. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.П. Мунипов.

    3. И.И.Шевцова, С.С.Сергиенко, Е.Ф.Коржуева, Ю.К.Стрелков.




  1. В каком году был введен термин «эргономика»?

    1. 1962.

    2. 1949.

    3. 1927.




  1. Что такое система «человек-машина»?

    1. Физическая конструкция.

    2. Тип организации.

    3. Основное абстрактное понятие эргономики.




  1. Кто из ученых создал в Советской России новую науку, которую сначала назвали «эргология», а затем «эргонология»?

    1. В.М.Бехтерев, В.Н.Мясищев.

    2. В.М.Мунипов, П.И.Зинченко.

    3. А.Г.Вычегжанин, В.Г.Темнов.




  1. Как можно определить природу и специфику эргономики?

    1. Как род занятий.

    2. Как методологию особого типа.

    3. Как научную и проектировочную дисциплину.




  1. Кому принадлежит ведущая роль в системе «человек-машина?

    1. Технике.

    2. Человеку (группе людей).

    3. Окружающей среде.




  1. Что такое человеческие факторы в технике?

    1. Это характеристики человека.

    2. Это характеристики технического средства.

    3. Это совокупные качества системы «человек-машина».




  1. В какой стране впервые был использован термин «эргономика»?

    1. США.

    2. Россия.

    3. Англия.




  1. Как называется режим передачи информации пользователем компьютеру, носящий континуальный характер?